Большинство профессий, существующих сегодня, могут исчезнуть в течение десятилетий. По мере того как искусственный интеллект будет превосходить человека во все большем количестве задач, он будет заменять людей во все большем количестве профессий. Возможно, появится много новых профессий: например, дизайнеры виртуального мира. Но такие профессии, вероятно, потребуют большей креативности и гибкости, и неизвестно, смогут ли 40-летние безработные таксисты или страховые агенты переквалифицироваться в дизайнеров виртуальных миров. И даже если бывшему страховому агенту каким-то образом удастся стать дизайнером виртуального мира, темпы прогресса таковы, что еще через десять лет ему, возможно, придется заново переосмыслить себя и переквалифицироваться вновь.
Главная проблема заключается не в создании новых рабочих мест. Главная проблема заключается в создании новых рабочих мест, которые люди выполняют лучше, чем алгоритмы. Следовательно, к 2050 году может появиться новый класс людей — класс бесполезных. Люди, которые не просто безработные, а нетрудоспособные.
Та же технология, которая делает людей бесполезными, может также сделать возможным кормить и содержать безработные массы с помощью схемы всеобщего базового дохода. Тогда реальная проблема будет заключаться в том, чтобы занять и удовлетворить эти массы. Люди должны заниматься целенаправленной деятельностью, иначе они сойдут с ума. Чем же будет заниматься целый день бесполезный класс?
Одним из ответов могут стать компьютерные игры. Экономически лишние люди могут проводить все больше времени в трехмерных мирах виртуальной реальности, которые обеспечат им гораздо большее волнение и эмоциональную вовлеченность, чем "реальный мир" снаружи. На самом деле, это очень старое решение. На протяжении тысяч лет миллиарды людей находили смысл в играх виртуальной реальности. В прошлом мы называли эти игры виртуальной реальности "религиями".
Что такое религия, если не большая игра в виртуальную реальность, в которую играют миллионы людей? Такие религии, как ислам и христианство, придумывают воображаемые законы, такие как "не ешь свинину", "повторяй одни и те же молитвы определенное количество раз каждый день", "не занимайся сексом с человеком своего пола" и так далее. Эти законы существуют только в человеческом воображении. Ни один естественный закон не требует повторения магических формул, и ни один естественный закон не запрещает гомосексуализм или употребление свинины. Мусульмане и христиане идут по жизни, пытаясь набрать очки в своей любимой игре виртуальной реальности. Если вы молитесь каждый день, вы получаете очки. Если вы забываете молиться, вы теряете очки. Если к концу жизни вы наберете достаточно очков, то после смерти перейдете на следующий уровень игры (он же рай).
Как показывают нам религии, виртуальная реальность не обязательно должна быть заключена в изолированную коробку. Скорее, ее можно наложить на физическую реальность. В прошлом это делалось с помощью человеческого воображения и священных книг, а в 21 веке это можно сделать с помощью смартфонов.
Некоторое время назад я отправился со своим шестилетним племянником Матаном на охоту за покемонами. Когда мы шли по улице, Матан постоянно смотрел на свой смартфон, который позволял ему замечать покемонов вокруг нас. Я не видел никаких покемонов, потому что у меня не было с собой смартфона. Потом мы увидели на улице двух других детей, которые охотились на тех же покемонов, и мы чуть не подрались с ними. Меня поразило, насколько эта ситуация была похожа на конфликт между евреями и мусульманами по поводу святого города Иерусалима. Когда вы смотрите на объективную реальность Иерусалима, все, что вы видите, - это камни и здания. Нигде нет никакой святости. Но когда вы смотрите через умные книги (такие как Библия и Коран), вы видите святые места и ангелов повсюду.
Вы набираете очки за новые машины и отдых за границей. Если у вас больше очков, чем у всех остальных, вы выиграли игру.
Идея найти смысл жизни, играя в игры виртуальной реальности, конечно, характерна не только для религий, но и для светских идеологий и стилей жизни. Потребительство тоже является игрой виртуальной реальности. Вы набираете очки, приобретая новые машины, покупая дорогие бренды и отдыхая за границей, и если у вас больше очков, чем у всех остальных, вы говорите себе, что выиграли игру.
Вы можете возразить, что люди действительно наслаждаются своими машинами и отпусками. Это, конечно, правда. Но религиозным людям нравится молиться и проводить обряды, а моему племяннику нравится охотиться на покемонов. В конце концов, реальное действие всегда происходит внутри человеческого
В своем новаторском эссе "Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев" (1973) антрополог Клиффорд Гирц описывает, как на острове Бали люди тратили много времени и денег, делая ставки на петушиные бои. Ставки и бои сопровождались сложными ритуалами, а их результаты оказывали существенное влияние на социальное, экономическое и политическое положение как игроков, так и зрителей.
Петушиные бои были настолько важны для балийцев, что когда индонезийское правительство объявило эту практику незаконной, люди игнорировали закон и рисковали арестом и крупными штрафами. Для балийцев петушиные бои были "глубокой игрой" - выдуманной игрой, в которую вкладывается столько смысла, что она становится реальностью. Можно написать подобные эссе о футболе в Аргентине или об иудаизме в Израиле.
Один из особенно интересных смыслов израильского общества - это уникальная лаборатория для изучения как жить довольной жизнью в мире после работы. В Израиле значительный процент ультраортодоксальных еврейских мужчин никогда не работает. Они проводят всю свою жизнь, изучая священные писания и выполняя религиозные ритуалы. Они и их семьи не умирают с голоду отчасти потому, что жены часто работают, а отчасти потому, что правительство предоставляет им щедрые субсидии. Хотя они обычно живут в бедности, государственная поддержка означает, что они никогда не испытывают недостатка в предметах первой необходимости.
Это универсальный базовый доход в действии. Несмотря на то, что они бедны и никогда не работают, эти ультраортодоксальные еврейские мужчины в ходе опроса за опросом отмечают более высокий уровень удовлетворенности жизнью, чем любая другая часть израильского общества. В глобальных исследованиях удовлетворенности жизнью Израиль почти всегда занимает первое место, отчасти благодаря вкладу этих безработных глубоких игроков.
Чтобы увидеть мир после работы, не обязательно ехать в Израиль. Если у вас дома есть сын-подросток, который любит компьютерные игры, вы можете провести свой собственный эксперимент. Обеспечьте ему минимальную дотацию в виде кока-колы и пиццы, а затем снимите все требования к работе и весь родительский контроль. Вероятным результатом будет то, что он целыми днями будет сидеть в своей комнате, приклеившись к экрану. Он не будет делать домашнее задание или работу по дому, будет прогуливать школу, пропускать прием пищи и даже душ и сон. Однако он вряд ли будет страдать от скуки или чувства бесцельности. По крайней мере, не в краткосрочной перспективе.
Таким образом, это и есть виртуальные реальности, которые станут ключом к приданию смысла бесполезному классу мира после работы. Возможно, эти виртуальные реальности будут создаваться внутри компьютеров. Может быть, они будут созданы вне компьютеров, в форме новых религий и идеологий. Может быть, это будет комбинация того и другого. Возможности безграничны, и никто не знает наверняка, какие глубокие игры заинтересуют нас в 2050 году.
В любом случае, конец работы не обязательно будет означать конец смысла, потому что смысл порождается воображением, а не работой. Работа необходима для смысла только в соответствии с некоторыми идеологиями и стилями жизни. Английские деревенские сквайры XVIII века, современные ультраортодоксальные евреи и дети во всех культурах и эпохах находили большой интерес и смысл в жизни не работая. Люди в 2050 году, вероятно, смогут играть в более глубокие игры и строить более сложные виртуальные миры, чем в любое предыдущее время в истории.
Но как насчет правды? Как насчет реальности? Действительно ли мы хотим жить в мире, в котором миллиарды людей погружены в фантазии, преследуют выдуманные цели и подчиняются воображаемым законам? Хотим мы того или нет, но именно в таком мире мы живем уже тысячи лет.
Уже сегодня многие отказываются от работы в пользу видеоигр. Согласно исследованию еще в 2017 году американских экономистов, 22% американских мужчин без высшего образования не работали ни дня за последние 12 месяцев. По данным Американского бюро статистики труда, за последние 15 лет количество свободного времени у низкоквалифицированных рабочих увеличилось на 4 часа в неделю, и 3 часа из этого дополнительного времени тратится на видеоигры.
В своей книге «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня» Юваль Ной Харари описывает возможные религии будущего: техногуманизм и датаизм — новую идеологию, согласно которой человек утратил свою доминирующую роль в цифровом мире и стал лишним звеном. Техногуманизм — делает ставку на развитие возможностей человека с помощью нейроинтерфейсов и киборгизации. По прогнозам Харари, к 2100 году человек разумный перестанет существовать как вид, так как человечество само себя модифицирует с помощью искусственного интеллекта и биотехнологий.
Харари предполагает, что к 2050 году люди будут исследовать новые игровые сценарии — либо в формате видеоигр, либо в формате новых религий и идеологий. Смысл жизни будет заключен в новых видах деятельности и новых ритуалах. Работа, по определению историка, была смыслом жизни только в определенные периоды истории и в определенных мировоззренческих системах.
Автор:
AdminVPS