В декабре 2013 года мы выступили на конференции Mobile Developer&Business Day с докладом «Особенности разработки мобильных приложений для СМИ». В презентации мы обобщили опыт EastBanc Technologies в разработке мобильных приложений для российских и американских СМИ, попытались коснуться всех важных вещей, которые когда-то стали для нас открытием. Мы хотим донести до читателей, как важно понимать, для чего вы делаете приложение: как поддержку бренда или расширение канала сбыта, т.к. по-нашему мнению для разработчика очень важно осознавать, за какую задачу он взялся и адекватно оценить ресурсо- и времязатраты.
В данной статье мы «беллетризировали» доклад. Надеемся, что-то полезное для себя найдут как начинающие разработчики, так и бывалые.
Три вида классических приложений для СМИ
Мы разделили медийные приложения, с которыми доводилось работать, на три типа, очень сильно отличающиеся по времени и сложности разработки, а что самое главное — по своим целям и способам монетизации. Как раз сейчас к нашему портфолио добавился четвертый тип приложения для СМИ— весь насквозь кастомный и очень сложный. Но о нем чуть позже и в отдельной статье.
Тип | Контент | Монетизация | Разработка | Наш пример |
---|---|---|---|---|
Streaming | Потоковое радио и видео-контент. Бесплатный. | Слабые возможностями брендирования и монетизации непосредственно приложения, но стриминг расширяет круг пользователей радио и встроенная статистика может показать насколько | Быстро, недорого в разработке, в backend’е обычно хватает просто streaming-сервера. | «Комсомольская правда» habrahabr.ru/company/eastbanctech/blog/170651/ |
Электронные СМИ | Обычно такие СМИ представлены порталом, где кроме или вместо потокового контента присутствуют еще новости, статьи, фотогалереи, репортажи и т.д. Контент бесплатный. | Тут уже больше возможностей для создания уникального дизайна, отдельных его элементов, высокий уровень интерактивности при работе с пользователем и расширенные возможности по монетизации за счет баннеров и целей текстовой рекламы. | Сроки и деньги по реализации такого проекта чуть выше, чем в первом случае, но тоже вполне приемлемые для большинства представителей СМИ. | Линейка приложений для портала BFM.ru habrahabr.ru/company/eastbanctech/blog/189014/ |
Медиахолдинг | В нашей классификации включает в себя выпуск и бумажных экземпляров — газет, журналов, отдельных спецвыпусков. | Здесь уже появляется платный контент — электронные версии газет и журналов, которые распространяются за счет продажи отдельных номеров или подписок через средства магазинов мобильных платформ. | Решение дорогое, полностью передает аутентичность и стиль издания. | На российском рынке работать с такими приложениями нам еще не приходилось, в пример можем привести совместную с вашингтонским офисом EastBanc разработку для The Washington Post www.eastbanctech.com/portfolio/the-washington-post-for-ipad/ |
Полиграфичность vs Мобильность
Мы всегда очень много говорили именно о дизайне приложений для СМИ, т.к. тема непростая и интересная. Каждый раз приходилось искать собственный путь, нигде не написано, каким этот дизайн должен быть, а он совершенно точно должен отличаться от дизайна игровых, соцсетей, органайзеров и т.д. Основной целью всегда было создание дизайна, сохраняющего стиль и лоск издания, но при этом нельзя было забывать о том, что это мобильное приложение и что с ним еще и работать нужно как с мобильным приложением.
Сталкиваться приходилось с разными проблемами на поприще дизайна. Например, в конце 2012 года мы взялись за разработку мобильной версии телерадиоканала «Комсомольская правда» на платформе Windows 8, на тот момент только-только проанонсированной (как выкрутились, рассказали тут).
А при создании линейки приложений BFM.ru на iOS, Android, WinPhone и Win8 требовалось повторить одно и то же приложение на нескольких разных платформах, соблюсти гайдлайны каждой, сохранить единый стиль, да еще с отсылкой к «материнскому» порталу. По сути, нужно было сохранить фирменную «полиграфичность» BFM, когда новости и статьи оформлены как в классическом деловом издании, при этом дизайн должен был остаться истинно мобильным со всеми особенностями, присущими каждой мобильной платформе.
Что мы сделали:
- Проработали дизайн элементов приложения в стандартах каждой операционной системы.
- Весь контент брали с сайта BFM.RU, включая картинки. Приложение поддерживает галереи, ленту новостей, статьи, комментарии в привычном для посетителя сайта стиле.
- Сделали добавление в Favorites и навигацию по разделам — для всех ОП.
- Для Windows 8 использовали плитки, прокрутку и навигацию также в стиле Windows 8. Но при этом оформление рубрик, статей и контента согласуется с «родным» сайтом.
- Сделали поддержку жестов и привычное расположение спрятанных системных функций.
- Сохранили полиграфичный стиль статей и новостей на всех платформах, разбив тексты на газетные колонки. Также это решило проблему обилия текстовой информации — BFM зачастую иллюстрирует материал лишь одной картинкой или вообще не иллюстрирует, в том числе для того чтобы это не выглядело скучно на экране мобильного устройства и были задуманы колонки.
Оценить, как это смотрится на iPad, iPhone и Surface можно, посмотрев обзор.
Что важно учесть при работе с сервисами новостных мобильных приложений
Первым делом, не стоит забывать о стандартных ограничениях для всех мобильных приложений. Это, прежде всего, минимизация объема передаваемых данных, которая необходима для экономии трафика, а также для того чтобы приложение было более удобным и отзывчивым.
Минимум траффика достигается разными способами:
- Необходимо на стороне сервера поддерживать заголовки If-Modified-Since. Это позволяет клиентской части грузить контент только при наличии изменений с момента последнего запроса.
- Сервер отдает для каждой категории минимум данных (идентификаторы и даты обновления, например), а клиент выбирает, что из списка нужно перекачать целиком (содержание новости: автор, дата публикации, описание, картинка и т.п.).
- Архивация передаваемых данных.
Отдельно хочется сказать о требованиях при создания новостных приложений.
Лента новостей
Если есть бесконечная новостная лента, свежие новости должны догружаться сверху и быть первыми в ленте. В то же время должна осуществляться поддержка загрузки более ранних новостей (эффект от прокрутки ленты пользователем вниз). Хороший пример — API twitter timeline.
Группировки и категории контента
Классически новостные приложения поддерживают группировку новостей по категориям или рубрикам. Серверная часть в этом случае должна фильтровать ленту новостей и отдавать по запросу новости соответственно выбранной рубрике. Фильтрация на стороне клиентской части может значительно снизить производительность.
ТОПы, Главные, Breaking News
Новости, которые необходимо выделить при отображении в мобильном приложении, должны иметь соответствующие свойства, которые характеризуют их значимость. В большинстве случаев желательно сделать отдельный запрос, который на каждый момент времени возвращает текущие «главные» новости.
Поиск
В новостном контенте необходимо поддерживать поиск, это делает приложение более удобным. А поскольку искать будут не только в последних новостях, поиск должен быть реализован на сервере.
Формат
Есть два основных способа передачи данных о новости:
- html-контент всей новости, на клиенте отображается внутри встроенных веб-браузеров. Плюсы — можно изменить шаблон отображения статьи на сервере и он сразу изменится в мобильном клиенте. Но часто для поддержки картинок внутри статей на клиенте делают javascript для загрузки изображения нужного размера на текущем устройстве, необходимо тщательно тестировать измененный шаблон перед публикаций на реальном сервере.
- son/xml/plist и другое — может отображаться как в виде нативных элементов, так и аналогично первому варианту, но с предопределенным шаблоном.
Медиа-контент
Для медиа-контента очень важно поддерживать все возможные размеры устройств (для iPhone Retina и не-Retina, + iPad аналогично, + 2 (как минимум) для Android и несколько для WinPhone’ов): использовать маленькие картинки на больших экранах — некрасиво, а большие на маленьких — тяжело.
Старт разработки приложения для СМИ — наши правила
Мы вывели для себя очень простые правила, которых теперь обязательно придерживаемся в начале разработки приложений для СМИ:
- Выяснить портрет пользователя (потребителя контента). Нужно с пристрастием расспросить заказчика о том, кто их читает/слушает/смотрит. Как правило, эти вопросы у заказчика проработаны и исследованы от и до, главное — отнестись к этой информации внимательно.
- Определить цели приложения и его вид (класс). Совсем не так просто, как выглядит на первый взгляд. Также решается в долгих бдениях и совместных медитациях с заказчиком.
- Провести анализ контента «материнского» издания. Чем глубже анализ, тем больше проблем встает перед разработчиком и оказывается, что каждое приложение для СМИ — как снежинка, совсем непохоже на другие. Например, после тщательного анализа контента портала BFM.ru перед нами в полный рост встала проблема обилия текста и скудности иллюстраций. Решение ее повлекло за собой создание всей концепции приложения.
- Доступность получения контента в рамках существующего ИТ-ландшафта. Когда начинаем анализировать требования и общаться с заказчиком, обязательно сразу оговариваем вопросы доступа к CMS и API. Надо задать вопросы, как у заказчика организован процесс публикации на сайте, есть ли какие-то веб-сервисы для мобильных устройств, поддерживают ли сервисы обновление не всего контента, а только нового и т.д.
- Варианты монетизации. Важно понимать цели клиента и совместно стремиться к их реализации.
Проработайте эти ключевые моменты на старте проекта и вы получите успешный мобильный продукт сейчас и его управляемое развитие в будущем.
Будем рады вопросам!
Автор: eastbanctech