Недавно здесь, на Хабре, появилась серия постов об особенностях ИТ-образования в разных учреждениях нашей страны… В одном из них был упомянут Московский Политех, сформированный за несколько лет из шести других вузов… И мы на ИТ-факультете уже упомянутого Мосполитеха решили высказаться со своей стороны — ведь тема образования и взращивания новых кадров для ИТ-индустрии актуальна как никогда.
С чего все началось
Все началось 3,5 года назад, когда руководство вуза, тогда еще Университета машиностроения (МАМИ), в частности, в лице ректора Андрея Николаенко, решило собрать новую команду для масштабного обновления образовательных программ и всей жизни университета. Изменения были сделаны немалые — студенты факультета информационных технологий обучаются по новым программам, сформированным экспертами из индустрии. Преподаватели у нас также из числа практиков — настоящие и бывшие руководители и сотрудники ведущих компаний ИТ-сектора. Это позволяет наполнить программы самыми прикладными предметами. Да и наличие в числе преподавательского состава людей из индустрии позволяет сотрудничать с компаниями, предоставляя студентам реальные проекты на реализацию. Студентам хорошо — они могут обкатать навыки, компаниям также отлично — получают практикантов и стажеров, свежие
Принципы работы ИТ факультета Московского Политеха
Поскольку мы применяем в своей работе на ежедневной основе новые для нашей системы образования принципы, у нас уже есть понимание, какие плюсы мы видим и с какими сложностями сталкиваемся. Хотим поделиться и с вами.
Летом 2014 года перед руководством ИТ-факультета стояла серьезная задача — необходимо было быстро принять решение, по каким программам и как учить ребят. Был выбор — использовать постепенное обновление программ или же действовать активно и масштабно, разрабатывая новые. Поскольку не первый день работаем в системе образования, понимали, что второй вариант чрезвычайно трудозатратен и рискован… Тем не менее выбрали его. Сейчас объясним, почему.
На этом этапе был сформулирован основополагающий принцип, которым руководствуется вся команда развития факультета информационных технологий и по сей день: “Мы строим такой факультет, на который не стыдно будет пригласить наших детей, детей наших друзей”. Это то, что драйвит каждого из нас и не позволяет спокойно спать, если мы понимаем, что сделали не все, что могли.
Концепция построения факультета
При выборе концепции построения факультета мы руководствовались тремя базовыми факторами:
Во-первых, у рынка труда в ИТ-сфере есть серьезные вопросы к старшекурсникам и выпускникам вузов по ИТ-специальностям. Именно поэтому большую роль в настоящее время играют программы дополнительного образования для студентов, которые реализуются силами различных ИТ-компаний.
Во-вторых, мы понимаем, что нет большого смысла копировать модели университетов-брендов, которые строились и живут на основе многолетних традиций, научных коллективах и их трудах.
В-третьих, нам было важно выпускать студентов с таким набором знаний, чтобы они могли начать работать сразу после выхода из стен университета. А еще лучше — начали применять навыки еще на этапе обучения.
Размышляя над этими факторами, мы выбрали путь фокусирования на практико-ориентированных программах как в бакалавриате, так и в магистратуре. Эти программы должны были стать уникальными по содержанию в стране, а также разрабатываться и формироваться ведущими экспертами из индустрии. Таких экспертов в рамках вуза мы называем Руководителями образовательных программ (РОП).
РОП в идеале является человеком из индустрии, который очень хорошо знает отрасль с точки зрения актуальных требований, знакомства с ключевыми экспертами, компаниями и технологиями. Он отвечает за то, какие дисциплины и в каком порядке будут изучать студенты, какие проекты выполнять, в каких компаниях проходить практику.Также он подбирает преподавателей и регулярно оценивает их работу.
В настоящее время мы пришли к тому, что для эффективной реализации программы необходимо наличие двух руководителей образовательной программы — индустриального и академического. Просто потому, что индустриальные руководители образовательных программ — это люди, которые и сейчас работают в других компаниях, они держат руку на пульсе, участвуют в конференциях, создают свои продукты и развивают стартапы. Требования к академическому РОПу с точки зрения индустрии намного меньше, однако этот человек должен очень внимательно работать с документами и отзывчиво обрабатывать все запросы студентов и преподавателей. То есть это административная позиция, которая обеспечивает функционирование уже налаженной образовательной системы.
Какие же базовые принципы наших образовательных программ?
- Каждый преподаватель прикладной дисциплины имеет активный опыт в той области, которую он преподает. В нашем понимании преподаватель, который вынужден вести дисциплину, где он не имеет реального опыта работы, может давать ее только на начальном теоретическом уровне (как правило, такие курсы начинаются со слова “Основы...”). Но мы же помним, что студентам нужны реальные и актуальные знания?
- Внутри каждого семестра студент делает индивидуально, либо в группах законченный IT-проект, задание для которого сформулировано бизнесом и адаптировано под его компетенции. При этом методички для выполнения проекта нет, но есть периодические встречи с куратором из вуза и индустрии для корректировки результатов.
- Формируем основные навыки по специальности в первые два года, вынося узкоспециализированные курсы на вторую половину обучения. Туда же переносим ряд экономических курсов. Так мы добиваемся двух вещей — все студенты, даже те, кто не смогут освоить высшую математику, имеют в руках навыки, которые позволят им при желании быстро найти работу на рынке труда. Вторая особенность — зная основы и особенности профессии, студенты лучше осваивают математику, экономику, так как они понимают, где и как эти знания могут пригодится.
- Выстраиваем параллельные траектории развития студентов — в научной, предпринимательской части, а также в части развития коммуникаций (SoftSkills).
- Практические дисциплины принимаем не по билетам, а через практико-ориентированный экзамен, задание для которых разрабатываем по методикам WorldSkills. В течение 1-3 дней студенты должны решить объемный практический кейс
- Обновление учебных модулей. Стараемся учить до формирования компетенции, а не просто провести дисциплину и забыть. Если мы понимаем, что не удалось научить каким-то навыкам за один семестр, мы принимаем решение увеличить “зачетные единицы”, как принято говорить в вузе, на данную дисциплину.
А теперь о трудностях и особенностях…
С какими трудностями мы сталкиваемся при реализации программы? Безусловно, нам чрезвычайно повезло с руководством университета, которые всегда помогали в части бюрократических вопросов, поэтому не хотелось бы ныть. Кто работает в сфере образования, понимает, с чем приходится сталкиваться, а те, кто не работает — не хотелось бы вас пугать :))
Перечислим лишь несколько особенностей, над которыми мы постоянно работаем:
- Оплата труда преподавателя из индустрии — вписаться в бесчисленные требования законов крайне сложно.
- Работа с партнерами факультета для поиска преподавателей, учебных проектов, экспертизы программ.
- Формирование разных траекторий развития студентов (в научной, технической, предпринимательской части).
- Методическая поддержка при построении новых курсов.
Если вас заинтересовали подробности, то приглашаем вас подписаться и ознакомиться с материалами группы ИТ-факультета, которую мы активно ведем с весны. Здесь выкладываем интервью с преподавателями, студентами факультета, сообщаем об активностях, которые организуем или собираемся участвовать.
Если вы представляете ИТ-компанию и заинтересованы в сотрудничестве, мы будем рады с вами пообщаться. Пишите на почту fit.mospolytech@gmail.com
Автор: mdanshina