Моя последняя публикация на Хабре вышла довольно давно, так что скажу ещё раз, что я работаю в Политехническом музее и отвечаю в нём за научную достоверность. У моей должности есть конкретное название, но оно слишком длинное и к тому же регулярно меняется. Основная сфера моих интересов — история вычислительной техники и отбеливание пластмассы.
Музей, как вы наверняка знаете, всё ещё находится на реконструкции, но работу свою не останавливает. Даже будучи закрытым, он продолжает пополнять свои коллекции новыми предметами и старается не пропадать с радаров, проводя разные лекции, мастер-классы и временные выставки.
Последние несколько лет были богаты на юбилеи. В конце 2022 года мы отмечали 120-летие со дня рождения отца-основателя отечественной вычислительной техники Сергея Лебедева, а в мае 2023-го — столетие другого генерального конструктора, Михаила Карцева. И одновременно исполнилось 40 лет «Агату» — одному из первых советских ПК и первому в нашей стране компьютеру, ориентированному на нужды школьного образования. К этому двойному юбилею было решено приурочить небольшую выставку в стенах музейного фондохранилища, о котором я рассказывал несколько лет назад.
Мне предложили стать научным куратором новой выставки — и в этом тексте я хочу рассказать, что работа над ней дала музею, сообществу и мне лично. Будет много текста и много редких фотографий, так что откиньтесь на спинку кресла устраивайтесь поудобнее.
В Политехническом музее хранится личный фонд М.А. Карцева и несколько предметов, связанных с его разработками в области больших (или, как говорил сам конструктор, «солидных») ЭВМ. Есть у нас и «Агаты», в том числе редкий предсерийный образец в непривычном вишнёвом цвете.
Опытный «Агат-4», ок. 1984
Серийный «Агат-7», 1987
Но ограничиться только своими фондами было бы скучновато, поэтому мы обратились в главную организацию, имеющую отношение к наследию М.А. Карцева, — НИИ вычислительных комплексов, который конструктор возглавлял до своей смерти в 1983 году.
Портрет М.А. Карцева в кабинете директора НИИВК
Если Институт точной механики и вычислительной техники (ИТМиВТ) в своё время не проявил интереса к нашей выставке про С.А. Лебедева, в НИИВК идею выставки охотно поддержали и пригласили нас к себе в гости.
Делегацию музея встретил директор, и по итогам беседы в наше распоряжение предоставили практически все предметы и документы, имеющие отношение к разработкам Карцева — за исключением тех, с которых до сих пор не снят гриф секретности.
Вообще у НИИВК есть (или, во всяком случае, был) свой музей. Но организация это закрытая, просто так с улицы туда не попасть, и не похоже, чтобы за последние годы там побывало много посетителей.
А посмотреть там есть на что: мемориальные вещи, винтажные стенды с выполненными от руки подписями, и буквально горы фотографий и документов вперемешку с деталями от компьютеров.
Чтобы выбрать, какие предметы мы возьмём на выставку, нужно было всё сфотографировать и составить хотя бы черновую опись. Вообще к этой работе научные сотрудники нашего музея уже подступались ранее, к 90-летнему юбилею Карцева. Но и тогда, если судить по её фотографиям, музей был в довольно запущенном состоянии.
Возможно, именно поэтому не привлекла особого внимания оранжево-вишнёвая клавиатура (а на самом деле совсем не клавиатура), едва выглядывающая из-под большого матричного принтера.
Фотофиксация 2013 года
Но в этот раз принтер был отставлен в сторону, а под ним обнаружилось непонятное устройство с вроде бы «агатовской» клавиатурой, но совсем непривычной формой корпуса.
Молодые сотрудники НИИВК не могли ничего сказать об этой вещи, поэтому мы стали активно копаться в коробках с документацией. Результат не заставил себя ждать: довольно скоро нам в руки попала брошюра с контурами очень похожего устройства и неожиданной подписью «Агат-3».
Поясню для тех, кто никогда особо не интересовался историей этого отечественного ПК. Серийно производились модели «Агат-7» и «Агат-9». Опытная партия примерно из 100 машин была выпущена под названием «Агат-4» (до наших дней дошло два экземпляра). А вот про «Агат-3» не было известно ничего, кроме того, что вроде бы на самых ранних этапах разработки такая модификация планировалась к выпуску.
Следом мы обнаружили рекламный буклет, датированный маем 1982 года. Он ничего не прояснил насчёт найденного корпуса, но пролил свет на то, как в НИИВК представляли себе линейку «Агатов» в самом начале разработки этого проекта.
Предполагалось, что самая простая модель, больше похожая на программируемый калькулятор, на второй год серийного производства будет стоить 450 рублей, средняя — 800, а старшая — 1100 рублей.
Наивная компьютерная графика из буклета (интересная сама по себе, учитывая год её создания) должна была наглядно проиллюстрировать сферы применения будущих «Агатов».
Три счастливых пользователя «Агатов» образца 1982 г.
Этим человечкам не хватает четвёртого — в военной форме. Есть информация, что «Агаты» поначалу предлагались и в качестве терминалов для специализированной ЭВМ М-13 (разработки всё того же НИИВК), однако не пошли в серию из-за импортного процессора. Но в целом позиционирование понятно: образование, медицина, народное хозяйство. В полной мере удалось реализовать только первую часть задумки, хотя отдельные шаги по внедрению «Агатов» в двух других сферах тоже имели место. Правда, с поправкой на то, что это были уже «Агаты-4» и более поздние.
А вот «Агата-1» и «Агата-2» никто никогда в глаза не видел, да и найденный «Агат-3» имеет иные габариты и форму, нежели описано в буклете. Видимо, внешний облик компьютера, как и его планируемое предназначение, быстро менялись по мере разработки и подготовки к серийному выпуску. Так или иначе, на данный момент мы с большой долей уверенности можем утверждать, что найденный корпус условного «Агата-3» — это самый ранний предмет, относящийся к этой серии советских ПК.
К сожалению, это именно корпус: платы внутри не оказалось, хотя крепления под неё были сделаны.
Но любопытные находки на этом не закончились. Помимо «Агата», который был, обнаружился «Агат», который мог быть. Ранее было известно только изображение дизайн-проекта ПК, выполненного в Московском художественно-промышленном училище:
С поправками на некоторое упрощение и удешевление, примерно таким реальный «Агат» (во всяком случае, «Агат-4») и получился. Но в запасниках НИИВК нашёлся и совсем уж фантастический проект!
«Агат» — гость из будущего
Не знаю, как вам, а мне кажется, что именно такими должны быть компьютеры в мире «Сто лет тому вперёд». Шарообразные устройства на переднем плане — видимо, то, что потом превратилось в агатовские пульты-манипуляторы:
И тем контрастнее на фоне этой невероятной «летающей тарелки» выглядит следующая находка — фото, судя по всему, одного из самых ранних прототипов реального «Агата»:
Увы, снимок не датирован, так что нельзя точно сказать, как он соотносится с буклетом, где описаны три модели. Основатель сайта agatcomp.ru Игорь Филатов предполагает, что это должен был быть «Агат-2». В общем, эта тема ещё ждёт своего исследователя.
Конечно же, мы запросили все найденные предметы и материалы на выставку.
Перед их размещением в экспозиции была проведена необходимая подготовительная работа, чтобы предметы смотрелись презентабельно. Реставраторы оперативно удалили следы клея и пыли, не повредив пластмассу и красочный слой.
Посетители Открытой коллекции Политехнического музея получили возможность своими глазами рассмотреть наши находки и сравнить опытную модель «Агата» с серийной.
И хотя запускать историческую технику в стенах фондохранилища запрещено, мы нашли компромиссный вариант, позволивший нашим гостям не смотреть в выключенные мониторы. Автор популярного эмулятора «Агатов» Олег Одинцов разрешил нам использовать свою разработку на выставке, да ещё и специально модифицировал её, чтобы корректно работали все программы, которые мы хотели показать.
А я на досуге нарисовал недостающие иконки размером 64×64 пикс. и создал по отдельной виртуальной машине под каждую программу, чтобы экскурсоводы могли запускать их, просто кликая на ярлыки.
Окно настроенного эмулятора
Скриншоты некоторых игр для «Агата»
Большой популярностью пользовался симулятор работы на токарном станке. Коллектив разработчиков (Сергей Шарапов, Сергей Павлов, Сергей Навроцкий) всё сделал с большим вниманием к мелочам: резцы при работе нагреваются, а если отрезать часть заготовки, та с анимацией упадёт вниз. И, как и реальность, игра не прощает ошибок: если сточить хоть немного больше, чем нужно, деталь отправится в брак, а токарь-растяпа должен будет начать работу заново.
Зато сколько удовлетворения, когда она наконец получилась как нужно!
Совместно с дизайнерами музея были разработаны информационные стенды, помогающие понять место «Агатов» в отечественной и мировой истории вычислительной техники. А на вопросы, которые всё-таки оставались, отвечали наши экскурсоводы.
«Агат-3» стал героем телепередач и газетных публикаций.
Съёмка репортажа для телеканала НТВ
Номер газеты «Юго-восточный курьер»
Сообщество энтузиастов, собирающих всё, что связано с историей «Агатов», тоже не осталось внакладе: мы передали им фотографии найденной техники и сканы оригинальных фотошаблонов печатных плат, также найденных в музее НИИВК. Теперь их можно использовать для исследований и создания реплик.
Уже упомянутый Олег Одинцов ведёт проект по воссозданию плат для «Агатов», в том числе опираясь на присланные нами материалы. Пример
Я же за время работы над выставкой узнал об одном из первых в стране ПК больше, чем за всю предыдущую жизнь. Теперь, даже если меня разбудить ночью, я скажу, сколько контактов в разъёме для агатовских плат расширения — потому что запомнил тяжкие взгляды дизайнеров, которых я просил воспроизвести это в оформлении стендов :)
Ранняя версия. На самом деле контактов должно быть 30
Мне хотелось, чтобы на выставке было уделено внимание не только главному, но и мелочам. И пусть подавляющее большинство людей не обратят на это внимание — даже если найдётся один, кто заметит, значит, всё было сделано не зря.
В следующей статье я расскажу о том, как шла работа над второй половиной выставки, посвящённой большим ЭВМ Михаила Карцева. Там тоже не обошлось без интересных находок, курьёзов и неожиданных сложностей.
***
Внимательный читатель вспомнит, что в заголовке статьи упоминались два неизвестных советских компьютера. Можно предположить, что под вторым я имел в виду один из более ранних прототипов «Агата», но нет: в богатом фотоархиве НИИВК мы нашли фото ещё одной машины, про которую не известно вообще ничего.
Скупая подпись гласит, что это «персональная ЭВМ на базе микропроцессора КР580ВМ80А». Я не стал включать это фото в основной текст статьи, потому что мне просто нечего к этому добавить. Если вы хоть что-то знаете об этом компьютере — напишите, пожалуйста!
Читайте также:
- ➤ Загрузочный 4G-модем, сёрфим в OS-невидимке Tails
- ➤ Первые способы защиты компьютерных игр от пиратства
- ➤ История планшетных компьютеров. От древних времен до конца двадцатого века
- ➤ Грааль номер три. Обзор необычного ноутбука-трансформера IBM Thinkpad TransNote
- ➤ Как победить вампира-социопата, не приходя в сознание, или Еще раз о современной научной фантастике
Автор: BootSector