Всем привет! Примерно 2 недели назад на Хабре появилась статья «1000 слов о реальном опыте удаленной работы». Та статья описывала наш опыт удалённой работы, предшествующий созданию сервиса Remote.st.
Сегодня с расскажу о причинах и истории появления Remote.st
Из 11 лет своей трудовой карьеры примерно половину времени я работаю в распределённых командах. И я считаю что работать в одной комнате, за одним столом намного эффективнее чем когда команда разбросана по миру. Гораздо быстрее и проще подойти к человеку, и задать интересующий тебя вопрос, или обсудить возникшую проблему, чем пытаться это сделать через текстовые чаты (мы использовали Jaconda.im), или звонить ему в Skype или Hangouts.
Но реальность такова что в мире всё больше и больше людей работает удалённо. И я ощущаю этот тренд на себе. Моя команда в shopium.ua состояла из крутых разработчиков разбросанных по всей Украине. Креативное агентство моего партнёра по Remote.st (Кир Горшков) уже 4 года выигрывает тендеры и делает крутейшую рекламу таким компаниям как Coca-Cola, Panasonic, Roshen, TetraPak, Hyundai, и при этом офис у них используется только для встреч с клиентами, а сотрудники так-же свободно перемещаются по миру. Предыдущие полгода я провёл на острове Самуи в Таиланде, откуда работал со своей командой.
Я всегда знал что в распределённых командах в первую очередь страдает коммуникация. Сложно обеспечить необходимую плотность обмена информацией. Все знают что при разговоре 1-на-1 до 80% информации передаётся невербально. При работе всё так-же. Есть много мелких, не очень важных кусочков информации, которые по отдельности не стоят того чтобы ради них «созывать встречу» в Hangouts, но зная которые ты можешь делать свою работу лучше.
Redmine, Basecamp, Мегаплан, Teamlab, Bitrix24, KanbanFlow, Trello: все они ориентированы на левое полушарие
Так, на пересечении этих фактов, появилась идея Remote.st
Что такое Remote.st
В Remote.st мы попытались не впадая в скевоморфизм максимально приблизить ощущения работы в одной комнате.
Заходя в комнату ты сразу видишь кто из твоих коллег сейчас работает.
В первой версии мы всегда для каждого участника показывали живое видео, но кодирование/декодирование видео давало серьёзную нагрузку на CPU, и работать за компьютером было не комфортно. Поэтому в обычном, «пассивном», режиме мы показываем фотографии, которые обновляются раз в 2 секунд.
После того как девушка Кира не выйдя из Ремоута зашла с компом в туалет — добавили немного прайваси, теперь фотки пикселизируются.
Клик на любого человека за 1-2 секунды открывает с ним видеопоток. Если ты уже в разговоре, клик на человеке присоединяет его к твоему текущему разговору. При этом одновременно в комнате может происходить сколько угодно разговоров. Участники одного разговора отмечаются одинаковым цветом.
И всё.
Этого оказалось достаточно чтобы почувствовать эффект. Люди, работающие в распределенных командах, меня поймут. Пока вы работаете удаленно, то складывается ощущение у сотрудников, что у них есть задачи на ввод/вывод. Поставили тебе задачу, ты ее сделал, перешел к новой. И все. Со временем, это превращается в кучку немотивированных фрилансеров.
С Ремоутом ситуация меняется. Ремоут стимулирует спонтанное общение. Вместо полуторачасовой конференции раз в неделю в Хенгаутс где одновременно общаются двое, а остальные делают вид что не спят, в Ремоуте у нас получается 20-40 «общений» со средней длинной около 5-ти минут, которые происходят именно тогда когда они нужны и между теми кому они нужны.
В работе стало больше «сверок по курсу», кратких сеансов связи на которых обсуждается текущий прогресс по задаче, и решение как её развивать дальше. За счёт сокращения времени на обратную связь производительность команды по моим оценкам выросла на 10-15%. Но что самое главное ребята в команде стали больше общаться между собой. А у Кира девушки стали краситься по утрам, перед работой, парням радует глаз. Это уже не стайка непричесанных фрилансеров в растянутых футболках, а команда сотрудников.
На чем все это работает
Технически Remote это бэкэнд на Python (Flask, PostgreSQL, Gevent, Gevent-websocket) и фронтэнд это одностраничное приложение на JS (AngularJS). Для передачи видео используется WebRTC. В текущей версии видео передаётся peer-to-peer между участниками. Для голосового ввода используется Web Speech API. Как STUN/TURN сервер используется rfc5766-turn-server.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Чем вы лучше Skype/Hangouts?
Вот этот вопрос стал дежурным везде. Ничем не лучше, а в ряде функции хуже. У нас разные задачи.
Remote предназначен для текучки. Быстрой, мелкой, с меняющимся круг лиц для обсуждения и временными рамками, ограниченными рабочим днем.
В свою очередь, только в нашем сервисе основа — это люди и процессы офиса, максимальная простота и скорость.
Что если я не хочу чтобы меня видели?
Это ваше право. Этот сервис для тех кто хочет видеть, общаться, и работать вместе со своими коллегами.
Что если внезапные звонки будут меня отвлекать?
Сейчас всё так-же как в офисе. Можно просто всем сказать «Я работаю, не беспокойте по пустякам». В будущем мы добавим режим «занятости», похожий на помидоры в Pomodoro Technique. Ты отмечаешь что в ближайшие 40 минут будешь занят. В это время вся команда видит что ты занят, и не будет тебя беспокоить по пустякам.
Текущее состояние
За первый месяц закрытой беты, у нас 500+ пользователей, входящих в почти в 170 компаний.
Россия, Украина, США, Канада, Австралия — основные страны проживания пользователей.
Соотношение русскоязычных пользователей к англоязычным, примерно 70 на 30. Мы получили положительные отзывы от известных людей. Мы отработали базовые сценарии и открыли свободную регистрацию.
Благодарности
Выражаем благодарность нашим семьям, которые вместе с нами испытывают все успехи и падения,
Отдельно всем неравнодушным к проекту и поддерживающим его своими советами.
Мы вас обязательно читаем, слушаем, обсуждаем ваши комментарии и принимаем во внимание.
Это сервис для людей.
Что дальше?
Проект уже прошел бета тестинг. Мы уже взлетели. Сервисом пользуются много компаний. И все больше хочется поделиться им с окружающими, поэтому для всех до 01.09.13 действует акция:
Зарегистрируйся на https://remote.st/ и напиши на support@remote.st кодовую фразу «Я c хабра», со ссылкой на свой профиль на хабре, и адресом, под которым зарегистрировался в Remote, и я добавлю тебе месяц бесплатного пользования сервисом.
Автор: rushman