Поскольку в последние пару недель на Хабре появляется много статей об образовании в России (особенно о высшем) и его необходимости, причём комментарии к этим статьям показывают специфичный (смещённый в сторону низкого качества и ненужности) спектр отношения участников к этому вопросу. Отдельно было про аспирантуру, людей с учёными степенями и их качестве. В общем, наболело.
Disclaimer
Давно собираю материал для длинной статьи про погоду, климат и их прогноз. Как выяснилось, сделать это сильно сложнее, чем кажется: требуется максимально качественные изложение и иллюстрации, чтобы основные темы были понятны максимально широкой аудитории, но я не сдаюсь) Но в последнее время читаю здесь статьи про высшее образование, от которых мне становится, хм, неприятно. Так что решил, что лучше напишу это…
Оговорюсь, что излагаю своё субъективное мнение, репрезентативных выборок по данному вопросу у меня не было, так что наглядных доказательств не будет.
Типы студентов
На основании оставленных комментариев возникает закономерное ощущение, что российские вузы представляют из себя какое-то ужасное место, где контингент делится на 3 группы:
-
Студенты, которые ничего не делают, особо не появляются, а потом за деньги получают зачёты/экзамены. Видимо, это либо дети небедных родителей, либо те, кто в этот момент неплохо зарабатывает, но очень хочет получить диплом/отсрочку от армии. Лично я таких никогда не видел, но мне очень интересны расценки
-
Ботаны, которые ничего не соображают, ни в чём не разбираются, не умеют мыслить, не имеют практических навыков по специальности, абсолютно не социализированные… В общем, такие диванные теоретики. Обычно получают красные дипломы, ничего при этом не понимая. Но мне очень сложно представить такого дебила не очень умного человека, который прекрасно всё сдаёт. Может быть, у него есть какие-то другие способности/таланты?
-
Сильные независимые личности, получающие приемлемое образование исключительно вопреки системе. Их непременно тошнит от плохих преподов, устаревших курсов, бессмысленной программы. По возможности забивают на всё, работают по специальности (или близко к ней) с первого-второго курсов, круче всех в плане практических навыков. Иногда бросают вуз. В итоге из них получаются приличные специалисты. Судя по комментариям, преобладающая здесь аудитория.
Насколько я понял из прочитанного, своего опыта, опыта знакомых, описанное выше — описание студентов сферического вуза в вакууме, под которое подходят большинство вузов средней руки в России. И, честно говоря, от этого мне становится страшно.
Типы вузов
Оговорюсь, что с провинциальными вузами знаком, в основном, по отзывам друзей, которые там учились. Некоторые из этих вузов изредка наблюдал со стороны, находясь на конференциях (по крайней мере, именно так назывались эти сомнительные мероприятия).
Я не хочу превозносить МГУ, в котором учился сам; МФТИ, который закончили многие мои коллеги; РХТУ и МГИМО, где сам немного преподаю. Во всех этих заведениях хватает недостатков: где-то их больше, где-то меньше. Заранее оговорюсь, что эта информация приведена исключительно для полноты картины: я не хвастаюсь, а просто пытаюсь провести некую грань. С другой стороны, я понимаю, что это действительно иной уровень. Такое ощущение, что эта группа вузов находится на другой планете. И там пытаются действительно дать высшее образование, а иногда это даже получается.
Образование и его смысл
Здесь стоит оговорить, что я понимаю под высшим образованием и как его можно получить. В общих чертах это можно представить как вид деятельности, направленный на усвоение значительного объёма информации, его осмысление, сопоставление с другой информацией, а также применение всего изученного на практике. Задача вуза — максимально помогать в этом. В худшем случае — не мешать.
Я сознательно избегаю понятий «компетенция», «навык» и подобного словоблудия, которые так любят запихнуть в разнообразные учебный планы, программы и прочие документы. Потому что это абсолютно оторванные от реальности красивые слова, которые сами по себе ничего не значат. Просто так сейчас должно быть написано, а через 20 лет будут, вероятно, писать как-то иначе (не уверен, что будет лучше).
И это образование невозможно получить, просто ходя на лекции и заглядывая на семинары/практикумы. Помимо этого требуется выполнить огромное количество самостоятельной работы:
-
Читать книги/статьи/другие ресурсы. Если кажется, что в лекциях всё сильно устарело, то можно поискать актуальную информацию. Вообще, довод про то, что программы сильно устарели кажется мне несостоятельным: при возникновении подобного ощущения никто не мешает найти современные учебники/бесплатные (для начала) курсы/другие источники. Скорее всего, многое будет на английском, но это скорее хорошо: полезно изучить язык, на котором публикуется самая актуальная информация в выбранной области. И внезапно может оказаться, что многие из современных учебников/курсов могут начинаться как раз с того, что рассказывали на лекциях. В любом случае, будет очень полезно сопоставить услышанное в вузе с прочитанным в интернете: иногда это помогает получить более целостное представление о предмете. И вообще, сейчас сделать это максимально просто: интернет есть, информация в нём тоже. Ещё 15–20 лет назад реализовать подобное было значительно сложнее.
-
Пробовать хоть как-то практически применить то, о чём рассказывали на парах или то, о чём пишут в интернете. Знания/навыки обязательно требуется применять, иначе в них нет смысла (возможно, только философам это не нужно, у них и так всё прекрасно). В идеальном мире для этого есть семинары/практикумы, иногда неплохие. Но это не значит, что надо расслабляться после них. Если мы говорим об областях, связанных (хотя бы косвенно) с Computer Science, то возможностей для практики даже излишне много: можно найти себе самые разные задачи (иногда даже приближенные к реальности). Ещё на этом этапе может сформироваться крайне важное умение — самому ставить адекватные задачи, а потом находить их решения.
-
По возможности найти единомышленников и повторять с ними пп. 1 и 2.
-
Иногда расслабляться, чтобы не выгореть.
И все эти процессы занимают очень много времени. Хотя, в среднем, период обучения в вузе как раз и даёт огромное количество свободного времени, которого с годами будет становиться только меньше. И именно часть этого времени, имхо, стоит инвестировать в себя и своё образование.
Работа во время обучения
Отдельно можно остановиться на работе при обучении в вузе. С одной стороны, это очень хороший и полезный опыт, который позволяет соприкоснуться с актуальными для какой-то компании задачами. К сожалению, учёба в вузе — это full-time (если не брать вечернее/заочное). Прекрасно понимаю мотивацию тех, кто на третьем курсе нашёл себе хорошую работу и потерял интерес к обучению. Это не страшно и не плохо. Но стоит учесть, что тогда о нормальном обучении можно забыть (или нет, если есть много энергии и великолепный time-management).
Если говорить про идеальный мир, то лучшим вариантом была бы ограниченная по рабочему времени стажировка на старших курсах в реальных предприятиях/учреждениях, но далеко не все компании могут пойти на это: слишком дорого и нет понятной выгоды. Хотя и сейчас студентов часто отправляют на практику в подобные места. Судя по отзывам, студентами там никто особенно не занимается, а все документы о практике просто подписывают не глядя. При этом в тех же местах жалуются, что студенты уже не те, ничего не знают, диодный мост нарисовать не умеют…
Может потому и не умеют, что у них нечасто случается возможность применить полученные знания в индустрии? Мне кажется логичным готовить себе же кадровый потенциал, занимаясь студентами, которые потом будут устраиваться к вам на работу.
Современные вузы
К сожалению, большинство нынешних вузов представляют из себя загоны для передержки молодёжи. Там уже давно нет (хотя раньше и было) никаких внутренних возможностей для образования студентов: преподаватели пенсионного возраста, которые сами не всегда понимают, что они тут делают; преподаватели среднего возраста с позорно полученными учёными степенями и необоснованно зашкаливающим ЧСВ, а также ряд молодых сотрудников с непонятными целями и не видевших ничего, кроме этого самого вуза. Прекрасно понимаю, что подобная обстановка вряд ли может как-то мотивировать студента.
Увы, таких мест у нас большинство. И именно в этих местах, в основном, получают либо «корочки» за деньги, либо знания вопреки всему.
Общеобразовательные предметы
Присутствие общеобразовательных предметов в программе можно объяснить традицией, подразумевающей развитие некого «общего кругозора». Лично я не вижу ничего страшного в том, чтобы физик ещё раз повторил курс школьной истории, а историк немного порешал уравнения и вспомнил плотность воды. Вообще междисциплинарность иногда даёт крайне интересные и полезные результаты (хотя иногда получается не очень). Но форма подачи всего этого даже в самых лучших наших вузах — абсолютный мрак. До сих пор у нас не додумались до систематической нормальной подачи естественных и технических дисциплин гуманитариям, равно как и гуманитарных дисциплин технарям. В итоге страдают все.
Избитые выводы
-
Если человек не хочет получать знания, то даже самый лучший вуз в мире его ничему не научит. От студента требуется огромное количество работы не только по получению, но и по систематизации знаний. И это действительно full-time работа, которую никто за него не сделает.
-
Большую часть вузов в России стоит закрыть, поскольку они не в состоянии обеспечить возможности получения образования для студентов. Возможно, тогда и все вопросы про необходимость/качество высшего образования пропадут.
-
Не стоит обесценивать высшее образование и тех людей, которые пытаются его дать. Как ни странно, это серьёзная и непростая работа, если подходить к ней серьёзно. К тому же, для работающего специалиста, который иногда читает лекции и стремится поделиться со студентами актуальной информацией, этот вид деятельности является благотворительностью с его стороны, поскольку оплата там чисто символическая. Иначе действительно придём к тому, что диплом будет представлять из себя справку, что «не дурак».
Автор:
gematit