Привет, хаброчеловек!
Боюсь показаться очевидным, но создание продукта — совсем не то же самое, что разработка проекта. Это как сравнить полномасштабную военную кампанию и одно маленькое сражение. Силы разные, цели отличаются, тактика заменяется стратегией, а конечный результат отделён минимум месяцами, а иногда и годами. И такие же годы понадобились, чтобы осознать эту разницу, построить вокруг неё рабочий процесс и создать команду, способную выигрывать не битвы, а войны.
Постараюсь сегодня рассказать о предпосылках, результате и дать конструктивные, общестенно-полезные выводы. Кстати, если у вас образовался очередной сложный клиент — можете ему скинуть ссылку на эту статью, пусть осознает масштабы происходящего за кулисами улыбчивой девочки-менеджера или стильно одетого мальчика-продажника.
Аттеншн, лонгрид!
Вместо предисловия
В далёком 2013 году я задался целью рассказать об организации Workflow для растущей IT-компании на примере собственной — Fruitware. Задумывался цикл статей, но хватило меня только на одну. Прошли годы, много воды, кровавых слёз, пота и нервов утекло. И всё время управления компанией, проектами, работы с клиентами меня не покидало ощущение неправильности. Что-то шло не так. Делались интересные проекты, закрывались инвойсы, файлы отправлялись на сервера клиентов, а приложения — в маркет и стор. Но, нередко, закрывая очередной проект в redmine (да, мы до сих пор используем redmine, правда он оброс кучей связок и интеграций, но это отдельная история), заканчивалась и история самого проекта. Он попадал в долгий ящик, пылился с базовым контентом, для него не продлевали домен. Вообще, казалось, что работы идут «в стол». Конечно так было не каждый раз (мы бы сошли с ума :), но как минимум 20% работ не ушли дальше передачи всего клиенту.
Мысль истерически подёргивалась в районе подкорки, но вал текущих дел постоянно отвлекал внимание, а очередной дедлайн, срочная доработка или новый клиент фокусировали на понятной цели — выполнить заказ качественно и в срок. Так не могло продолжаться вечно, и в какой-то момент мысль о неправильности отвоевала себе «машинное время» — я смог обдумать её.
Предпосылки
Проект — это задача (ну, или набор задач) в рамках постановки от клиента. Это одно маленькое сражение команды против сроков и неадекватности или просто переменчивости клиента.
Продукт — это не то, что просит клиент, а то, что нужно его бизнесу. Даже если он ещё пока об этом не подозревает. Даже если он встретит продукт в штыки. Даже если он видит всё совсем по-другому.
«Так и в чём разница? В том, какую задачу решать?» — спросит меня читатель. В целом да, но не совсем :) Разница конечно же в подходе и предпосылках. Почему проекты «пылятся на полке»? Причин не так уж и много (сразу отметём ужасные вроде краха бизнеса или уголовного дела, которое завели на клиента :):
- клиент хотел именно сайт, но не думал о том, что кроме сайта нужно что-то ещё;
- классная идея приложения родилась в голове далёкого от маркетинга, онлайн-бизнеса или управления проектами человека;
- сайт или приложение сами по себе не были нужны клиенту, просто ему сказали, что без них он не в бизнесе, вот и заказал, «для галочки»;
- клиент в общем-то и не хотел запускать проект — это его личный гараж и любимый жигулёнок, который по выходным так приятно ковырять;
- клиент хотел не сайт, он хотел поднять продажи, вывести бизнес на новый уровень, он хотел этой вашей цифровой рекламы;
- клиент переоценил свои силы — думал, что «Машенька» справится с ведением сайта, а «Мишенька» с маркетингом, но, увы, нет;
- приоритеты поменялись, а сказать об этом стыдно и не по-деловому — контракт есть контракт;
- ииии, да, это был «распил».
Может список и не исчерпывающий, но все эти причины из одного источника — клиент решил стать «автомехаником» в вашем «сервисе». Ну, или хотя бы ключ подержать и свой бортжурнал принести.
Если говорить проще и формулировать одним предложением — клиент взял вольно или невольно на себя нашу (вашу) работу и принялся с остервенением лечить симптом, а не болезнь. Пришёл за решением проблемы, которая на самом деле проблемой и не была. А мы «повелись» и, не разобравшись, принялись её решать.
О, вот так уже вроде бы нащупываем источник всех бед и можем начинать «лечить». В чём же ошибся наш «генерал» и как ему помочь организовать кампанию вместо штурма соседского огорода?
Результат измышлений
Вот тут меня, собственно, и осенило.
Во-первых, оказалось, что мы таки занимаемся рекламой. Неприятная новость для айтишника — почти как для обывателя вязкое и липкое слово «политика». Мы же не «впариваем» — мы же инженеры, учёные, бунтари и гении, повелители нулей и единиц, властелины сети, не коммивояжеры какие-то. Но если убрать весь пафос и предвзятое отношение — маркетинг тоже наука. Да ещё и на стыке психологии, социологии, экономики, математики, инженерии — много чего сошлось вместе, чтобы тот же Apple собрал свою армию фанатичных последователей. Поэтому смиряемся, вдохновляемся и едем дальше.
Во-вторых, у нас уже есть все карты на руках. Вот же он, системный аналитик. Ну да, нужен ещё маркетолог. И психиатр психолог. Неплохо было бы клиента «просканировать», заНЛПешить, влезть к нему в голову и понять мотивацию обращения. Точно! Давайте вызнаем у него всё досконально, загоним в угол и не дадим и шанса напридумывать себе всякого разного в лучших традициях писателей фантастов. Нужно брать клиента штурмом, выпытывать у него всё на личной встрече, тщательно записывать, задавать неудобные вопросы и копаться в его грязном (или чистом — тут уж как повезёт) белье бизнесе. В итоге мы поймём, чего же наш божественный великолепный клиент изволит желать по-настоящему. Может ему не сайт нужен, а лэндинг. Или может даже хуже — ему вообще в соседнюю дверь, где BTL-акции, тотальная реклама, наружка и sms-рассылки. Будем разбираться.
В-третьих, король-то голый. Ну нужен ему сайт. А что сайт, вообще-то, требует контента, что о нём сам по себе весь мир не узнает, и вообще грош ему цена (даже если цена была пол-ляма вечно-российских) без домена,
В-четвёртых, даже если клиент всё это знает, не факт, что «машенька» смогёт, а «мишенька» сумеет сайт вести и промотировать, и что вот этот вот зелёный, мигающий красным, баннер на вашем ми-ми-ми стильном современном и прочая сайте всю конверсию не завернёт узлом, а клиенты не умчатся к конкуренту быстрее, чем господин самый генеральный директор проговорит R-O-I.
Собирая пазл по кусочкам я пришёл к такому вот набору «юного продуктолога», команде, которая сумеет и смогёт:
- Бизнес-аналитик, эмпатичный, со знаниями маркетинга.
- Маркетолог, который вот тут, рядом, всё детализирует и подскажет, куда и как эту ЦА ткнуть, чтобы она таки купила.
- Клиент-менеджер, который нашего дражайшего и драгоценного клиента будет держать подальше от продукта и команды.
- Продукт-менеджер (он же продакт-овнер на вечно-английском), который за продукт порвёт не только глотку, но и сроки вместе с бюджетами.
- Арт-директор, который скорее «съест на завтрак свой галстук», чем позволит зафигачить тот самый мигающий баннер в этот ваш матириал-дизайн.
- Дизайнер, который поиграет со шрифтами, отфотошопит и заиллюстрирует по прототипу продакта всё как надо.
- Начальник департамента разработки, он же главный по срокам, качеству и эффективности, отдаст проект именно тому инженеру, который его сделает в рамках клиентского бюджета, без рефакторингов, смузи, свитшотов и гироскутеров — именно на том движке, который максимально эффективно (читай качественно, быстро и соразмерно денежке) решит задачу клиента.
- Тот самый инженер-программист (или несколько), которые будут колдовать отсюда и до QA-отдела, чтобы кнопочки тыкались, формочки отправлялись, а денежка от покупателей приходила на счёт клиента, а не в счёт финансирования войны в Ливии.
- QA, известный в широких кругах как тестер, которого все ненавидят за то, что сорвал выкладку уже такого готового релиза, найдя КРИТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ.
- СЕОшник, который и пиксель фейсбука добавит, и семантическое ядро набросает — прям все вот эти вот «купить чайник в бирюлёво онлайн» структурирует и раскидает по страницам сайта.
- Контенщик, который и напишет, и на сайт опубликует, и правильно выполнит заковыристые противоречивые инструкции СЕОшника.
Ну и по мелочи — таргетолог, smm-специалист, дизайнер по баннерам, редактор текстов… В общем давайте уже давать. В смысле ставить ваш корпоративный сайт в работу.
Выводы
Помните, я там, в заголовке, писал про деньги? По-моему, тут всё уже доходчиво и прозрачно, но на всякий случай, раскрою мысль. Все эти вышеуказанные люди есть в каждом успешном проекте. А кроме них ещё могут быть и мобильные разработчики, и UX-специалист (если product-owner не знает Axure и не склеит интерактивный прототип). И ещё есть офис-кофе-плюшки-налоги-порш в лизингскромная малолитражка директора и бюджеты на обучение новых специалистов, на досуг крутых работников. И заначка на чёрный день.
Если вы таки дали почитать статью клиенту, и наш читатель сегодня, вероятно, тот самый, кто оплатил (или оплатит) весь этот кордебалет, то я думаю излишне будет напоминать, что всё это просто не может стоить 100 рублей. И тысячу не может, к сожалению. И даже 10 тысяч не может.
Но, держать свой штат — маркетинговый отдел, специалистов по разработке, поддержке и администрированию, качественного автора текстов, креативщиков — это значит платить им зарплату каждый месяц. И не факт, что на вашем одном проекте захочет работать крутой профессионал, даже если у вас на него есть деньги. Я уже молчу о том, что этот самый профессионал просто не сможет развиваться сообразно всем новым тенденциям, поспевать за технологиями без мощной команды. И сбежит от вас, дай бог, доведя очередной баг-репорт до условного статуса «выполнено».
Так что прайс в сотни тысяч рублей — он оправданный. И даже в пару миллионов, если вся эта команда будет на вас работать не один месяц. Зато и результат не прийдётся переделывать. И разочаровываться в нём не прийдётся. И клясть последними словами дураков-программистов и того друга, который порекомендовал сделать сайт для повышения продаж — тоже не прийдётся.
Автор: rassol