Компания Western Digital – одна из немногих, уцелевших на рынке производителей HDD. И в сегодняшнем материале мы расскажем вам об одной интересной опции, связанной с ремонтом этих дисков. Разумеется, для специалистов в области DataRecovery это не является откровением, но для граждан далеких от предмета, надеемся, будет любопытно
Полагаем, всем (или почти всем) известно, что WD, и не только они, идя по пути максимального удешевления выпускаемой продукции, последние несколько лет только укрепилась в традиции распаивать мост USB – SATA прямо на плате электроники диска. Это вносит некоторые осложнения в процесс организации доступа к пользовательской информации. И на примере недавно выполненных работ по реанимации WD My Passport мы расскажем вам о некоторых из них.
Итак, на операционный стол в коматозном состоянии попал WD10JMVW-11S5XS1 – диск семейства Firebird. Со слов клиента – сначала диск стал крайне медленно работать, потом был отформатирован и заработал нормально, но по мере заполнения его данными – умер окончательно. Только вот перед этим, резервной копии важных данных сделано не было.
После подачи питания диск определяется в системе, но при малейшей попытке что-либо с него считать – зависает и отваливается.
Немного об устройстве микрокода WD
На любом диске, в процессе изготовления и эксплуатации, есть или появляются дефекты. Те, которые были выловлены на заводе, на завершающих стадиях сборки и тестирования, заносятся в т.н. “заводской” дефект-лист. Те, которые появляются в процессе эксплуатации, попадают в пользовательские дефект-листы.
Увидев нестабильно читающийся сектор, диск «понимает», что жить этому сектору осталось недолго и заносит его адрес в так называемый RELO-list. Если ошибки будут повторяться, то данный сектор будет помечен как BAD и исключен из трансляции. Но пока ещё не исключен – фоновые процессы самотестирования будут проверять его снова и снова.
Всё бы хорошо, но очень многие версии микрокода современных WD имеют забавную ошибку. Заключается она в том, что если «подозрительных» секторов стало больше, чем отведённое под них место в RELO, то происходит его, этого самого RELO, порча. Последствия этого самые разнообразные – начиная от существенной потери производительности, и заканчивая невозможностью корректной инициализации диска (RELO является модулем не уникальным, но критичным для работы по логике).
И что же делать?
Естественно, для того, чтобы проанализировать текущее состояние диска, нам нужен доступ к его служебной информации. Получить его можно разными способами. Хоть современные версии аппаратно-программных комплексов для ремонта HDD и поддерживают работу с дисками WD, используя USB-интерфейс, но в случаях зависания микропрограммы, занятой вылавливанием и отслеживанием бэд-блоков, толку от USB-интерфейса никакого нет.
При любом обращении к диску по USB ответа нет
Можно подключиться непосредственно к процессору, минуя USB-интерфейс, припаяв SATA-шлейф к плате электроники, но в данном конкретном случае такой возможности не было. Дело в том, что диск был гарантийный и на плате был стикер, не повредив которого нет возможности эту плату снять. А заказчик настаивал на том, чтобы все наклеечки были на своих местах.
Если гора не идет к Магомету…
Как же быть? По USB-интерфейсу диск недоступен, а по SATA подключиться нет никакой возможности (см. запрет на отдирание стикера). Но способ есть.
На фото выше вы видите технологический разъём диска WD, слева от USB. Обычно такие разъемы служат для установки перемычек, меняющих режимы работы диска. Но немногим известно, что этот разъем реализует также функции… диагностического терминала COM-порта. Через который можно «общаться» с диском в технологическом режиме, подавая команды и получая на них ответ.
Поломанный диск WD, с подключенным к нему COM терминалом
Следует отметить, что это не является COM-портом, в привычном нам понимании. Необходим преобразователь уровней TTL в RS232. Удобнее всего использовать преобразователи на основе контроллеров Marvel и Silicon Image, имеющих USB-интерфейс и образующих в системе виртуальный COM-порт.
Конечно же, работа по COM-порту накладывает свои ограничения. Например, таким образом нельзя получить доступ к пользовательским данным, но это и логично – попробуйте скопировать хотя бы гигабайт данных на скорости 115200 bps. Все операции с диском также происходят достаточно медленно, но как говорят – познавший жизнь не торопится.
Подключившись через COM-порт к диагностическому терминалу и запросив Get Dir мы получили список модулей служебной информации
Вот, ради чего мы так старались. Доступ к служебной информации получен!
Остальное – дело техники. Быстрый анализ только подтвердил предположение об ошибках в модуле id32. После исправления этих ошибок, диск проинициализирован корректно и мы смогли скопировать с него ценную для клиента информацию штатными средствами, а заодно и зарезервировать себе копию (теперь уже) исправной SA, чтобы облегчить работу в будущем.
Остаётся добавить, что описанная выше проблема является типовой не только для WD, но и для других накопителей. Как пример – небольшой материал из рубрики «вопрос-ответ» сайта «Хардмастер» про восстановление WD My Passport.
Спасибо за внимание!
Автор: mihail_hdd