Одной моей знакомой пришла в голову идея оптимизировать свою IT-инфраструктуру, перейдя в облако. И она попросила меня опросить всех облачных провайдеров, чтобы найти лучшего… Стоп. Вру. Всё было не так. Не знакомая была, а знакомый, и облаками он действительно интересовался. Но только ему лишь рекомендация требовалась, к кому обратиться. А я в поисках информации наткнулся на статьи-сравнения на Хабре (раз, два, три). И решил, что будет забавно проделать тот же самый эксперимент, раз уж выдалась такая оказия.
Да, тогда я считал это забавным. Я не обратил внимания на то, что другие авторы потратили на своё исследование несколько месяцев. Наивный чукотский юноша. Но, ввязавшись в бой, решил не отступать. Чем всё закончилось, читайте далее.
Итак, вернёмся к сути. У знакомого своя клиника с большим количеством сложного оборудования для всевозможных обследований. Результаты исследований, — томограммы и прочие -граммы, генерируются ежедневно в большом объёме. И должны где-то храниться и как-то обрабатываться. При необходимости изображения берутся из оперативной базы данных и/или исторического архива, результат сохраняется в оперативную базу данных. Файлы нередко имеют очень большой объём, поэтому на сервер ложится нешуточная нагрузка. Для рутинных задач используется другой сервер, попроще. Сам знакомый в ИТ не особо разбирается, он больше управленец.
Грубо всё прикинув, я понял, что требуется фактически 4 сервера:
- Обслуживает ввод первичной информации, ведение картотеки сотрудников и графика работы/приема пациентов, истории болезней пациентов, просмотр изображений исследований пациентов из оперативной базы данных и исторического архива, корпоративная почта и т.д. Т.е., по сути, сервер терминального доступа для медицинской CRM.
- Обслуживает подключение диагностического оборудования и рабочих станций стандарта DICOM (передача происходит по IP-протоколу), получение изображений с него, их предварительную обработку и хранение в оперативной базе данных. По сути, сервер диагностики.
- Обслуживает исторический архив накопленных изображений МРТ, КТ, ЭКГ и других исследований. Файлы изображений могут быть различных размеров, с разным количеством служебных атрибутов (сейчас 32, с возможностью увеличения до 256). Архив должен работать по принципу однократной записи, многократного просмотра и невозможности изменения/удаления файла. Глубина хранения минимум 10 лет. Первоначальный объем хранимой информации от 10 терабайт с возможностью планового поэтапного увеличения по запросу. Возможно, потребуется объектное хранилище. Получается, что это архивный сервер.
- Обслуживает ПО графического анализа снимков МРТ, КТ, ЭКГ и т.д. Используется для исследования заболеваний, постановки диагноза и формирования предварительного плана лечения. Результаты сохраняются в оперативную базу данных. В моём случае это должен был быть графический сервер.
Послав всё это провайдеру, я почти наверняка получил бы вменяемый ответ. Но тогда исследование получилось бы так себе. Без точных цифр. Немного покумекав (прочитав много, очень много информации про облачные услуги и допросив всех, кто хоть раз касался облачных решений), я сформулировал такие критерии:
- Сервер терминального доступа.
Win Server, 8 ядер 2.6 ГГц, ОЗУ 64, диск 300 ГБ. Бэкап. На 30 пользователей. Подключение пользователей — через Интернет, VPN. - Сервер диагностики.
Win Server, 8 ядер 2.6 ГГц, ОЗУ 64, диск 3000Гб: SSD все диски, бэкап. - Архивный сервис
Нужно хранилище для архива накопленных изображений 10 ТБ сейчас, с возможностью увеличения до 300 ТБ (желательно S3). - Графический
Win Server, 8 ядер 2.6 ГГц, ОЗУ 128, диск 4000 ГБ, графика 1 vGPU, видеопамять 8ГБ, бэкап
+VPN IPSec 1 ip-адрес, ширина канала 50 мбит.
Желательна модель почасовой оплаты. Четвёртый сервер будет работать 4-8 часов в сутки, ночью по московскому времени. Должна быть функция включения/выключения сервера с оплатой только за фактическое время работы.
С этими цифрами я и обратился к российским провайдерам. Иностранные не брал, так как вопрос связан с медициной. А это персональные данные, которые надо хранить и обрабатывать в России. Всего отправил 31 запрос, и на них ответило 25 компаний.
- 1Cloud
- 3Data
- ActiveCloud
- Cloud4Y
- Datafort
- IT-Grad
- IT-Lite
- LanCloud
- Linxdatacenter
- M1Cloud/stackgroup.ru
- Onlanta
- Parking|INOVENTICA
- Rusonyx
- SbCloud
- Selectel
- Даталайн
- Крок
- Облакотека
- Яндекс.Облако
Ответили, но выбыли
- Infobox сообщил, что разместить серверы с данными характеристиками в ближайшее время не сможет.
- Clodo может предложить инфраструктуру только на Linux
- Билайн Бизнес занял жёсткую позицию, заявив, что без звонка ничего сделать не смогут.
- CloudМТS и Яндекс действовали аналогично. Общение заглохло на этапе звонка.
Проигнорировали запрос: Ростелеком, Техносерв, MakeCloud, Rentacloud, e-Style Telecom, SoftLine.
Как оценивались провайдеры
Технология аналогична тем, что использовались ранее. Сравнивал оказываемые услуги разных провайдеров, возможность получить всё требуемое сразу, а также итоговую стоимость.
Если у компании не было услуги, она получала минус.
++ Превосходно — функционал или решение соответствует или превосходит ожидания)
+ (Отлично — функционал или решение присутствует и позволяет закрыть потребность)
+- (Средне — функционал или решение присутствует частично, имеются ограничения)
- (Плохо — функционал или решение отсутствует или не способно закрыть потребность)
-- (Бедово — функционал или решение не способно закрыть потребность и даже трогать его страшно)
? (Информация отсутствует, ответ на вопрос не получен).
Хочу выделить и другой момент — фактическое принуждение к телефонному разговору. Менеджеры даже не подумали, что есть люди с ограниченными возможностями или просто необщительные по своей сути. Общаться с клиентом надо тем путём, который удобен ему. Это и называется клиентоориентированность. В той же Европе я сначала несколько раз спишусь с продавцом по e-mail, прежде чем он предложит провести конференц-колл. У нас же звонок практически гарантирован, если вы где-то оставите свой номер телефона. Это злит.
Скорость ответа
Компания
|
Время ответа (реакции)
|
Время выставления КП с момента обращения
|
Баллы
|
1Cloud
|
В течение 30 минут ++
|
4 дня + -
|
3
|
3Data
|
4 часа +
|
1 день +
|
3
|
ActiveCloud
|
В течение часа ++
|
3 дня + -
|
3
|
Cloud4Y
|
В течение часа++
|
через 3 часа ++
|
4
|
Datafort
|
3 дня +
|
5 дней
|
2
|
IT-Grad
|
В течение часа++
|
2 дня. Формально 1, но КП получен поздно вечером+подписали на рассылку + -
|
2,5
|
IT-Lite
|
1 день +
|
7 дней +
|
2
|
LanCloud
|
1 день +
|
1 день ++
|
3
|
Linxdatacenter
|
14 дней --
|
27 дней - -
|
-4
|
M1Cloud/stackgroup.ru
|
2 дня +
|
Не прислали КП -
|
0
|
Onlanta
|
2 часа +
|
13 дней - -
|
-1
|
Parking|INOVENTICA
|
Сразу же (автоответчик) +
|
3 дня +
|
2
|
Rusonyx
|
В течение 30 минут ++
|
3 дня предварительно, 8 дней готовое КП +-
|
2,5
|
SbCloud
|
2 дня +
|
5 дней +
|
2
|
Selectel
|
5 часов +
|
9 дней + -
|
1,5
|
Даталайн
|
В течение 20 минут ++
|
7 дней +
|
3
|
Крок
|
В течение часа, сразу подписали на рассылку+-
|
5 дней +
|
1,5
|
Облакотека
|
В течение 3 часов +
|
В течение 3 часов++
|
3
|
Большинство компаний реагировали на запрос в течение нескольких часов, DataFort, M1Cloud и SbCloud заставили ждать несколько дней, а вот Linxdatacenter отличился — ответил аж через 14 дней. С КП ситуация чуть иная. Большинство компаний уложились в недельный срок, готовя расчёт по моим параметрам. M1Cloud понадобилось 8 дней, Selectel — 9. Rusonyx схитрил, прислал предварительное КП через 3 дня, а полноценное — ещё через 5 дней. Onlanta на формирование предложения потратила 13 дней, как и Linxdatacenter.
Infobox ответили в течение часа и честно сказали, что не смогут предоставить необходимую инфраструктуру. А ещё некоторые компании автоматически подписали меня на свои «полезные рассылки». Не люблю навязчивость, так что по 0,5 балла я им списал.
Теперь предлагаю перейти к технической части исследования. Что могут предложить облачные операторы клиентам сегодня?
Компания |
Используемые гипервизоры |
Какой TIER у ЦОД |
Какой дата-центр и где |
Баллы |
1Cloud |
Vmware + |
Tier III + |
4 ЦОД (Москва, СПб, Алма-Ата, Минск) ++ |
3 |
3Data |
Облако на Open Stack Fusion от Huawei + |
Tier III +
|
8 ЦОД в Москве ++ |
4
|
ActiveCloud |
Vmware, Red Hat KVM ++ |
Tier III +
|
1 ЦОД в Москве + |
4
|
Cloud4Y |
VMWare, Hyper-V ++ |
Tier III + |
5 ЦОД: в Москве, СПБ, Нидерландах (Амстердам) и Германии (Франкфурт) + |
4
|
Datafort |
VMware и Microsoft ++ |
Tier III + |
4 ЦОД в Москве + |
4 |
IT-Grad |
VMWare, KVM ++ |
Tier III + |
2 ЦОД в Москве и СПБ + |
4
|
IT-Lite |
Hyper-V + |
Tier III + |
1 ЦОД в Москве + |
3
|
LanCloud |
Hyper-V + |
Tier III + |
1 ЦОД в Москве + |
3
|
Linxdatacenter |
HyperFlex + |
Tier III + |
1 ЦОД в Москве и 1 в СПБ +
|
3
|
M1Cloud/stackgroup.ru |
VMWare + |
Tier III + |
1 ЦОД в Москве + |
3
|
Onlanta |
VMWare + |
Tier III + |
ЦОД в Москве + |
3
|
Parking|INOVENTICA |
Hyper-V + |
Tier III + |
? |
2
|
Rusonyx |
Virtuozzo + |
Tier III + |
1 ЦОД в Москве + |
3
|
SbCloud |
VMware + |
Tier III + |
1 ЦОД в Москве + |
3
|
Selectel |
VMWare, KVM ++ |
Tier III + |
6 ЦОД: в Москве, СПБ и Ленинградской области + |
4
|
Даталайн |
VMWare, KVM + |
Tier III + |
8 ЦОД в Москве + |
3
|
Крок |
Vmware + |
Tier III + |
Много географически разнесённых ЦОДов (точное количество неясно) ++ |
4
|
Облакотека |
Hyper-V + |
Tier III + |
2 ЦОД в Москве + |
3
|
Самой распространенной платформой остается VMWare, однако ряд компаний предлагают и другие платформы. Также распространён вариант с несколькими вариантами гипервизоров. Все компании заявляют, что используют ЦОДы уровня TIER 3.
Большинство операторов используют 1 ЦОД, ещё часть — два. У многих они расположены на территории России. 1Cloud, Cloud4Y, Крок работают и с зарубежными дата-центрами. Но, как я понял, у Cloud4Y не свои ЦОДы. За это в итоге им списал 1 балл.
Компания |
Поддержка 24x7 бесплатна? Что входит |
Есть ли тестовый доступ? Сколько дней? |
Модель оплаты |
Баллы |
1Cloud |
24х7, бесплатная. Администрирование на уровне ОС не предоставляют + |
Есть, 3-5 дней +- |
Только предоплата -
|
0,5 |
3Data |
24х7, бесплатная + |
Есть, 7 дней. По согласованию можно увеличить на любой срок +
|
Постоплата + |
3
|
ActiveCloud |
24х7, бесплатная уровня Стандарт, платная Премиум + |
Есть, на 3-7 дней +
|
Предоплата. Постоплату готовы согласовать после оплаты первого месяца, будет понятно примерное потребление +-
|
2,5
|
Cloud4Y |
Бесплатно 24х7, есть платная техподдержка + |
Есть, 10 дней, при согласовании возможно увеличить срок до 3 месяцев ++ |
Постоплата + |
4
|
Datafort |
24х7, бесплатная + |
Есть, обсуждается + |
Постоплата+ |
3 |
IT-Grad |
24х7, бесплатная + |
Есть, 14 дней, при согласовании возможно увеличить срок + |
Постоплата + |
3
|
IT-Lite |
24х7, если необходима техподдержка всей инфраструктуры и мониторинг, то она платная и рассчитывается отдельно + |
Есть, 14 дней + |
Предоплата - |
1
|
LanCloud |
24х7, бесплатная + |
1 месяц ++ |
Предоплата. Можно платить постоплату, но цена будет на 5% дороже за каждый месяц отсрочки. Максимальная отсрочка, которую можно обсудить – 3 месяца (с ценой +15%)- |
2
|
Linxdatacenter |
24х7 + |
Есть + |
Постоплата +
|
3
|
M1Cloud/stackgroup.ru |
24х7, бесплатная + |
Есть, время обсуждается + |
?
|
2
|
Onlanta |
24х7, бесплатная + |
Есть, время обсуждается + |
?
|
2
|
Parking|INOVENTICA |
Поддержка по вопросам функционирования заказанных услуг бесплатна. Поддержка клиентских приложений (в т.ч. администрирование ОС на сервере клиента) — платная + |
Для тестирования сервера используется посуточный тариф. Ограничений по длительности тестирования нет. Минимум 3 дня -
|
Предоплата, помесячная/посуточная оплата +- |
0.5
|
Rusonyx |
24х7, бесплатная + |
Есть, на 7 дней + |
Работают по предоплате, в некоторых случаях можно рассмотреть постоплату +- |
2,5
|
SbCloud |
24х7, бесплатная + |
Всё, кроме GPU можно протестировать + |
Постоплата + |
3
|
Selectel |
Техподдержка инфраструктуры (всё что ниже уровня ПО) бесплатная. Работы на сервере (настройка резервного копирования, восстановление) — платное + |
Для выделенных серверов тестового доступа нет, для облака VMware предлагается бонусный баланс на аккаунт +- |
Предоплата. В облаке нужно держать положительный баланс, иначе доступ к управлению серверов будет отключен. Если требуются отсрочки, нужно предупредить техподдержку, чтобы они не отключали сервера.- |
0,5
|
Даталайн |
24х7, бесплатная + |
Есть, 14 дней + |
Предоплата, постоплата возможна. При постоплате максимум 14 дней на оплату счета ++ |
4
|
Крок |
24х7, бесплатная + |
Есть, обсуждается + |
Постоплата + |
3
|
Облакотека |
24х7, есть платная техподдержка + |
Есть, 14 дней + |
Постоплата + |
3
|
Техническая поддержка у подавляющего большинства облачных операторов бесплатная, работает по схеме 24/7. Как правило, в рамках бесплатной техподдержки операторы решают вопросы с доступностью сервисов, поддержкой работы облака. Помощь по инфраструктуре заказчика и администрирование его системы тоже возможна, но уже на платных условиях.
Тестирование бесплатное есть почти у всех (немного жадничает Selectel, INOVENTICA бесплатно тестирование не предоставляет вообще), но сроки разнятся от 3 дней до двух недель. Примерно половина компаний допускают возможность продления тестового периода. LanCloud готов предложить месяц бесплатного тестирования, в Cloud4Y заявили, что готовы предоставить даже три месяца, если это будет необходимо для всесторонней оценки возможностей облака и нагрузочного тестирования.
А теперь предлагаю перейти к очень важной части исследования — ценам на всю эту благодать.
Компания |
Стоимость, включая НДС (руб) |
НДС включен в КП |
Отсутствуют услуги |
SLA |
Возможность почасового биллинга? Цена от этого меняется? |
Баллы |
|
1Cloud |
118100
|
Да + |
Нет vGPU -
|
99,9 +
|
Есть возможность +
|
2
|
|
3Data |
217027,2 ( 180856 +20%)
|
Нет -
|
Нет vGPU - |
?
|
Есть возможность +
|
-1
|
|
ActiveCloud |
214726
|
Да +
|
Графическое облако ActiveDesk создано на базе технологий виртуализации VMware и NVIDIA GRID, это VDI решение. Здесь нет возможности почасовой оплаты +-
|
99,95 +
|
Есть возможность, цена не меняется +
|
3,5
|
|
Cloud4Y |
169100
|
Да + |
Всё есть + |
99,982 +
|
Есть возможность, цена не меняется +
|
4
|
|
Datafort |
257970
|
Нет - |
Используют M10 или P40. vGPU – могут предоставить только на основе ежемесячной фиксированной оплаты. +- |
? |
Возможность почасовой оплаты отсутствует -
|
-1,5
|
|
IT-Grad |
290340
|
Да + |
Всё есть + |
99,9 +
|
Возможность есть, стоимость ресурсов увеличивается +-
|
3,5
|
|
IT-Lite |
154953
|
Да + |
Всё есть + |
99,98 +
|
Используется модель помесячной оплаты серверов -
|
2
|
|
LanCloud |
100703
|
Да + |
Нет vGPU - |
?
|
Есть поминутная тарификация, но тогда ядра и память считаются с коэффициентом «1,3» -
|
-1
|
|
Linxdatacenter |
|
Да + |
Нет vGPU -
|
99,95 +
|
? |
2
|
|
M1Cloud/stackgroup.ru |
?
|
?
|
?
|
?
|
? |
0
|
|
Onlanta |
175522
|
Да + |
Нет vGPU -
|
99,9 +
|
Нет -
|
0
|
|
Parking|INOVENTICA |
87 098
|
Да +
|
Нет vGPU, нет S3-хранилища - |
99,85 +
|
Нет -
|
0
|
|
Rusonyx |
124008
|
?
|
Нет vGPU, нет S3-хранилища - |
99,982 +
|
Есть возможность +
|
1
|
|
SbCloud |
565975
|
Да + |
Всё есть + |
99,95 +
|
Нет -
|
2
|
|
Selectel |
235752
|
?
|
Всё есть + |
99,98 +
|
Есть возможность, цена сильно увеличивается +-
|
2,5
|
|
Даталайн |
253903
|
Да + |
Всё есть + |
99,982 +
|
? |
3
|
|
Крок |
124560
|
Да + |
Нет vGPU - |
99,95 +
|
Есть возможность, цена не меняется +
|
2
|
|
Облакотека |
140940
|
?
|
В стоимость не включены лицензии Windows, RDP - |
99,95 +
|
? |
0
|
Как видим, разброс невероятно большой. SbCloud насчитал больше полумиллиона рублей в месяц, а INOVENTICA предлагает 88 т.р, но без vGPU и S3-хранилища. Некоторые провайдеры по-прежнему не учитывают НДС в своих КП, хотя большинство избавилось от этой плохой привычки. 6 из 18 провайдеров готовы предоставить все услуги комплексно. Это 33,3 %. Негусто.
Принцип оценки я взял самый простой.
+ 1 балл
+- 0,5 балла
- -1 балл
Итоги
Итак, что можно сказать в итоге? Среди лидеров оказались следующие компании:
Компания
|
Баллы
|
Стоимость
|
Cloud4Y
|
15
|
169100
|
Даталайн
|
13
|
253903
|
ActiveCloud
|
13
|
214726
|
- С точки зрения цены единства нет, итоговые суммы у всех разные. Но замечу, что их предлагают снизить за счёт скидок, на которые активно намекали облачные провайдеры. Кроме того, у лидеров были все необходимые мне услуги, то есть они готовы комплексно обслуживать бизнес, не надо заказывать пару серверов у одной компании, а третий и четвёртый — у другой.
- Если сравнивать с предыдущими исследованиями, можно заметить, что некоторых лидеров столкнули с пьедестала более молодые компании. Впрочем, я ещё раз подчеркну, что некоторые облачные провайдеры не ответили на моё письмо. Возможно, при их активном участии результаты были бы иные. Но то ли они не очень заинтересованы в расширении клиентской базы, то ли просто профукали моё письмо – непонятно. Может, в комментариях ответят.
- Также теперь я знаю, что некоторые облачные провайдеры принадлежат другим, более крупным. И что что Даталайн куплен Ростелекомом. Эта информация меня огорчает, так как мне кажется, что бизнес-интересы госконторы могут испортить отлаженные бизнес-процессы провайдера. Также мне известно, что IT-Grad перешёл под крыло МТС. Мобильный оператор, как показал мой опыт, очень негибкий и не слишком заинтересованным в маленьком клиенте. Подобное может проявиться и у Даталайна. Но это чисто мой негативный опыт и опасения.
- Облака от Яндекса, МТС и Билайна выглядят привлекательно, но у них маловато практического опыта. По сути, сейчас они учатся на своих клиентах, и есть опасения, что будут возникать «детские» болезни, через которые уже прошли крупные облачные провайдеры, давно работающие на рынке. То есть года два-три соваться к ним рискованно.
В общем, я попытался учесть всё, что можно учесть. Что получилось – судите сами. В целом, понравился подход Cloud4Y, неплохо показала себя Облакотека. Linxdatacenter, в принципе, показали себя с хорошей стороны, но они самоубились, прислав КП аж через 27 дней после того, как я им написал.
В конце хочу отметить несколько нюансов, которые мне показались важными.
- Не у всех компаний есть емейл для связи. Это неудобно. Я не люблю звонить, сидеть в чате и ждать ответа тоже не всегда удобно.
- Интроверту придётся попотеть. Будьте готовы к шквалу звонков и писем, что вас внезапно подпишут на рассылку (отдельный не-респект IT-Grad и Крок, половину балла я вам снял именно за это).
- Назойливость продавцов иногда даже злит. Про утренние звонки в субботу я уже говорил. И вроде в ЧС заносить не за что, но и трубку брать точно не возникает желания.
- Удивил игнор со стороны как крупных, так и небольших компаний. Почему не ответил SoftLine — загадка, они были в числе лидеров в прошлых сравнениях. Странный подход к бизнесу, как мне кажется. Да и другие компании-«молчуны» вполне могли на что-то претендовать.
Кого выбрали для клиники? Пожалуй, не буду отвечать на этот вопрос. Человек сам сделал выбор, и я не хочу никого рекламировать. Если вдруг вы заметили неточность, напишите мне. На сбор данных ушло три месяца, потом всё это надо было собрать в таблицу и привести в надлежащий вид. Я, конечно, несколько раз всё перечитал и пересчитал, так что если неточности и есть, то на итоговый результат они не повлияют. А так, буду рад, если мой первый пост станет для кого-то полезным.
Автор: EgorIOD