Facebook забрал себе полный контроль над социальным графом. Сторонние сервисы больше не могут отталкиваться от логики:
Это нравится вашим друзьям по Facebook и поэтому понравится и вам.
— монополию на такие выводы Facebook оставил исключительно за собой.
Главная соцсеть мира отключила для посторонних доступ к той информации о человеке, что и делает соцсеть соцсетью. Информация о действиях fb-друзей больше недоступна третей стороне. Соответственно недоступны их «лайки». Cервисы-дайджесты на основе Facebook теперь вынуждены или закрыться или переделать себя.
В России примером опрометчивого, как теперь выяснилось, инвестирования в Facebook API можно считать Яндекс.Новости в их персонализированной части «Мои новости». Персонализированный раздел Яндекс.Новостей сообщает, что интеграции с Facebook у него больше нет:
С 30 апреля заработает ещё 1 ограничение — Facebook Login Version 2.0. По умолчанию сервисы будут получать только самые ограниченные сведения о человеке. Facebook объяснил свёртывание своих API заботой о безопасности пользователей.
Для работы с теми же «лайками» приложениям теперь нужно будет получить одобрение офиса Facebook. Как простой пример сервисов, где разработчикам (пока) удаётся использовать «лайки» можно вспомнить Яндекс.Музыку. Требуется буквально несколько минут, что Яндекс подключился к соцсети и перенёс исполнителей из Facebook в «Мою музыку» непосредственно на Яндексе.
Уже завтра, 30 апреля, разработчики подобных приложений будут сдавать разработки на проверку в Facebook. Её прохождение вовсе не гарантировано.
Яндекс.Музыка получила социализацию летом-осенью 2014 года при очередном обновлении. Базой для социальных данных стали Facebook и ВКонтакте.
В феврале 2015 Яндекс.Музыка уже пострадала после отключения от стороннего API. В обслуживании отказал ВКонтакте. Яндекс потерял доступ к содержимому музыкальных коллекций на серверах ВК и лишился функции переноса фонотеки из ВК в Яндекс.Музыку. Кроме того, пришлось выключить рекомендательное приложение Яндекс.Музыки, начавшее было работать внутри ВК, но так и не состоявшееся. Без данных о музыки в коллекции ВК-пользователя оно неработоспособно. ВКонтакте был краток и сослался на внутренние соображения.
Разработка приложений на чужих API ещё недавно казалась хорошей идеей, но лидер рынка соцсетей, похоже, решил её переосмыслить. Таким образом Web 2.0 прожил ровно 10 лет — с 2005 и первой публикации Тима О’Рейлли, по 2015. В последние годы термин не применялся, но сама концепция взаимного обогащения данных, использование чужих сведений, подключения к API с расчётом вести собственный бизнес, и так далее — в целом работала.