Сейчас многие говорят о том, что проводная телефония (switched PSTN) умирает.
И тенденция отказа от проводных телефонов, как среди физических лиц, так и среди бизнес пользователей подтверждает этот факт – на протяжении последних лет цифра подключенных проводных телефонов постоянно падает.
Некоторые пользователи, в основном физические лица, полностью переходят на GSM, некоторые переходят на виртуальные DID номера, используя VOIP технологии (в основном бизнес) и т.д.
Это мировая тенденция.
Но проблема в том что оставшихся пользователей — все равно — очень большое количество в мире и оно будет оставаться большим в бижайшем обозримом будущем – 15-20 лет точно.
С другой стороны – рост пользователей GSM также замедляется, количество их примерно одинаково в развитых странах и они в основном мигрируют между мобильными операторами.
Рискну предположить что и рост GSM и падение PSTN в конце концов стабилизируется на каких-то определенных цифрах и так останутся, т.е. будут существовать обе технологии длительное время.
Давайте взглянем на цифры в одной из самых PSTN телефонизированных стран в мире – США и посмотрим отчет FCC, опубликованный в феврале 2018 года – ровно год назад:
Давайте посмотрим на строку Retail Switched Access Line – это и есть те самые проводные телефоны.
На 2016 год в США их оставалось 58 млн., в то время как пользователей GSM – более 340 млн.
Но на самом деле 58 млн. — это количество PSTN линий в одном домохозяйстве, а вот пользователей может быть в несколько раз больше – в доме как правило живут несколько человек.
Поэтому если мы говорим именно о пользователях PSTN, пусть и эпизодических, то 58 млн можно умножить на 3 и получится цифра охвата около 150 млн., что тоже не так уж и мало.
С другой стороны – количество пользователей VOIP телефонии растет из года в год – строка Interconnected VOIP Subscriptions.
Теперь давайте посмотрим пользователей в процентном соотношении:
Здесь интересен тот факт что пользователей проводных PSTN среди бизнеса больше чем среди физических лиц — 40% и 35% соответственно.
Скорее всего это обусловлено большей консервативностью бизнес пользователей.
И что удивительно – пользователей ОТТ VOIP сервисов (сервисы типа Vonage и т.д.) среди физиков гораздо больше чем в бизнесе – 47% против 35%.
Давайте рассмотрим недостатки как “чистого” PSTN подключения, так и VOIP подключения, которые предлагаются компаниями типа Vonage.
Стандартное PSTN подключение
1. Основной недостаток – ограниченность радиуса действия домашнего телефона.
Ограничение кабелем:
Ограничение радиусом действия DECT трубок – 100 метров:
2. Неудобные телефоны с устаревшим дизайном
Даже если мы возьмем какую-нибудь новую модель домашнего DECT телефона:
использовать его сейчас – тоже самое что пользоваться Nokia 3310 в 2019:
Даже в устаревшей Нокии функций будет больше.
Недостатки OTT VOIP сервисов (Vonage и др.)
1. Не очень удобное подключение.
Как правило VOIP сервисы предлагают преднастроенный IP шлюз с FXS соединением, в который предлагается также включить ваш обычный десктоп телефон или DECT телефон, с такими же ограничениями по расстоянию.
Подключение к интернету – тоже проводное, т.е. этот шлюз вам надо расположить и рядом с роутером и рядом с телефонной линией, что не всегда удобно.
Основной профит, который получает пользователь – дешевые межгор/межнар звонки.
2. Не сохраняется ваш существующий, всем знакомый проводной номер.
Хотя и VOIP сервисы заявляют о том что могут портировать ваш существующий проводной номер в SIP, возможность такая существуют далеко не всегда.
Даже в США портирование занимает в среднем 10 дней и также не всегда возможна технически.
В других странах ситуация еще хуже.
3. Неудобства SIP приложений с DID номерами.
Это касается сервиса когда вы просто берете DID номера и используете их в SIP звонилке на смартфоне.
В смартфоне присутствует проблема с пуш – например нет звонилок для iOS, которые умеют в пуш – как следствие позвонить вы с такого SIP номера на iPhone сможете, а вот принять звонок – уже нет, телефон уснет и не будет просыпаться.
Хотя сейчас и появляются VOIP провайдеры, которые делают пуш, но их очень мало.
И опять – как правило вы не сможете сохранить свой текущий номер физической линии.
С другой стороны в бизнесе широко используются облачные или виртуальные АТС (ВАТС), к которым можно подключить шлюз с FXO портами и сохранить свои старые проводные номера.
Такие облачные АТС пропускают через себя звонки пользователей, которые находятся в тысячах километрах от них и при этом нет никаких потерь в качестве.
Также очень часто на специализированных форумах появляются вопросы – как пробросить физическую линию с помощью IP-телефонии в другое место.
И на самом деле для обычного пользователя решение такого, на первый взгляд довольно простого вопроса, оказывается сложным.
Для этого обычно советуют взять пару шлюзов – один с FXO, другой с FXS и соединить их через SIP сервер.
Хотя шлюзы и могут работать напрямую, по IP адресу, без сервера, на практике такое делается только тогда, когда устройства находятся в одной LAN.
Т.е. для того чтобы перенести физическую линию хотя бы на SIP звонилку в смартфон, пользователю нужно купить шлюз с FXO портом, настроить его, поднять сервер, настроить маршруты и т.д.
Понятно, что обычный пользователь не сможет сделать такое, нужен специалист.
Потому что даже настроить простой шлюз неподготовленному пользователю бывает довольно трудно:
Появилась идея сделать облачную АТС, которая бы обслуживала одиночные физические линии обычных пользователей, заменив ею полностью стационарную базу DECT, а в качестве конечного устройства использовать приложение на смартфоне пользователя.
И сделать все это максимально просто и удобно для обычного пользователя. Т.е. сделать что-то типа ВАТС для физических линий и частных пользователей.
В качестве устройства, присоединяемого непосредственно к проводной PSTN линии используется преднастроенный шлюз с FXO, но с существенным отличием – этот шлюз с Wi-Fi модулем.
Все что нужно сделать пользователю для настройки– подключить его к своей вайфай сети и включить в телефонную линию.
Это не сложнее чем подключить например, умную розетку.
К тому же такой шлюз можно поставить вместо базы DECT телефона, не нужно делать проводное подключение к роутеру, который может находиться далеко от телефонной линии.
Далее пользователю нужно поставить приложение на свой смартфон и… все.
Теперь все звонки, приходящие на физическую PSTN линию переводятся на приложение и пользователь может получать/совершать их, находясь в любом месте в мире, где есть интернет.
В результате можно сохранить свой домашний номер, который известен всем друзьям и родственникам (или офисный, который давно известен покупателям) и в тоже время использовать его по новому, как мобильный номер.
Стоимость такого шлюза – порядка 50$, что сопоставимо со стоимостью DECT телефона.
По сравнению например с GSM отсутствует такое понятие как звонки в роуминге.
К одному приложению можно подключить большое количество таких FXO шлюзов и получать звонки с нескольких линий (например и из офиса и из дома).
Такое решение уже сделано и работает как MVP, приложение есть как для мобильных ОС – Андроид и iOS, так и для десктопов – Windows, Mac и Linux.
Для мобильных работает пуш режим, т.е. в режиме ожидания приложение выключено и ничего не потребляет от батарейки смартфона.
Возможно такое решение, если окажется удобным обычному пользователю и вдохнет новую жизнь в PSTN.
Хотелось бы услышать мнение пользователей Хабра по этому проекту – нужно ли такое решение, стоит ли добавить какой-либо другой функционал и т.д.
Заранее спасибо за комментарии.
Автор: Mobile1