Как известно, 30 июля 2017 года президент Путин подписал закон, запрещающий в стране использование технологий доступа к заблокированным сайтам, то есть анонимайзеры и VPN (Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“). Проект закона внесён в начале июня депутатами трёх парламентских фракций: Максимом Кудрявцевым (ЕР), Николаем Рыжаком (СР) и Александром Ющенко (КПРФ). Принят Госдумой 21 июля и одобрен Советом Федерации 25 июля.
Изначально предполагалось, что отслеживать анонимайзеры, Tor и VPN-сервисы будут сотрудники ФСБ и МВД. Но теперь похоже, что основную работу будет выполнять Роскомнадзор.
Роскомнадзор опубликовал проекты нескольких приказов о том, как именно ведомство будет контролировать исполнение запрета. В данный момент идёт публичное обсуждение проектов.
Один из документов — приказ «Об утверждении Порядка контроля за обеспечением ограничения доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, информационным ресурсам, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации» (текст приказа).
Согласно документу, проверки проводят сотрудники Роскомнадзора «по месту нахождения органа по контролю без взаимодействия с владельцами программно-аппаратных средств доступа». Основанием для проверки является информация от граждан. В качестве информаторов выступают не только граждане, но и «организации, государственные органы». Информацию о работе запрещённых сервисов будут черпать также из статей в СМИ и других общедоступных источников.
В результате проверки сотрудник Роскомнадзора должен установить факт подключения к запрещённой странице в интернете. По завершении проверки составляется акт с лдокладной запиской и приложением в виде копий запрещённых веб-страниц.
Далее в течение двух рабочих дней акт и докладную записку направляются заместителю руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи. Он принимает решение об ограничении доступа к принадлежащему владельцу программно-аппаратных средств доступа.
Решение об ограничении доступа принимается в течение двух рабочих дней.
Кроме того, на днях опубликован ещё один приказ «Порядок контроля за прекращением на территории Российской Федерации выдачи операторами поисковых систем, распространяющими в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, сведений об информационных ресурсах, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации» (текст приказа), который по содержанию на 80% совпадает с текстом первого указа, только в нужных местах подставлены слова «операторы поисковых систем».
В результате проверки сотрудник должен установить:
а) факт выдачи операторами поисковых систем сведений об информационных ресурсах, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации;
б) факт подключения оператора поисковой системы к информационной системе.
По завершении проверки опять же составляется акт с копиями запрещённых страниц. В данном случае не совсем понятно, как сотрудник Роскомнадзора собирается получить копии запрещённых страниц, если он проверяет только выдачу поисковика. Возможно, это простая ошибка из-за копипаста текста приказов, и она будет исправлена в окончательной версии документа.
Административная ответственность поисковых систем устанавливает законопроект №195449-7, который вносит поправки в КоАП, он ещё не принят Госдумой. Он же вводит штрафы для владельцев VPN и тому подобных незаконных (в России) сервисов.
Кроме двух вышеупомянутых приказов, для воплощения в жизнь требований 276-ФЗ на общественное обсуждение представлены проекты приказов «Об утверждении требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования федеральной государственной информационной системой информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен» (текст приказа) и «О порядке подключения и доступа владельцев информационно-телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», операторов поисковых систем, распространяющих в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, к федеральной государственной информационной системе, содержащей перечень информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и к информации, размещенной в ней, режиме обработки и использования такой информации» (текст приказа).
Ещё один документ о взаимодействии Роскомнадзора и ФСБ разработан Минкомсвязью. Это проект постановления Правительства РФ «О Порядке взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, массовых коммуникаций и информационных технологий с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, с целью получения информации о программно-аппаратных средствах доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен» (текст постановления).
В общем, государственная машина по генерации подзаконных актов заработала на полную катушку.
Напомним, сейчас идёт общественное обсуждение всех этих проектов приказов и проекта постановления правительства. Свои комментарии и замечания оставляйте по вышеупомянутым ссылкам, в разделе «Ваши предложения».
Автор: Анатолий Ализар