В этой публикации я расскажу о том, как медленно — но верно, развивается опубликованный год назад проект, появившийся как просто увлечение, но ныне (все еще) подающий надежды.
О самом проекте я уже писал здесь и тут. В нескольких словах — это ориентированное на автолюбителей мобильное приложение для замера времени разгона 0..100 и веб-сайт, куда можно загрузить данные, посмотреть статистику и т.п.
За год жизни проекта мы накопили некоторое количества опыта, которым я хочу поделиться с читателями.
Начну делиться сразу под катом…
В статьях, ссылки на которые приведены выше, описано как само приложение, так и начало его жизненного пути: победы и поражения, неожиданные успехи и обманутые ожидания. Сегодня я расскажу, что было дальше. Но сперва приведу план, который был составлен еще до выхода приложения в свет: тот план, по которому мы движемся. И пытаемся понять, хороший он, или не очень. Вот:
О планах
- Разработка и публикация для русскоязычной аудитории приложения на Android, публикация сайта(в зоне ru, на русском языке).
- Продвижение приложения различными способами, сравнительный анализ эффективности.
- Разработка и публикация для русскоязычной аудитории приложения на iOS, windows phone.
- Апробация различных способов монетизации.
- Заказ нового дизайна сайта и приложений у профессионального дизайнера, изменение внешнего вида сайта и приложений — чтобы смотрелись серьезно, а не как колхозная поделка.
- Анализ возможности привлечения инвестора, издателя, партнера — для грамотного вывода приложения на мировой рынок. Если возможность есть — привлекаем.
- Разработка двуязычной (русской и английской) версии сайта, разработка отдельной английской (или добавление выбора языка в текущую) версии приложения, публикация проекта для всего мира (с учетом опыта, полученного в п.2 и п.4)
- Прибыль.
Про пункты 1 и 2 было много написано, резюмирую: популярность Андроид версии в России превзошла мои ожидания, лучшим способом продвижения оказалось создание тем на профильных форумах автолюбителей.
Немного опережая план, а потому — неудачно, были попытки пообщаться с инвесторами и бизнес-ангелами. На самом деле очевидно: данный проект мало интересен подобным организациям — ведь если он и будет прибыльным, масштабы этой прибыли могут быть значимыми для команды из нескольких человек, но для крупной компании — капля в море. Большая часть организаций, куда я писал, отвечала любезно: проект интересный, но не для нас. Тем больше было мое удивление, когда со мной сам связался представитель венчурной конторы, и проявил интерес к АвтоУскорению. Мы с месяц перепивались, составили бизнес-план, посчитали возможную прибыль, необходимые затраты (с изрядной долей оптимизма, конечно), и проект был представлен к обсуждению среди партнеров. Проинвестирован не был «по внутренним причинам». Тем не менее, это событие повысило степень вдохновенности участников, и положительно повлияло на дальнейшее развитие. Ведь, как знать — будь проект уже доведен до ума с точки зрения внешнего вида, широты охвата платформ и проверки путей монетизации — все могло бы сложится иначе. Не стоит начинать поиск инвестора до тех пор, пока прототип не выглядит законченным.
Экспансия на windows marketplace
Холивары между владельцами смартфонов на различных ОС — неиссякаемая тема для шуток в коллективе. Android vs iOS — это забавно. В особенно выгодном положении оказываются люди с олдскульными телефонами без всяких приставок «смарт» — ведь они могут юморить в обоих направлениях. Один наш товарищ так и делал, пока не купил, зачем-то, Nokia Lumia с windows phone на борту. Правда, поводом для улыбок, в основном, стала не сама операционная система, а порванные джинсы. В силу очень «эргономичной» формы аппарата: размером с лопату, с острыми углами. Штаны рвутся через неделю, если носить его в кармане.
В голове будущего разработчика WP версии (будем называть его Алексей) уже зарождались планы по завоеванию рынка мобильных приложений для WP. Конечно, я сразу предложил поучаствовать в проекте: на равных условиях с уже давно работающими над АвтоУскорением членами команды (то есть совершенно бесплатно). Но Алексей вынашивал другую бизнес идею, казалось бы, обреченную на успех: создать приложение для просмотра прогноза погоды.
С прогнозом погоды ситуация такая: поставщики информации (например RP5) предоставляют ее совершенно бесплатно, до некоторой степени детализации. Дальше — уже за деньги. Гениальность идеи Алексея была в том, чтобы сделать RP5 предложение, от которого они не могли бы отказаться: предложить им совершенно безвозмездно написать приложение для WP, а RP5 даст, бесплатно же, доступ к платным прогнозам для данного приложения. О чем и было написано письмо этому поставщику прогнозов. С «высоты своего опыта» менеджера, я высказал изрядный пессимизм, объяснив, почему именно это выгодное предложение не заинтересует RP5. Но Алексей упрям и верит в лучшее, письмо было отправлено. Ответ с отказом пришел от имени самого главного начальника, что тоже приятно.
Справившись с разочарованием, Алексей вступил в наши ряды и очень быстро написал АвтоУскорение для WP. Дизайн пока взяли от Андроид приложения — все равно переделывать будем. Выглядит, по отзывам матерых адептов WP, довольно убого — зато работает неплохо.
Модерацию приложение прошло не с первого раза: оказалось, мы не даем пользователю возможности отключить получение геоданных. Тот факт, что без них программа работать не может, и это написано, не помог. Пришлось сделать бессмысленную галочку для отключение GPS, и через пару дней АвтоУскорение было опубликовано.
Продвигать его мы стали обычным, проверенным путем: через профильные форумы. Но сразу заметно: интерес в разы ниже. Самый популярный вопрос — «а что такое windows phone?» (шутка, но с долей правды). Приложений в windows marketplace сильно меньше, чем в Google Play, и наше сразу попало в список новых. Пошел «шквал» загрузок:
Кстати, их и правда довольно много.
Про iOS
История взаимоотношений нашего проекта с продукцией компании Apple началась в сентябре прошлого года, когда я заплатил сто долларов за подписку разработчика, и задумался, что делать дальше. Чтобы что-то сделать, нужны устройства. Почитав рассказы разработчиков, пришел к выводу: лучше иметь и соответствующий компьютер. Стоит это не очень дешево, знакомых программистов с этим добром, готовых включиться в проект на равных с другими условиях, не нашел.
Была предпринята попытка собрать деньги на нашем аналоге кикстартера. Безуспешно. В конце концов, купил себе iPad, мучительно поставил на виртуалке Mac OS, и начал программировать, периодически впадая в уныние от изящества и гибкости Objective C. Надо сказать, постепенно привык, и сейчас уже ощущения от данного языка не такие гнетущие.
Что касается самого процесса разработки, фреймворка, того как просто делаются некоторые вещи, с которыми на Android пришлось повозиться — должен заметить: iOS очень даже ничего. Громоздкость простых вещей на Objective C частично компенсируется лаконичностью сложных вещей. Благодаря продуманным библиотекам, конечно. А с появлением дома широкоформатного монитора, даже IDE стала достаточно удобной. Особо хочу отметить прекрасный mercurial клиент SourceTree, жаль что нет его для Windows (только Git).
В общем, засучил рукава и практически сделал производящее измерения приложение для iOS, но на дальнейшее времени и сил не хватило. Застарелая ненависть к программированию GUI дала о себе знать, проект для iOS заглох. Хотя на форумах народ частенько спрашивал версию для iPhone.
И вот, недавно, со мной связался совершенно незнакомый человек из Питера, и предложил свое участие в проекте на равных с остальными разработчиками условиях (напомню, в нашем случае это означает бесплатно)! Я с готовностью согласился не брать с него за это денег, рассказал что и как, открыл репозиторий, поставил задачу. Немного смущало отсутствие реального опыта у Сергея, но, как оказалось, напрасно. Если человек чем-то увлечен, он может во всем разобраться и все сделать. В данный момент приложение почти готово с точки зрения функционала, ждем дизайнера. Думаю, это будет отдельная публикация на Хабре в «Я пиарюсь», так что заканчиваю про iOS.
Проба пера в монетизации
От рекламы в приложении я сразу отказался. Для того, чтобы были клики по встроенной рекламе типа adMob, пользователь должен длительное время проводить в приложении. В нашем случае это не так. Пользование АвтоУскорением носит эпизодический, чуть ли не разовый, характер. Реклама типа AirPush это прекрасный способ угробить рейтинг даже хорошего приложения, в чем я уже убедился на примере другого своего проекта. Реклама на сайте — почему бы и нет, но нужна посещаемость. На текущий момент, в день на сайт заходит чуть более ста людей. Это ничтожно мало. Однако, мы попробуем: новый дизайн проектируется уже с возможностью показывать рекламу от Google или чего-нибудь другого.
Современная тенденция в мире мобильных программ — in app billing. Покупки внутри приложения, если по-нашему. Проверить, как это работает, было решено на Android версии. 20 мая сего года было выложено обновление с соответствующей возможностью: купить за 50 рублей «Премиум аккаунт», делающий доступным настройки верхнего предела скорости, запоминание и сброс максимальной скорости по GPS и… пока всё. С тех пор, примерно один человек в день совершает такую покупку. Количество установок в день — порядка 80. Удалений около 50. Стало быть, примерно 30 пользователей ставят и не сразу удаляют приложение, из них один — покупает: 3.3% новых активных пользователей являются источником дохода. При доходе (за вычетом маржи Google) 30 рублей с покупки, имеем доход в один рубль с одной активной установки. Это очень примерный расчет, но он интересен для понимания того, сколько можно вообще зарабатывать на этой программе. Нехитрые вычисления показывают: прошлым летом было более 10 000 активных установок. Стало быть, внедри мы сразу покупки внутри приложения, могли бы заработать около 10 000 рублей. Что не окупило бы даже нынешних расходов на дизайнера. Кстати, интересный момент: Если взять число активных установок 3 месяца назад и сейчас, то мы получим рост всего 350 пользователей в месяц, примерно 11-12 в день. Разность же активных установок и удалений за день, на которую мы опирались ранее, составляет 30, что в 2.5 раза больше. Если пользоваться таким показателем, то потенциальный доход мог бы уже составить целых 25 000 рублей. Понятно, что данный расчет носит крайне приблизительный характер, но позволяет оценить порядок и картину перед выходом на мировую арену. Пожалуй, нам следует сделать стоимость премиум аккаунта повыше!
Вот картинка по статистике дохода:
С windows phone версией всплыл нюанс: 7.х не поддерживает in app billing, а множество ныне действующих устройств (включая имеющееся у нас) — не поддерживают windows phone 8. Учитывая нынешнее распространение этой платформы, делать бесплатное приложение надо обязательно: иначе вообще обратной связи не получим. Решено сделать бесплатную и платную (Pro) версию. Это несколько другая модель, посмотрим как работает: выложили, наблюдаем. Пока похвастать нечем, спросом не пользуется.
В ходе раздумий, для iOS собрались провести эксперимент с исключительно платной версией: все-таки пользователи яблочных устройств более охотно покупают программы, чем владельцы android, и их намного больше, чем обладателей windows phone. Как говорится, будем посмотреть. О выходе iOS версии уведомлю отдельно, и расскажу о начальных результатах монетизации таким способом.
Все, изложенное в данном разделе — для нас новое и слабо изученное. В комментариях к публикации буду рад услышать советы, узнать об опыте читателей в этих вопросах.
Про дизайн
Про рынок мобильных приложений пишут много, и иногда интересно. После того, как наше приложение для Android уже «устаканилось», я начал изучать другие платформы, читать всякое. С выходом версии windows phone появились первые отзывы. На основании всего этого я сделал вывод: пользователи Android наименее требовательны к дизайну приложений. В AppStore без внешней красоты вообще ловить нечего, а владельцы windows phone аппаратов раздражаются, когда не видят традиционных для системы плиток.
Поэтому на AppStore мы вообще не полезем с тем, что есть сейчас, а win phone приложение будет переделано в первую очередь.
Вообще, дизайн — самая затратная статья расходов в этом проекте: хорошего дизайнера-энтузиаста найти не удалось, недорогой дизайнер-фрилансер сделал работу соответственно стоимости услуг, как следствие — переделываем полностью. На дизайне не стоит экономить, это следует взять за правило всем авторам приложений для смартфонов.
Выводы
Попробую резюмировать все то, что мы узнали и поняли за это время, основываясь на конкретном примере:
- Если у вас интересное бесплатное приложение, и вы прикрутите к нему какую-нибудь хоть немного интересную, но не решающую другие задачи платную возможность, то можно рассчитывать на ~3% покупок от числа пользователей.
- Если у вас интересное бесплатное приложение, и вы сделаете платное — его надо еще умудриться раскрутить и продать: в этом аспекте in app purchase выглядит предпочтительнее.
- Встречают по одежке. Проработанный дизайн позволит избежать негативных отзывов пользователей, которым он просто не понравился — а с функционалом они и разбираться не стали.
- Windows phone — интересный рынок в плане порога вхождения. Наше приложение без особой раскрутки попало в рубрику «новые», и уже на 4-й странице в «топ бесплатных» (прямо рядом с «Билеты ПДД РФ!»), и число скачиваний в первые недели больше, чем было на Google Play. А ведь про Android версию я гораздо больше писал где только можно, в том числе и на Хабре
- Не спешите вести диалог с инвесторами, издателями. Для подобных проектов, этим следует заниматься когда он уже и так хороший.
И главное — занимайтесь тем, что вам интересно. Я наконец-то придумал хороший ответ на вопрос злобных скептиков «Зачем вообще нужно это приложение!?»: для тех пользователей, у которых такого вопроса не возникает. Если таковые имеются — это уже хорошая перспектива, которую нужно использовать.
Автор: maep