Пытаясь выкинуть из этого поста «всё лишнее» сталкиваюсь с тем, что отсутствие тех или иных кусков повествования вызовет у читающего человека вопросы, на которые потом мне так или иначе придется давать ответ в комментариях. Поэтому, если Вам кажется, что пост избыточен и эмоционален, попробуйте прикинуть, каким бы представили его на суд общественности Вы.
События описанные в посте происходили пару лет назад в городе Ростове-на-Дону. Однако, извлеченная из них «мораль» прекрасно проецируется на Россию сегодняшнюю. Собственно, почему и публикуются мной на хабре: есть надежда, что историю прочтут или услышат в пересказе люди занимающиеся менеджментом персонала, сотрудники отделов информационной безопасности… в общем, все те, от кого зависит возникновение подобных ситуаций в нашей стране. Также, некоторую пользу из рассказа извлекут пользователи социальных сетей. Да и, вообще, эта история касается каждого, у кого есть сим-карта, оформленная на его реальные паспортные данные.
Обычная история
2010 год. Сеть вконтакте. «Постучалась в друзья девочка» с анкеты на имя Светлана Михеева.
Понравились «её» фотографии. «Попробовал пообщаться». Это всё в кавычках потому, что прекрасно знал, что это может оказаться программа, скрипт, школьник, спамер… Общение выявило живого человека, не спамящего ссылки, не клянчащего деньги.
Сначала я подумывал вырезать из скриншота контактную информацию, но решил оставить сотрудникам вконтакте и органов безопасности возможность покапаться в логах/бэкапах (хотя, почему в бэкапах, хоть прежним в ней остался только д.р. анкета активна и сегодня, вероятно, до сих пор продолжает свою «деятельность»), и убедиться в том, что проблема существует.
Причем, фото периодически обновлялись, например, после 9 мая появилось фото в солдатской шапочке:
В друзьях у Светланы были, главным образом, «реальные ростовские пацаны». Утверждала Светлана, что работает в службе по отслеживанию статистики притока/оттока абонентов оператора сотовой связи (как впоследствии окажется, работала она действительно на провайдера сотовой связи, но другого. Учитывая моду ушлых компаний требовать от людей, оставляющих в блогах и соц.сетях негативные/компрометирующие отзывы, компенсацию, я вижу необходимость оговорить, что в данном рассказе реальным местом работы Светланы окажется мифический провайдер «ELE», который существует на российском рынке сотовой связи только в описываемой параллельной реальности). Как-то Светлана даже просила найти людей, желающих работать в салонах сотовой связи менеджерами «настраивающими Интернет на телефонах». Регулярно приглашала на свидания (попить пива в барах), поехать с ней в Москву (причем за её счет, т.к. одной ей страшно) и прочие странные предложения. Однако, при этом, не оставляла номер телефона (а у меня к тому времени был принцип не идти на встречу с человеком не зная его номера). Жаловалась, что я мало ей уделяю общения, а на моё ехидное замечание, что «ей как будто не всё равно с кем флиртовать», «оскорбилась», и дала мне логин/пароль от своей анкеты вконтакте. Я поковырялся в переписке минут 5. Флирта почти не нашел, зато нашел много ненормативной лексики, впрочем, ничего из тех диалогов не поняв. Через 5 минут она сменила пароль. А перестал с ней общаться после того, как она весь вечер «слёзно» просила проводить её на следующий день на самолёт и на следующий день оказалось, что она эту поездку придумала, «потому что очень хотела со мной встретиться». Итого, потратив в общей сложности часа 2-3 на переписку Вконтакте и ICQ, я счел дальнейшее общение нецелесообразным.
А теперь — необычная история
Перед тем как перейти к более интересной части повествования хотелось бы вспомнить наше замечательное законодательство и лишний раз оговорить, что вся нижеследующая информация не что иное как художественный вымысел.
Итак, спустя несколько месяцев, наткнулся, или в текстовом файлике, или в хистори вконтакте, на эти логин/пароль, которые она мне давала. Подумав как бы на месте девушки я быстро изменил пароль типа «абракадабра11» я отбросил «11» и тем самым угадал пароль с первого раза. Зайдя в анкету я начал читать переписки, коих было довольно много. Условно я разделил их на 3 типа:
- диалоги с парнями
- брань с парнями и девушками
- диалоги с бывшим парнем и его девушкой
Если верить анкете бывшего парня, то он на тот момент работал в call-центре компании ELE. То что он «бывший» было понятно из хода беседы. Она считала, что анкета девушки, которую он добавил в своё «семейное положение» — фэйк, созданный этим парнем. И написала ему в эту анкету, а он со своей анкеты просил «оставить его девушку в покое». При этом он называл собеседницу Ириной (а не Светланой, что меня насторожило).
Дальше я вспомнил, что логин вконтакте представлен почтовым ящиком, решил проверить не подойдет ли к нему пароль. Подошел. В почте не было ничего интересного. Кроме регистрации в какой-то мморпг (скорее wow) на Ирину Фамилия. Решил поискать вконтакте по этим данным — получил в результатах запроса девушку родом из Белой-Калитвы (с характерными внешностью, отсутствием интеллекта в глазах и фото «на фоне ковра»), работающую в call-центре ELE (опять же, было в анкете указано). Мозаика начинала складываться.
К слову, еще когда я первый раз заглядывал в анкету с ее подачи меня поразило то, что обилие ненормативной лексики в анкете не вязалось с внешностью на фото Светланы. С внешностью же обнаруженной в анкете Ирины оно увязалось просто прекрасно. Непонятным мне оставалось только само обилие ненормативной лексики. В поисках разгадки я начал вчитываться в диалоги более внимательно. Строились они по одному принципу: Света/Ира «стучалась в друзья», а когда собеседник/собеседница спрашивали «что ей нужно» начинала их оскорблять. В одном из диалогов я наткнулся на фразу «а ты, придурок, нам постоянно в call-центр ELE звонишь». И тут пазл сошелся окончательно — девушка мстила. Записывала или запоминала идентификационные данные тех, кто доставал её по работе, заходила в фейковую анкету, находила их через поиск вконтакте и бранила, выплескивая свой негатив.
Было уже 4 часа утра и я уже не мог удивляться. Лёг спать, поменяв пароли, но не сменив вконтакте емейл для подтверждения анкеты. Т.ч. когда я проснулся доступ в анкету уже был закрыт. К тому моменту я осмыслил ситуацию и мысль о том, что психически неуравновешенный человек имеет доступ к базам данных и этим успешно пользуется, меня ужасала. Покопавшись в хистори браузера я нашел парня, которому она описывала, что он «звонит им в ELE» и попытался убедить сходить в офис ELE написать заявку, но он оказался каким-то быдловатым и не особо русскоязычным, т.ч. в итоге я отбросил эту затею.
Нужно было идти в офис ELE, но меня смущало то, что сотрудники СБ вполне могут оказаться её друзьями. Тогда бы усилия пошли впустую, а я вполне мог огрести порцию кислоты от такой «впечатлительной» девушки. Да и какую доказательную базу, кроме устных заявлений о том, что я нарушил законодательство РФ, я мог предоставить? В итоге, опубликовал закрытую заметку для друзей, с просьбой дать совет. Большинство проголосовало за то, чтобы оставить провинциалку в покое.
Выводы
Мне кажется, что из рассказанного мной можно извлечь следующие полезные моменты:
- на должности операторов call-центров следует набирать людей для которых подобная релаксация немыслима (т.е. следует уделять внимание семьям, воспитанию)
- необходим мониторинг психического состояния операторов call-центров (мониторинг должен осуществляться объективно и регулярно, в условиях исключающих личную симпатию или получение взятки)
- проектировать софт для операторов call-центров нужно таким образом, чтобы они не получали «избыточной» информации, а лишь оперативную, необходимую для решения вопросов
Рекомендации пользователям социальных сетей не менее очевидны:
- чем меньше информации Вы оставляете о себе в социальных сетях — тем спокойнее Ваша жизнь
- разумно минимизировать общение с людьми, которых Вы не знаете
- Фамилию девушки, реальную страницу вконтакте (сейчас заблокирована), страницу в одноклассниках
- Имя, Фамилию, и id анкеты вконтакте того парня, которому она после оскорблений написала «ты придурок нам в ELE постоянно звонишь» (он не похож на того человека, который удаляет переписку вконтакте, т.ч. вполне сможет выступить свидетелем)
- Имя, Фамилию, анкету вконтакте, принадлежащие ее бывшему парню, работавшему (может и работающему) в call-центре ELE (напоминаю, он обращался к ней по настоящему имени, т.е. знал, что она реальный владелец анкеты, с которой она занималась оскорблениями)
Автор: pragmat