2000 год
Первый раз я зашёл в интернет в 2000 или 2001 году — точно не помню. Мне было около 18–19 лет и я был жуткий фанат творчества группы «Гражданская Оборона». За последующих примерно 2–3 года количество сайтов, посвящённых этой рок‑группе, в Рунете того времени было примерно с пару десятков (наверно много больше, чем всяких живых ВК‑групп «Обороны» на сегодняшний день).
Как? Почему? Как так получалось, что творчество Летова, неоднозначного и крайне специфического рок-певца, на момент существования HTML4, породило с пару десятков статических сайтов на заре Рунета? Кто делал эти сайты? Почему так много? И я однозначно, как свидетель того времени, отвечу: Интернет того времени делали люди и для людей. Делали искренне, бесплатно, ради идеи распространения информации. Не было ни Яндекс-директа, ни всплывающей на весь экран рекламы. Просто люди искренне делились информацией, а у руля сайтостоений стояла лучшая на тот момент часть общества. Интернет того времени был источником получения и представления информации, а не средством заработка денег. Поэтому, даже такой специфический информационный материал, как информация об омской панк-группе, без проблем находил своего читателя.
2024 год
Я с ужасом смотрю на сегодняшний Интернет, на его поисковую выдачу. Меня не покидает ощущение, что очень скоро всё это должно закончиться и должна быть альтернатива. Ибо до скончания дней это продолжаться не может. Теперь, тезисно:
Первая раковая опухоль Интернета - ИИ
Вебмастера в открытую говорят, что наполняют сайты ИИ-генерацией с соответствующим результатом, что бы продвинуть сайты в выдаче и зарабатывать на рекламе. И пока это работает:
ИИ появился относительно недавно, но уже заменяет и копирайтеров и среднячковых художников, время генерации подобной картинки - 30 секунд:
С такими темпами получения "халявной" информации, через несколько лет от Интернета не останется ничего, кроме анархичного "гуляй-поля". Но картинки с котиками не так страшны, как сгенерированные ИИ тексты, на обработку которых ПС будут вынуждены тратить свои ресурсы. А поскольку ресурсы ИИ несопоставимо неисчислимы в возможностями ПС, то возникает вопрос - а как ПС собираются отделять "мух от котлет"? Как бороться с ИИ-генерацией? Алгоритмы? А если копирайтер поработает над генерацией? А что будет с сайтами для людей? Какова вероятность, что алгоритмы не затронут контент, который писали люди?
Вторая раковая опухоль Интернета - бизнес
Поисковая выдача забита площадками, которые содержат юридические лица. Запрос "как создать сайт" содержит ссылки на топ-ресурсов страны, такие как habr.com, hjournal.tinkoff.ru, vc.ru, profi.ru, skillbox.ru.
Сайт от профессионального вебмастера-программиста, который мог бы рассказать "как создать сайт" не имеет никакого шанса на просмотр, потому что над вышеприведенными площадками работает целый штат сотрудников, начиная с команды разработчиков и кончая профессиональными копирайтерами. Бюджеты на рекламу исчисляются сотнями тысяч рублей. Полнейшая монополия.
Третья раковая опухоль - алгоритмы ПС
Например, Яндекс оперирует в выдаче результатами на основе Поведенческих Факторов, чем умело оперируют накрутчики. В поисковой выдаче появляются англоязычные переведённые ресурсы. Алгоритмы "совершенствуются", а значит у вебмастеров нет чёткого понимания, как делать "правильно", стандартов нет, а советы "делать сайты для людей" уже не особо и работают, не зря на searchengines тема "Яндекс колбасит" состоит из почти 400 страниц гневных возмущений.
Четвёртая раковая опухоль - интернет в духе веб 2.0
Я сегодня удалил свой аккаунт из самой популярной российской социальной сети, ибо это стало просто невозможно терпеть: да, я по привычке заходил в приложение на своём смартфоне и мне в буквальном смысле подсовывали весь этот мусорный контент, начиная с идиотских видео-роликов и кончая новостями двухнедельной свежести из всяких "Подслушано в [городе]". Обществу дали в руки максимально-возможные средства генерации контента в промышленных масштабах и общество этим активно пользуется - копипастный мусор в WWW растёт и приумножается.
Как должен выглядеть Интернет 2.0?
Он должен выглядеть примерно так:
Да, как выглядят всем известные вам, техническим специалистам, спецификации - сухой текст на белом фоне! Без всплывающих JavaScript-окон, падающих снежинок и взрывающихся свистоперделок, с белым фоном и чёрным текстом. Для реализации этого нужно:
-
Добавить новый тип документа, например, DOCTYPE INET, свидетельствующий о том, что ресурс лежит в зоне Интернета версии 2.0.
-
Добавить свой собственный протокол для Интернета версии 2.0, допустим, inet.
-
Браузеры, определяющие DOCTYPE INET, не должны создавать активную гиперссылку на привычные документы http(s) - таким образом. будет сохраняться гарантия невозврата пользователя в рамках его посещения Интернета 2.0 в привычный Интернет, а так же предотвращение любых возможных рекламных переходов.
-
Любые попытки представить невалидный HTML-документ как DOCTYPE INET должны неминуемо приводить к краху документа (как это было с XHTML).
-
Использовать базу HTML4 (или, слегка кастрированный HTML5).
-
Никакой излишней стилизации через CSS (ограничить цвета, стилизацию блоков, background и т.п.)
-
Никакого JS и т.п.
-
Убрать из спецификации новой разметки любые теги, которые будут способствовать распространению маркетинговой заразы (вроде img, audio, video), все медиа открываются только в новом окне как самостоятельные ресурсы, не способные быть частью документа.
Что это даст?
-
В первую очередь - сюда не будет лезть бизнес, блогеры и реклама. Им станет это экономически не выгодно и технически нереализуемо.
-
Социальные сети тут если и появятся, то качество материала будет на голову выше, чем в привычном Интернете с котиками, видюшками и одноклассниками. Типичному обывателю вариться в "скучной" сугубо текстовой информации будет не интересно.
-
Новый Интернет станет исключительно прерогативой той части общества, которая делится информацией, а не создаёт контент ради посещаемости или заработка.
-
Новый Интернет стает кладезю полезной и актуальной информации, а не скопищем информационного мусора. Последний будет просто бессмысленно создавать в виду неприменимости его использования.
-
Поисковые системы будут информировать пользователя, что ресурс лежит в рамках Интернета версии 2.0, а в настройках ПС можно будет ограничивать поиск только по этой части Интернета.
Заключение
Как только люди создадут WWW-систему, где во главе угла будут стоять альтруистические начала и принцип открытости информации, мир изменится к лучшему. Концепция веб 2.0 порождает чудовищные горы бессмысленного контента, а бизнес всеми силами пытается занять главенствующие позиции по любым запросам, не оставляя остальным шанса.
Человечество должно сделать шаг к созданию качественной базы знаний. Сегодняшний Интернет - это уже история и самонаполняющееся помойное ведро.
Автор:
exim