Наверное, среди тех, кто пользовался компьютером и интернетом в девяностые, нет ни одного человека, который не слышал бы об этом мессенджере. Сколько пар познакомилось благодаря ICQ, сколько романтических историй и разбитых сердец на счету этой программы — не счесть. Фраза «стукнись мне в аську» прочно вошла в обиход на рубеже тысячелетий, а само приложение стало поистине легендарным. Сегодня ICQ отмечает свой 26-й день рождения.
Слово «Mirabilis» на латыни означает «удивительный», «чудесный», «замечательный». Именно так в 1996 году назвали свою свежесозданную компанию молодые израильские программисты Арик Варди, Яир Голдфингер, Амнон Амир и Сефи Вигисер. Парни познакомились в тель-авивской компании-разработчике трехмерной графики Zapa Digital Arts, и именно там у них зародилась идея создать простой и нетребовательный к ресурсам компьютера «интернет-пейджер» — программу, которая позволяла бы пользователям обмениваться короткими сообщениями через сеть, как это делают абоненты пейджинговой связи (разве что без помощи телефониста-оператора). С одним важным отличием: сервис должен быть полностью бесплатным. Задумка показалась ребятам интересной, и первый прототип интернет-пейджера был готов уже через два месяца. Кто-то из четверки предложил назвать программу «I seek you», «Я ищу тебя», поскольку помимо простого общения она идеально подходила для знакомств в интернете, однако поразмыслив, разработчики решили сократить наименование до акронима ICQ. Под этим именем мессенджер и появился на свет.
Готовая программа для Windows у Варди, Голдфингера, Амира и Вигисера уже имелась, а вот денег на ее продвижение не было. За инвестициями разработчики обратились к отцу Арика Варди — Йосси Варди — одному из основателей израильского химического гиганта Israel Chemicals. Он и стал первым инвестором Mirabilis, вложив в компанию несколько сотен тысяч долларов. Однако высокоскоростной широкополосный интернет, необходимый для развертывания и поддержки серверов ICQ, в Израиле был слишком дорог, поэтому компания открыла штаб-квартиру в Сан-Хосе, штат Калифорния, где и трафик, и
Уже к следующему 1997 году у ICQ насчитывалось 5 миллионов пользователей, ежедневно сообщениями обменивались более 1,3 млн. человек. Тогда же вышла версия программы для Apple Macintosh. Аудитория мессенджера стремительно росла: юзеры приглашали своих друзей, с которыми им хотелось пообщаться в сети, а те — своих. «Аська» действительно была удобной: у каждого пользователя имелся уникальный идентификатор (UIN), по которому его можно было отыскать в сети, причем короткие или «красивые» UIN — с повторяющимися цифрами — быстро стали в интернете ходовым товаром. Лично мне больше всего нравилась функция «Find a chat friend», с помощью которой можно было найти в сети случайного пользователя, готового поболтать — то есть, установившего статус «Free for chat». Я использовал ее для переписки на английском с носителями — отличный способ бесплатно подтянуть знание языка. Да и население интернета в те благословенные времена было более открытым и общительным…
Однако уже в следующем году красивая история успешного израильского стартапа завершилась. Имеющихся технических ресурсов уже не хватало для поддержки стремительно растущей базы пользователей, компания встала перед дилеммой: либо искать значительные средства на покупку оборудования, либо продавать проект. А в потенциальных покупателях недостатка не было: переговоры с Mirabilis вела корпорация Microsoft, которую в первую очередь интересовал протокол ICQ — она усердно работала над собственным проектом под названием MSN Messenger. Вторым потенциальным покупателем была корпорация America On-Line, развивавшая не очень популярный AIM Messenger, встроенный в браузер Netscape. В итоге ICQ досталась AOL — cумма сделки составила 407 миллионов долларов: 287 миллионов долларов авансом, а остальное — в рассрочку в течение трех лет.
Покупка позволила AOL переработать и объединить протоколы AIM и ICQ, в результате чего на свет появился гибрид под названием OSCAR. «Аська» продолжала развиваться и даже приносила прибыль новому владельцу — к 2005 году количество пользователей перевалило за отметку в 500 миллионов. Совершенствовалась и сама программа: появилось шифрование сообщений, сохранение истории переписки, удобное представление и импорт списка контактов. Примерно в то же время стали появляться альтернативные клиенты ICQ, поддерживавшие тот же протокол передачи сообщений: например, Miranda или сверхпопулярный в России QIP. Такие альтернативы сильно портили рекламный бизнес AOL, и она боролась с конкурентами как могла — прежде всего, путем смены спецификаций протокола, что затрудняло или даже вовсе блокировало работу сторонних приложений.
К началу 2010 рынок мессенджеров значительно изменился: программ для обмена сообщениями и голосового общения стало очень много, наметился отток аудитории в WhatsApp, а в 2010 году к нему присоединился Viber. Оценив не слишком радужные перспективы дальнейшего развития проекта, AOL продала ICQ фонду Алишера Усманова и Юрия Мильнера Digital Sky Technologies за 187,5 млн. долларов, и осенью 2010 года ICQ стала частью Mail.Ru Group. К этому моменту количество постоянных пользователей мессенджера сократилось уже до 33,5 млн. человек.
Изначально новый владелец планировал объединить ICQ с мессенджером «Агент Mail.Ru», но по различным причинам этого не случилось. Тем временем «Аська» продолжала терять аудиторию: к 2013 году она составляла всего лишь 11 миллионов человек, из которых 6,7 миллионов были россиянами. В 2016 году исходный код ICQ выложили в публичный доступ на GitHub, а сам проект был перезапущен, но, тем не менее, современная версия ICQ New все же не может потягаться в популярности с самой собой в былые времена.
Наверное, самый важный недостаток обновленной «Аськи» — то, что все пользовательские аккаунты классической ICQ безвозвратно утеряны. Лично я с удовольствием авторизовался бы со старым UIN и паролем, полюбовался бы на красненькие «ромашки» бывших друзей, некоторых из которых уже нет в живых, почитал бы старую переписку, поностальгировал, пустив скупую мужскую слезу. Но увы: прошлого уже не вернуть. Старая ICQ навсегда ушла в прошлое вместе с Mirabilis и AOL, а новая… Мне она напоминает синтетическую новогоднюю ёлку из Китая: красивая, яркая… Но все равно — немного не то.
Автор: CyberPunk