Поначалу я делал как все: взял проект, ушёл на две-три недели, вернулся с результатом к назначенному времени. Меня удивляло, почему клиенты спрашивали «чё-как?» уже к концу первой недели. Ведь обо всём договорились, я работаю, закончу такого-то числа. Странные!
Для тех, кто со мной не знаком: речь идёт о проектировании интерфейсов. Я делал интерактивные прототипы сайтов и приложений в Axure.
И так было до тех пор, пока я сам не заказал работ на какую-то существенную сумму (тысяч на пятьдесят собственных денег) по важному для меня проекту на фрилансе. Это была вёрстка сайта. Верстальщик должен был сдать работу через две недели. И уже к концу первой недели я задался вопросом: «А как у него там дела?». Меня беспокоили две потенциальные неприятности:
— С исполнителем могло что-то произойти, а я узнаю об этом только в конце срока работы. А время играло большую роль;
— Исполнитель мог прийти в назначенный час с результатом, который меня совершенно бы не устроил. И мне бы хоть глазком посмотреть на промежуточный вариант, который можно было бы согласовать или подкорректировать в нужную мне сторону.
Что самое забавное: я стеснялся спросить, как у него дела, боясь показаться назойливым клиентом, который лезет не в своё дело раньше времени. Но в конце концов я собрался с духом и задал этот вопрос за четыре дня до сдачи работы. В ответ пришло что-то вроде «всё нормально, иду по плану, ждите результат через несколько дней».
Так вот, значит, почему клиенты спрашивали, как у меня дела!
Когда я получил результат (фрилансер затянул сроки на две недели), то для того, чтобы его принять и дать по нему обратную связь, мне понадобилось несколько дней непрерывной работы. Попробуйте откомментировать результат четырёхнедельного труда (даже если на самом деле он недельный) за один присест — не получится.
Так вот, значит, почему клиенты иногда присылали мне несколько пачек с комментариями в течение нескольких дней после сдачи работы! Я думал, они издевались надо мной, а они просто физически не могли успеть всё проверить так быстро!
И я поменял всего несколько моментов в своих процессах, чтобы больше никто не волновался и чтобы всем участникам не приходилось тратить лишнего времени:
— Буквально через пару дней после начала работ я показываю первый промежуточный результат (чтобы все понимали, с какой скоростью я работаю и в каком направлении двигаюсь);
— Дальше иду короткими итерациями, показывая их клиенту, и таким образом двигаясь ровно к тому видению проекта, который устроит нас обоих (это позволяет не получать почти вообще никаких комментариев и правок в момент сдачи финальной версии);
— Если обсуждать реально нечего, я раз в три-пять дней просто делюсь новостями. Что успел сделать, какие возникали вопросы. Мне не сложно потратить на это лишние тридцать секунд, а клиенты благодарны за своё спокойствие;
— Иногда бывают дни, когда проделал много работы по проекту, но от неё приходится отказываться, потому что в результате придумал более крутое решение. Я в таких случаях сохраняю неактуальное решение, от которого отказываюсь, и рассказываю клиенту об этом (и, разумеется, показываю), чтобы он понимал, что моя работа — это не простой путь к цели, а ещё и какие-то вот такие истории.
Мои клиенты не спрашивают, как дела по проекту, потому что я держу их в курсе. Мне важно, чтобы, работая со мной, люди были спокойны и уверены в том, что они не получат непредсказуемого результата.
Автор: Егор Камелев