Издание «Секрет фирмы» опубликовало интересную историю предпринимателя Ильи Осипова – основателя обучающего веб-сервиса i2istudy. Илья рассказал «Секрету фирмы» о том, почему он не стал брать государственные деньги и записывать в партнеры Фонд Развития Интернет-Инициатив.
«Мегамозг» приводит основные тезисы монолога создателя стартапа.
О сервисе
Мы придумали сервис i2istudy.com, который работает как банк времени. Например, вы обучаете русскому языку иностранца в течение 30 минут, за это 30 минут вас будут обучать английскому, или, например, испанскому языку. Лозунг нашего сервиса — «Перестаньте платить репетиторам, тысячи людей по всему миру готовы обучать своему языку бесплатно».
О государственном участии
На стадии опытов с альфа-версией сервиса мы пошли в фонд поддержки проектов, существующий при правительстве Нижегородской области, и попытались получить финансирование. Нас встретили буквально с распростертыми объятиями, и руководитель фонда лично пообещал, цитирую: «Мы будем вас раскручивать в верхах». Я даже немного ошарашен был. Такого приёма от дядек в дорогих костюмах, с кабинетами и секретаршами, мы явно не ожидали. Нам выделили «специалиста», который взялся подготовить бизнес-план. Денег, как оказалось, они сами нам дать не могут, но, игриво подмигивая, заверили, что «мы получим для вас деньги в РВК».
О государственном менеджменте
Я обладаю некоторым чутьем на дурное развитие событий и поэтому зарегистрировал права на все тексты, которые мы передавали фонду, в независимом депозитарии авторских прав. Начались переговоры: директор фонда, замдиректора, старательный сотрудник и юрист со стороны фонда, и пару человек от нас. И тут, почти через год после начала сотрудничества, я узнаю, что от нас требуют в ультимативной форме отдать за посреднические услуги 7% компании. РВК, по проекту соглашения, получала примерно 35% компании. Причём мы должны были найти ещё и частного инвестора, который бы соинвестировал и получил около 10% компании.
Об обещаниях
Переговоры получились долгими и сложными. Я стоял на своем: 7% за посреднические услуги — это чересчур. В конце концов, полюбовно договорились, что они получат 3% компании и 3% деньгами от привлеченной суммы, но только при условии, что РВК нас профинансирует. Бумаги были подписаны — и тут РВК нам отказал, несмотря на все «связи» сотрудников фонда.
О государственных деньгах
Ну, думаем, всё, деньги у нас в руках. Мы заранее оговорили, что не дадим существенную долю в компании. И они попросили всего 3%. Но при этом мы должны были поменять устав нашей компании и ввести новые нормы. Без согласия ФРИИ мы не смогли бы: назначать и менять генерального директора, осуществлять крупные сделки, принимать новых акционеров. Таким образом, ФРИИ становилось привилегированным участником, без которого никакое существенное решение принять невозможно.
И о рынке
А еще больше меня пугала необходимость согласовывать изменения учредительных документов с госфондом, у которого появлялось право вето практически на все.
Сейчас мы привлекли в общей сложности $300 000 частных инвестиций и продолжаем строить проект. Инвесторы — частные лица из России, Латвии и США, где я сейчас живу. К примеру — профессор американского университета. Он мне лично помогал оформить пару научных статей для публикации в американских научных журналах и так заинтересовался проектом, что не только сам стал пользователем, но и «подсадил» свою супругу и своих друзей.
Автор: Shapelez