Чтобы манипулировать прессой, нужно просто делать за репортёров их работу → Roem.ru
Сотрудники крупных музыкальных лейблов и медиакомпаний рассказали «Ведомостям», что музыкальный сервис Spotify снова переговорил с кем-то о России. Ещё 5 лет назад структуры связанные с российским предпринимателем Алишером Усмановым получили 4,17% Spotify, но для русских слушателей музыка в Spotify недоступна. Если «крупными музыкальными лейблами» считать мэйджоры Universal, Sony, EMI и Warner, то следует учесть, что лейблы в 2007—2008 годах вошли в число инвесторов Spotify и вероятно до сих пор владеют частью проекта. Поэтому лейблы невозможно рассматривать лишь незаинтересованными сторонними наблюдателями, которые случайно рассказали, что-то прессе.
Разговоры «о России» между работниками мэйджор-лейблов и Spotify — это разговоры внутри закрытого круга собственников одного проекта. Разговоры не стоят собственникам ни копейки, однако могут облегчить решение переговорной задачи для Алишера Усманова.
Сотовые операторы России закрепились на музыкальном рынке без участия Spotify. Российский музыкальный сервис Zvooq встал к двум операторам большой четвёрки — «Билайну» и Tele2. Яндекс.Музыка, ранее сотрудничавшая с «Билайном», в январе 2016 начала партнерство с МТС. До начала 2015 года Spotify тоже планировали работать в РФ с местным оператором связи, но в феврале сложного политически и экономически 2015 года отменили запуск.
Контролирующийся структурами Алишера Усманова оператор МегаФон партнёрства вышеописанного типа ни с кем не заключил. При этом самый главный музыкальный сервис страны (по оценке основателя Spotify Даниэля Эка) — ВКонтакте множество раз пообещал запустить новый платный музыкальный сервис на мобильных. Старт может состояться в конце июля 2016 года (если серьёзно относиться к тестовым музыкальным приложениям ВК), или позже, например в традиционный сезон премьер — осенью. ВКонтакте принадлежит холдингу Mail.ru Group — то есть тоже контролируется вышеупомянутым Алишером Усмановым.
Так как и ВКонтакте и МегаФон лежат в портфеле одного собственника, не связаны партнёрствами с третьими сотовыми операторами или музыкальными сервисами — логично предположить, что между ВКонтакте и МегаФоном возможен союз, подобный союзам «Билайна», Tele2 + Zvooq и МТС + Яндекс.Музыки. Однако популярность ВКонтакте (сегодня как соцсети) значительно шире, чем аудитория МегаФона. ВК — любят абоненты всех операторов. Конвертировать аудиторию ВКонтакте в подписчиков только МегаФоновского музыкального сервиса — равно отказу от большей части российской аудитории. Музыкальный ВКонтакте должен комфортно разместиться у всех операторов. Правда у «Билайна», Tele2 и МТС место для музыки уже занято.
Усманов может косвенно подталкивать в нужное русло разговоры о трёх компаниях: МегаФон, ВКонтакте, Spotify. Российский слушатель всем остальным проектам Усманова предпочитает ВКонтакте. Значит ВКонтакте — это «пряник». Поэтому «разговоры Spotify о России» — это воображаемый кнут. Если операторы не дадут «музыке ВКонтакте» привилегированного положения и продолжат рекламировать свои партнёрства с Яндекс.Музыкой и Zvooq, вполне реально, что конкурировать им придётся не просто с МегаФоном+ВК, а сразу на двух фронтах.
И с главным российским игроком — ВКонтакте, и с главным глобальным игроком — Spotify. При этом один из своих музыкальных проектов собственник может сфокусировать на массовую аудиторию, для которой сегодня в телерекламе танцует Дмитрий Нагиев. А вторым продуктом обратиться в более требовательные и «продвинутые» субкультурные ниши — где никого не интересует, под какую музыку танцует в рекламе музыкального сервиса популярный актёр, но ценятся, например, lossless-воспроизведение или продвинутый поиск (как не странно, поисковые операторы расширенного поиска не освоили даже в Яндекс.Музыке, которая выпущена уже в трёх версиях: с 2006 по 2007, с 2009, и с 2010 по наши дни).
Летом 2011 года DST Global (фонд Алишера Усманова и Юрия Мильнера) участвовал в раунде финансирования Spotify, где лид-инвестором выступил Accel, а соинвестором Kleiner Perkins Caufield & Byers. Spotify получил от партнёров $100M при оценке в $900M. Около года спустя Bloomberg, со ссылкой на презентацию для инвесторов DST уточнил, что фонд вложил $37,5 миллионов. Таким образом структуры связанные с Алишером Усмановым получили 4,17% в музыкальном сервисе.