Итак, на предыдущей стадии я переписывался с производителем и продавцом. Производитель советует дать продавцу их телефон, и они направят продавцам инструкцию по возврату. Продавец же знать ничего не желает, за возвратом денежных средств посылает обращаться к производителю или к его СЦ, хотя права такого не имеет.
Следующая стадия заключается в составлении и направлении жалобы в потребнадзор и ФАС.
В ФАС будем подавать коллективную жалобу. Но перед этим её нужно грамотно составить.
Вот примерная наметка текста жалобы в Антимонопольную службу
[ Начальнику ФАС от… тел. ....]
[Жалоба на Общество с ограниченной ответственностью «Леново (Восточная Европа/Азия)»
ОГРН 1057746767055
Адрес 143407, Московская Область, Красногорск Город, Строителей Бульвар, 4, 1, ПОМ.VII
ИНН 7703549291
КПП 502401001
]
[Описание сути проблемы.]
[Включается переписка с продавцом и производителем.]
[ ФАС хотела узнать, будет ли данная процедура востребована среди пользователей. По ссылке fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_22996.html есть информация, что глава Acer в СНГ Глеб Мишин говорит «На самом деле это никому не нужно. К нам никто не обращается с просьбами о возврате денег. Ноутбуки без операционной системы будут покупать только те, кто привык покупать нелицензионный софт». К сожалению, Глеб Мишин, слишком низко оценивает пользователей. На самом деле потребители не обращаются за возвратом как раз по тому, что плохо отработана процедура возврата.]
[ приводится моя история, через что приходится пройти потребителю: убеждать продавцов, что я имею право, звонить производителю и спрашивать, кто здесь виноват, продавец или производитель, переписываться с продавцом, обращаться в контролирующие органы.]
[ По данным опроса на ресурсе habrahabr.ru от 17 августа 2013, 57% пользователей не хотят приобретать Windows. Однако, они вынуждены не возвращать деньги, поскольку данная процедура пока что связана с большими трудностями и времязатратами. Также многие пользователи заключают лицензионный договор с Майкрософт под влиянием заблуждения и неосведомленности о возможности отказа.]
Конкретные требования, которые должна требовать ФАС от производителей:
относительно тех, что уже на прилавках магазинов
- В 2009 году всем производителям ноутбуков было предписано разработать процедуру возврата стоимости ОС. Не все производители в полной мере соблюдают данное предписание. У некоторых производителей не определена процедура возврата за windows 8. Наложить штраф на производителей, нарушающих данное предписание.
- Информацию о праве отказа прямо в магазине должна доводиться до каждого покупателя продавцом.
- Продавцы не должны отказываться проводить данную операцию на месте, посылая в СЦ. Обращение покупателя только через СЦ для реализации процедуры возврата противоречит 20 статье ЗоЗПП. Кроме того, авторизованное вмешательство — это уже фактически ремонт и устранение недостатка (удаление ненужного навязанного софта), то есть одно обращение в сервис, которое должно отмечаться в гарантийном талоне. Оплата транспортных расходов и всех других, связанных с таким обращением, должна производится за счёт изготовителя или магазина, согласно статье 20 ЗоЗПП.
- Цены во всех регламентах отказа от ОС у производителей взяты с потолка. Они сильно разнятся между производителями и ценами на аналогичные продукты на рынке. К примеру, у Lenovo сумма компенсации составляет 1800 рублей (либо 1600 рублей из другого источника), однако средняя цена на OEM-версию windows 8 x64 pro составляет 5000 рублей. Обоснование суммы компенсации не предоставлено. Я считаю сумму компенсации несправедливой, поскольку покупатель не может получать возмещение по отгрузочным ценам Майкрософта производителю — это противоречит принципам торговли и нашему потребительскому законодательству. Тем не менее, Microsoft запрещает производителям называть покупателю цену за OEM-версию windows, включенную в стоимость ноутбука. Таким образом, я считаю, что сумма компенсации должна измеряться по справедливой стоимости и составлять 5000 рублей.
- Продавец согласно ЗоЗПП является тем экспертом, который обязан знать все свойства сложного товара. Он должен понимать такие вещи, как конфигурация, наличие ОС, уметь демонстрировать всё это в работе. Если покупателю не требуется квалифицированная помощь по удалению ОС с ПК, то есть он сам в состоянии набрать и выполнить команду dd if=/dev/zero of=/dev/sda, продавец обязан сам определить отсутствие ОС на диске и должен сам осуществить возврат всего OEM-комплекта в свой канал сбыта. О таком же праве обращения к продавцу говорит и потребительское законодательство.
относительно новых ноутбуков
- Новые ноутбуки должны продаваться либо без ОС, либо со свободными ОС, либо с условно-бесплатной версией ОС, либо же с проприетарной ОС, при этом последняя должна быть дополнительной предлагаемой опцией за ОТДЕЛЬНУЮ цену. На ценнике магазин обязан указать обе цены: в предположении, что пользователь согласится с условиями использования предустановленной ОС, и в предположении, что он откажется.
- Проприетарные OEM-версии ОС все российские продавцы должны получать от производителя как отдельный товар с собственной ценой. Только в этом случае можно будет справедливо возмещать по цепочке от поставщика к продавцу реальную продажную цену.
- Решение о комплектности платной ОС может и должно приниматься только в магазине, но не в СЦ. Удаление предустановленного ПО и возврат уплаченных денег за него должно производится непосредственно в магазине, его сотрудником. Покупатель только изъявляет желание удалить предустановленное ПО.
- Наклейка на корпус компьютера, если она требуется согласно условиям лицензии, должна клеиться только в случае согласия пользователя. Если в тексте лицензии ничего не указано насчёт наклейки на корпусе, пользователь может наклеить её по своему желанию.
- Производители не должны ставить логотип windows на клавиатуры ноутбука, поскольку это вводит потребителя в заблуждение, якобы данный ноутбук может работать только под ОС windows, таким образом поддерживая монополию Microsoft на поставки ОС для пользователей. Исключение могут составлять те случаи, когда ноутбук действительно обладает таким недостатком (например, ноутбуки с WinRT).
Юр. адреса Нотика (магазин ноутбуков)
ООО «НОТИК», ОГРН 1117746869008
Юридический адрес — 105120, г. Москва, ул.Нижняя Сыромятническая, д.11, к.1
Фактический адрес — 105120, г. Москва, ул.Нижняя Сыромятническая, д.11, к.1
Магазин на Рижской:
ООО «Кронберра». 129110, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 68, стр. 1. ОГРН 1107746611290
Кто знает как это всё составляется и подаётся, прошу помочь.
Автор: agent0