Центробанк попросил назвать имя «человека из ЦБ», который якобы потребовал свернуть собор денег на политическую деятельность Алексея Навального через кошелёк в Яндекс.Деньгах, в противном случае ЦБ будет удовлетворён извинениями. Банк напомнил, что он не регулирует отношения в избирательной сфере. Следует заметить, что ещё в 2013 году Центризбирком (именно он, а не ЦБ, регулирует исполнение законодательства о выборах) сделал замечание Яндекс.Деньгам в связи со сбором средств для Навального. В ответ платёжная система заявила, что «ни один российский закон не запрещает переводить деньги от одних людей к другим через интернет и через такие системы, как наша. Во-вторых, дарение денег прямо прописано как норма в налоговом кодексе», — никаких запретов на политику тогда в «Деньгах» не появилось.
23 января 2017 года Алексей Навальный заявил «Центральный банк приказал Яндекс.Деньгам заблокировать сбор средств на мою президентскую кампанию». Сейчас Леонид Волков, фактический владелец счета в Яндекс.Деньгах, где собирали Деньги Навальному подтвердил, что никаких фактов, подтверждающих участие ЦБ во всей этой истории нет и рассказал свою версию сюжета (полностью ниже).
Сегодня, 25 января, Яндекс.Деньги внесли изменения в «Пользовательское соглашение». По обновлённым правилам:
Клиент не вправе использовать Кошелек для сбора денежных средств с целью финансирования политической деятельности физических лиц, юридических лиц, в том числе некоммерческих и общественных организаций;
Яндекс.Деньги подписали под обновлённым соглашением на сайте: Дата публикации: 23 января 2017 года, что не соответствует действительности. Ещё в 10 утра по московскому времени 25 января на сайте «Денег» было размещено «Пользовательское соглашение» с датой публикации 21 октября 2016 года, в котором нет запрета, таким образом 23 января действовало именно это соглашение.
Одновременно с запретом на политику, Яндекс.Деньги запретили финансирование через Кошелёк оккультно-религиозных, оккультно-философских, мистических и иных подобных объединений, способствующих распространению деструктивных культов, проявлению религиозного, этнического, конфессионального экстремизма; Прописаны в соглашение и другие, менее экзотические запреты, связанные, например, с финансированием терроризма.
Сообщение из Facebook «Центробанка», с просьбой к Навальному объясниться.
В понедельник Алексей Навальный обвинил Банк России в попытках заблокировать электронный кошелек для сбора средств на его избирательную кампанию. Не дождались обращения, которое Алексей Анатольевич собирался направить в наш адрес, поэтому ответим публично на публично сделанные заявления.
Нет, сотрудники Центрального банка ни звонками, ни каким-либо другим образом не совершали тех действий, которые описаны в ваших постах, Алексей Анатольевич.
Поэтому на ваши требования мы можем ответить только другим требованием: назовите имя сотрудника ЦБ, который якобы требовал закрытия Яндекс.Кошелька, либо извинитесь за то, что написали неправду.
Логично предположить, что сообщившие вам о своем разговоре с ЦБ сотрудники Яндекс.Денег, знают имя того, с кем разговаривали. Нет причин его скрывать. Если этот «звонивший из ЦБ» существует, мы проведем полное расследование, и все причастные к ситуации будут наказаны. Это будет сделано публично.
В противном случае не только мы, но и ваши читатели заслуживают извинений за то, что вы их ввели в заблуждение.
Извинений или доказательств обратного.
Теперь вкратце юридическая сторона.
Требования, о которых вы написали, не могли быть предъявлены со стороны Банка России. Надзорные полномочия ЦБ в отношении кредитных организаций регулируются Федеральном законом о Банке России и связаны, в частности, с устранением нарушений федеральных законов и нормативных актов в банковской сфере. У Банка России нет права требовать закрытия конкретного электронного кошелька (также как и конкретного банковского счета).
В письме Яндекс.Денег, которое вы выложили, говорится: «К сожалению, использование кошелька в обозначенных вами целях может быть расценено регулятором как противоречащее законодательству о выборах». Слово «регулятор» в данном контексте не может относиться к Банку России, поскольку Банк России не регулирует отношения в избирательной сфере.
В последней фразе письма упоминается статья 9 Федерального закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Статья 9 закона 161-ФЗ устанавливает требования к порядку взаимодействия между кредитной организацией (КО) и клиентом в соответствии с договором. В частности, ч. 9 ст. 9 предусматривает право КО приостановить/прекратить использование электронного средства платежа (ЭСП) по инициативе КО при нарушении клиентом порядка использования ЭСП в соответствии с договором между КО и клиентом. Если владелец кошелька считает, что его права как клиента кредитной организации были нарушены, он может обратиться с жалобой в интернет приемную Банка России — cbr.ru/Reception/. И тем более обратиться в суд.
АПД. — Леонид Волков, владелец счета, подтвердил, что никаких фактов, подтверждающих участие ЦБ во всей этой истории нет — www.facebook.com/photo.php?fbid=1313404038682226&set=a.664006363622000.1073741826.100000379272171&type=3&theater
Как выглядел запрет ЦБ на сбор денег для Навального через Яндекс.Деньги, по версии его соратника Леонида Волкова:
Центральный Банк России выступил у себя в ФБ с открытым письмом к Алексею Навальному в жанре «пруфы или… сказал неправду».
Если кратко, то ЦБ пишет:
1. Мы на «Яндекс.Деньги» не давили. И вообще мы не требуем закрыть сбор пожертвований на кампанию на выдвижение Навального в президенты.
2. Назовите, кто давил, или извинитесь.
3. И вообще, «регулятор» — это не мы, потому что речь о выборах (а, видимо, Центризбирком).Я немного не понял, правда, почему ЦБ отвечает Навальному; я владелец счета, я получаю удивительные письма из «Яндекс.Денег» («ваша деятельность может быть расценена регулятором как незаконная»), и я же писал письмо Набиуллиной об этом. Но не суть.
Итак, выступлю в жанре ответа на ответ.
1. Спасибо большое Центробанку за публичное признание того, что наш сбор ничего не нарушает и незаконным не является, а, напротив, незаконной является попытка помешать ему. Такое признание дорогого стоит.
2. В чем еще прав Центробанк — никаких имен конкретных сотрудников ЦБ у меня нет и ни одного имени я назвать не смогу.А теперь о том, в чем Центробанк лукавит.
1. Мы открыли сбор денег 13 декабря. Уже 16 декабря я получил первое письмо от «Яндекс.Денег» с угрозой приостановить обслуживание кошелька из-за возможных нарушений. Это было быстро! (Переписку от 16 декабря я предоставлял в редакции ряда СМИ, включая «Ведомости» и «Газету.Ру»).
2. И это было тем более неприятным сюрпризом, потому что «Яндекс.Деньги» всегда нам очень помогали (за что мы им очень благодарны), в частности еще 14 декабря, когда сборы превысили дневной лимит кошелька, они подсказали, как сделать так, чтобы не пришлось останавливать сбор.
3. Мы встретились после выходных, 20 декабря, и я еще раз подробно объяснил, что за сбором денег мы занимаемся, на какие цели, почему он не регулируется избирательным законодательством и почему он не является незаконным. В ответ на это сотрудники «Яндекс.Денег» грустно качали головой, поднимали пальцы и глаза к небу и говорили: «ну ты же все понимаешь».
4. Цитата:
— друзья, через вас уже прошло 3 млн рублей пожертвований (на тот момент; к данному часу — около 7 млн), у вас комиссия 2% на входе и 3% на выводе, вы заработали на нас 150 тысяч рублей, ну потерпите вы это давление немного;
— поверь, мы получили геморроя куда больше, чем на 150 тысяч рублей, и мы не можем так больше.
5. Разошлись с тем, что «Яндекс.Деньги» еше немного потерпят, а мы постараемся придумать альтернативные способы сбора денег, не через шлюз Яндекс.Денег, чтобы никого не подставлять (в том числе это важно, потому что сборы на ФБК тоже идут через «Яндекс.Кассу», и их нельзя ставить под угрозу).
6. Мы работали над этим все каникулы и после них, но ничего не нашли — все другие платежные шлюзы и системы отказываются с нами работать. (Типичное письмо — прилагаю).
7. Очевидно, давление на «Яндекс.Деньги» не ослабевало, в связи с чем они мне и написали письмо от 20 января, то самое, где «регулятору может показаться незаконным».И да, это правда, ни разу за все время общения сотрудники «Яндекс.Денег» не сказали слова «Центробанк». Они показывали пальцем на потолок и говорили «регулятор». Как и в переписке.
Но регулятором в финансовой сфере в России является Центробанк. Просто «регулятором», без дополнений и пояснений, называют только и исключительно Центробанк, ни разу не слышал ни от кого в банковской сфере этого термина применительно к какому-либо иному субъекту. Ну, не знаю, это все равно, что председателя Госдумы называют «спикером», хотя в законодательстве такого термина нет. И он стал бы говорить: «спикер? нет, это не про меня!». То, что пишет Центробанк в своем открытом письме — мол, регулятор это не мы, это про кого-то другого — это может вызвать только смех и у любого юриста, и у любого финансиста.
Вот, кажется, максимально полно обо всей истории.