Здравствуйте!
Прошлой зимой я рассказывал на страницах Хабра о создании робота-«охотника» на Ардуино. Я занимался этим проектом со своим сыном, хотя, по сути, 95% всей разработки осталось за мной. Робота мы доделали (и уже, кстати, разобрали), но после этого возникла новая задача: как обучать ребенка робототехнике на более систематичной основе? Да, интерес после выполненного проекта остался, но теперь нужно было возвращаться к самому началу, чтобы не торопясь и основательно изучать ардуино.
В данной статье я расскажу о том, как мы придумали сами для себя учебный курс, который и помогает нам в обучении. Материал в открытом доступе, вы можете пользоваться им по своему усмотрению. Конечно, курс не является каким-то мега-новаторским решением, но конкретно в нашем случае вполне работает.
Поиск подходящего формата
Итак, как я уже сказал выше, возникла задача обучать ребенка в возрасте 8-9 лет робототехнике (ардуино).
Первым и очевидным моим решением было сесть рядом, открыть какой-нибудь скетч и объяснять, как все устроено. Разумеется, загружая его на плату и глядя на результат. Довольно быстро выяснилось, что это очень сложно из-за моего «косноязычия». Точнее, не в том плане, что я плохо объясняю, а в том, что у нас с ребенком огромное различие в объеме знаний. Даже мое самое простое и максимально «разжеванное» объяснение, как правило, оказывалось довольно сложным для него. Оно бы подошло для средней или для старшей школы, но не для «началки».
Помучавшись так некоторое время без видимого результата, мы отложили обучение на неопределенный срок — до поиска более подходящего формата. И тут однажды я увидел, как устроено обучение на одном школьном портале. Вместо длинных текстов материал там был разбит на мелкие шаги. Это оказалось именно то, что нужно.
Обучение с мелкими шагами
Итак, у нас есть выбранный формат обучения. Превратим его в конкретные детали курса (ссылка на него).
Для начала я разбил каждый урок на десять шагов. С одной стороны, этого достаточно для раскрытия темы, с другой — не сильно растянуто по времени. Исходя из уже пройденных материалов, среднее время выполнения одного урока составляет 15-20 минут (то есть соответствует ожидаемому).
Что представляют из себя отдельные шаги? Рассмотрим, например, урок по изучению макетной платы:
— Введение
— Макетная плата
— Питание на плате
— Правило по сборке
— Подключение питания
— Детали для схемы
— Установка деталей
— Подключение питания к схеме
— Подключение питания к схеме (продолжение)
— Итоги урока
Как мы видим, здесь ребенок знакомится с самой макеткой; понимает, как на ней организовано питание; собирает и запускает на ней простейшую схему. Уместить больше материала в один урок нельзя, потому что каждый шаг должен быть четко понят и выполнен. Как только при составлении задания проскакивают мысль «ну, это вроде и так понятно...» — значит, при реальном выполнении это как раз и не будет понятно. Так что, лучше меньше, да лучше.
Естественно, не забываем про фидбек. Пока сын проходит урок, я сижу рядом и отмечаю, какие из шагов вызывают затруднения. Бывает, что неудачная формулировка, бывает, что не хватает поясняющей фотографии. Тогда, естественно, приходится корректировать материал.
Тюнинг
Добавим в наш курс еще пару педагогических приемов.
Во-первых, многие шаги имеют определенный результат или ответ. Его нужно указать из 2-3 вариантов. Это не дает скучать или просто «промотать» урок кнопкой «далее». Например, требуется собрать схему и посмотреть, как именно мигает светодиод. Я думаю, обратная связь после каждого действия лучше, чем общий результат в конце.
Во-вторых, я вывел наши 10 шагов уроков в правый угол в интерфейсе. Получилось удобно. Это для тех случаев, когда ребенок занимается совсем самостоятельно, а вы только проверяете результат в конце. Так сразу видно, где были затруднения (их можно тут же обсудить). И особенно удобно при занятии с несколькими детьми, когда время ограничено, но всех нужно проконтролировать. Опять же — будет видна общая картина, какие шаги чаще всего вызывают затруднения.
Приглашаем вас
На текущий момент это всё, что удалось сделать. На сайте уже размещены первые 6 уроков, и есть план еще штук на 15 (пока самые основы). Если вам интересно — есть возможность подписаться, тогда при добавлении нового урока вам придет уведомление на почту. Материал можно использовать в любых целях. Пишите ваши пожелания и замечания, будем улучшать курс.
Автор: druzhkov