Илон Маск, предприниматель из Лос-Анджелеса, построил многомиллионную империю благодаря компаниям, делающим электромобили, продающим солнечные панели и запускающим космические ракеты.
И построил он их не без помощи многомиллиардных государственных субсидий.
Tesla Motors Inc., SolarCity Corp. и Space Exploration Technologies Corp., известная, как SpaceX, в сумме получили порядка $4,9 млрд. поддержки от государства, согласно данным, которые собрала газета The Times. И эта цифра характеризует всю деятельность его империи – публично-частная модель финансирования, основанная на стартапах с негарантированной прибыльностью.
«Он однозначно идёт туда, где есть государственные финансы,- говорит Дэн Долев, аналитик из Jefferies Equity Research. – Это отличная стратегия, но когда-нибудь государство прекратит финансировать тебя».
В подсчитанную сумму входят гранты, налоговые льготы, помощь в строительстве фабрик, прощённые займы и квоты на загрязнение атмосферы, которые продаёт Tesla. Также они включают налоговые вычеты и возвраты денег покупателям солнечных панелей и электромобилей.
Вопрос лишь в том, движутся ли эти компании к самоокупаемости, как считает Долев, и смогут ли они урезать стоимость разработки до того, как закончится эта подпитка.
Tesla и SolarCity сообщают об очередных убытках, но их акции по прежнему находятся на высоте. Только доля самого Маска в фирмах стоит более $10 млрд. SpaceX – компания не публичная, поэтому её показатели не разглашаются. Маск и его инвесторы наслаждаются приятными сторонами правительственных субсидий, а налогоплательщики несут всю нагрузку.
Вознаграждение общественность сможет получить в виде уменьшения вредных выбросов – но только если солнечные панели и электромобили выбьются в масс-маркет. Пока что это всё ещё нишевые продукты для богатых.
Основные цифры по субсидиям были опубликованы, но полный их размер не разглашался, поскольку он набирался постепенно, и через разные уровни в правительстве.
Штат Нью-Йорк потратит $750 млн. на строительство фабрики солнечных панелей для SolarCity в Баффало. Калифорнийская компания San Mateo возьмёт их в лизинг по цене $1 в год. А налоги на это производство не будут платить целое десятилетие – при том, что сумма налогов могла бы составить $260 млн.
Правительство также предоставляет гранты и налоговые вычеты для покрытия 30% стоимости установки панелей. SolarCity отчиталась о получении прямых грантов на сумму в $497,5 млн. Но это не полная сумма поддержки.
Согласно отчётам, SolarCity с 2006 года установила свои панели 217595 клиентам. Причём среднерыночная стоимость такой системы составляет $23000. Можно посчитать, что эти гранты обошлись правительству в $1,5 млрд.
Штат Невада согласился предоставить Tesla налоговые льготы в размере $1,3 млрд. с целью постройки гигантской фабрики возле Рино. Кроме этого, компания собрала более $517 млн. в качестве платы за продажу производителям автомобилей квот на выбросы. Эта система, существующая в десяти штатах, обязывает автопроизводителей приобретать квоты, если они продают недостаточно машин с нулевыми вредными выбросами. Поскольку все машины Tesla выбросов не делают, компания просто торгует этими кредитами.
SpaceX получила около $20 млн. в субсидиях на экономическое развитие от штата Техас, на которые она строит там свой космодром, и выиграла тендеры на контракты от НАСА и U.S. Air Force на общую сумму в $5,5 млрд.
Конечно, любая компания, занимающаяся солнечными панелями или электромобилями, может получать подобные субсидии. Но субсидии для компаний Маска отличаются гигантским размером, если сопоставлять их с размерами компаний и с тем, насколько эти компании от них зависят.
«Правительственная поддержка – это главная часть всех трёх компаний, без неё их бы просто не существовало» – говорит Марк Шпигель, менеджер хедж-фондов в Stanphyl Capital Partners, который играет на понижение акций Tesla. За последние два года акции компании выросли на 157%.
По словам Эшли Вэнса, автора биографии «Илон Маск: Tesla, SpaceX и Поиски удивительного будущего», Маск настолько наловчился получать государственные субсидии, что штаты соревнуются друг с другом за право дать ему денег. «После восхода его звезды каждый штат хочет поиметь свой кусочек Илона Маска».
А до этого он поднял неплохую сумму в $1,5 млрд. после покупки компанией EBay Inc. компании платежей PayPal, в которой Маск владел 11% акций. На деньги с продажи он основал SpaceX, инвестировал и занял лидирующие посты в Tesla и Solar City. Теперь он – генеральный директор в Tesla и SpaceX и председатель совета директоров SolarCity, и владеет частями всех трёх компаний. Это 27% Tesla и 23% SolarCity.
Неприятные разговоры
Доходам в $1,3 млрд. от фабрики по производству аккумуляторов в Неваде предшествовал год очень сложных переговоров. В конце 2013-го Tesla пригласил чиновников, отвечающих за экономическое развитие в семи штатах, на свой автомобильный завод во Фремонте. После экскурсии директора Tesla рассказали им свой план строительства крупнейшей аккумуляторной фабрики в мире, и пригласили поучаствовать в финансировании.
Невада предложила стандартные налоговые льготы, которые в этом случае равнялись бы $600-700 млн. – об этом рассказал Стив Хил, директор по развитию штата. Но директора Tesla хотели гораздо больше. Они просили о предварительном платеже в $500 миллионов. Дело дошло до общения на повышенных тонах.
В результате договорённость была достигнута, когда Хил встретился в Пало Альто с директором по бизнес-развитию Tesla Дьярмьюидом О'Коннелом, бывшим чиновником из руководства штата. Они договорились о выдаче налоговых кредитов в размере $195 млн., которые автопроизводитель мог продать. Для этого штату пришлось урезать налоговые льготы для киношников и отменить такие льготы для страховых компаний. Чиновники посчитали, что эти расходы окупятся благодаря появлению 6000 новых рабочих мест.
В отчёте, подготовленном чиновниками, рассчитывается, что экономика благодаря этому проекту за 20 лет подрастёт на $100 миллиардов, хотя некоторые экономисты критикуют эти цифры.
Фабрика за $750 миллионов
Так же удачно для Маска сложились дела с получением субсидий для фабрики SolarCity в Баффало. На текущий момент она закупает очень много панелей в Китае, но скоро обещает выйти на производство собственных панелей. Для этого компания получит инвестиции на постройку цехов в $750 млн. и потратит ещё $150 млн. для начала работ на фабрике.
К моменту открытия в 2017 году она должна стать крупнейшей фабрикой по производству солнечных панелей в западном полушарии. Чиновники штата Нью-Йорк считают инвестиции выгодными, т.к. фабрика должна будет создать 3000 рабочих мест, и заменить давно уже не работающий сталелитейный завод.
SpaceX больше зависит от контрактов с правительством, чем от субсидий. Тем не менее, она также получила свои льготы на устройство космодрома. Вливания составят $15 млн. со стороны штата и $5 млн. средств местных управлений.
Ключевая помощь
Государственные деньги чрезвычайно нужны фабрикам Tesla и SolarCity для понижения стоимости разработки и производства продукции. При этом время поджимает – заканчивается срок действия некоторых из крупнейших субсидий. 30% налоговые льготы на установку солнечных панелей превратятся в 2017 году в 10% для коммерческих организаций, и совсем пропадут для частных домохозяйств.
Покупатели автомобилей Tesla также получают налоговый кредит в $7500 и возврат в $2500 от штата Калифорния. Чиновники установили лимит для этих скидок на 200000 автомобилей, и Tesla продала уже четверть от этого количества. Всего покупатели получили $284 млн. налоговых льгот и $38 млн. возвратов.
Сейчас в Калифорнии принят, но ещё не начал действовать, закон, по которому налоговые льготы в $2500 получат не все покупатели, а только покупатели с определённым уровнем дохода. Конкуренция со стороны автопроизводителей также поджимает – если они начнут выпускать больше машин, не совершающих вредных выбросов, они станут покупать меньше квот.
В целом, правительство поддерживает электромобили и солнечные батареи в надежде их широкого распространения, и, как следствие, уменьшения выбросов углеродов. Правда, Маск обещал гораздо более активный прогресс этого предприятия. В 2008 году в своём блоге он расписал, что после производства дорогого спортивного электромобиля (которые уже не продаётся), «будет выпущен седан стоимостью в половину от тех $89 тысяч, которые стоит Tesla Roadster, а третья модель будет ещё дешевле».
На деле, вторая модель продаётся по $100000, а третья, которая всё никак не появится, будет стоить примерно тех же денег. Цена следующей, более дешёвой, возможно, опустится до $35000 — $40000 после субсидий – но это пока неизвестно.
Субсидии для аккумуляторов
Теперь Маск движется в направлении хранения энергии. Во время шумной презентации батарей для дома и бизнеса на концертной сцене под музыку Маск объявил, что в один прекрасный день такие батареи сделают мировую энергетическую сеть ненужной.
Он рассказал о своём видении недорогой и чистой энергии, доступной в удалённых сёлах недоразвитых стран, и в домах индустриальных стран, которые будут отключаться от обычных энергосетей. Его фабрика в Неваде будет выдавать как автомобили Tesla, так и батареи.
А вот о чём он не сказал – так это об уже достигнутой договорённости о субсидиях в размере $126 млн. на правах компании, разрабатывающей технологии хранения энергии.
Автор: SLY_G