Соцсеть ВКонтакте готовит запуск товарного агрегатора. В обозримом будущем она намерена запустить поиск по сервису «Товары ВКонтакте», который позволяет размещать предложения в сообществах и группах, сообщает RNS со ссылкой на директора по электронной коммерции ВКонтакте Юрия Иванова. В Яндекс.Маркте о планах потенциального конкурента говорят спокойно. Управляющий партнер магазина "220 Вольт" Алексей Федоров считает, что у ВКонтакте может получиться конкурент площадке Яндекса, но только в том случае если на ней не будет импортированных по "серым" схемам товаров.
Mail.ru Group, владеющая соцсетью, запустила «Товары ВКонтакте» в сентябре 2015 года (у холдинга нет товарного агрегатора сопоставимого по посещаемости с Яндекс.Маркетом), с тех пор им воспользовались более 570 тысяч сообществ, они создали более 10 млн товарных карточек. В Яндекс.Маркете же насчитывается около 100 миллионов предложений от 21 тысячи магазинов. Яндекс.Маркет посещают около 2 млн человек ежедневно или около 20 миллионов в месяц. ВКонтакте объединяет 90 млн человек в месяц, однако около 1/3 этих пользователей приходится на зарубежную аудиторию.
Как пояснил Roem.ru представитель ВКонтакте Евгений Красников, поиск по товарным карточкам планируется запустить одновременно с новым дизайном соцсети - сейчас дизайн запущен в тестовом режиме на ограниченную аудиторию.
Алексей Федоров объяснил, что ВК нужно решить вопрос с "серыми" магазинами, занимающимися перепродажей товаров с китайских площадок:
"Проект "ВКонтакте" может оказаться вполне успешным, так как в настоящий момент в целом по российскому электронному ритейлу около 40% покупателей изначально приходят по ссылке с Яндекс.Маркета, то есть значительное пространство для новых игроков есть. У аудитории покупателей из соцсетей есть определенные особенности, в основном это пользователи в возрасте 15-35 лет с большим уклоном в женскую аудиторию. Соответственно, соцсети могут быть хорошим источником трафика для магазинов одежды и аксессуаров и в меньшей степени - для электронного ритейла и DIY. Важным нюансом является контроль продавцов. В Яндекс.Маркете каждый из них должен указывать на сайте определенный набор информации - ФИО гендиректора и т. д., как это предписано законом "О защите прав потребителей", причем "Яндекс" контролирует достоверность этих данных. Во "ВКонтакте" фактические продавцы товара называются "группами" и никаких требований по предоставлению информации к ним не предъявляется. В этом случае можно предположить, что среди таких продавцов есть значительная частью компаний, закупающих товары в иностранных интернет-магазинах (якобы для личных нужд и укладываясь в существующий коридор беспошлинной торговли). Хочется надеяться, что создавая полноценный товарный агрегатор "ВКонтакте" начнет отслеживать соблюдение магазинами существующих правил и законов.
По состоянию на вторую половину 2015 года 60% мобильной рекламы в рекламной сети MyTarget (собственность Mail.ru Group, подключена к ВКонтакте) покупали иностранцы, 37% — китайцы. По аналогии можно предположить, что не всегда продавцы китайских товаров будут русскими "серыми" перекупщиками, а не самими китайцами.
Руководитель Яндекс.Маркета Павел Алешин был дипломатичен:
В самой идее создания товарного агрегатора на базе социальной сети нет ничего плохого или сложного. Вопрос, как привести туда трафик. Пользователи в соцсети обычно не озабочены поиском товаров. Также в соцсетях есть своя специфика - там хорошо идет хендмейд и коллективные заказы из-за рубежа. Кроме того, для маркетплейсов сегодня важно отслеживать качество предложений и благонадежность продавцов. Негативный опыт покупки серьезно влияет на имидж агрегатора.