IT-отрасль стран БРИКС теряет инвестиционную привлекательность. Зато теперь на первый план выходят IT-компании из так называемых стран ТИКС.
Союз Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР «похоронили» после того, как банк Goldman Sachs закрыл фонд, инвестировавший в странах БРИКС. Уровень активов данного фонда упал до $100 миллионов (пик в 800 млн был достигнут 6 лет назад).
По мнению некоторых экспертов, БРИКС должен переродиться: вместо Бразилии, РФ и ЮАР в него войдут Тайвань и Южная Корея. Таким образом, объединение обновляется до ТИКС. Согласно исследованию американской исследовательской компании Copley Fund, доля стран ТИКС в портфеле среднего инвестфонда развивающихся рынков достигла 54%.
Сейчас на Тайване IT-сектор занимает 35,9% общей капитализации местных компаний, в Индии – 14,1%, в Корее – 9%. Доля IT в капитализации компаний Китая – всего 4,8%, но акции компаний из континентального Китая пока не включаются в индекс MSCI по развивающимся рынкам (EM), поэтому реальную ситуацию в Китае отражает показатель Гонконга, составляющий 11,6%, приводят данные «Ведомости».
В России высокотехнологичные компании обеспечивают лишь 4,1% капитализации рынка. Правда, в странах ЕС, а также в Австралии и Канаде доля IT ниже, а в Бразилии вовсе около 0,3%.
Страны БРИКС заинтересованы в IT-продуктах из России, отмечал в январе глава Минкомсвязи Николай Никифоров:
«Это вполне реально сделать, уже есть конкретные компании, продукты, проекты, и мы намерены их поддерживать. Я нахожусь также в тесном контакте с коллегами по блоку БРИКС, регулярно встречаемся, общаемся, синхронизируем наши планы действий, может даже выйдем на конкретную программу таких действий. Договорились, что встречи будут проходить ежегодно. Председательство БРИКС в феврале 2016 года перейдёт к Индии, будем готовить встречу уже на индийской территории».
«По темпам роста ВВП, ТИКС, конечно, быстрее БРИКС. Но в основном за счет Китая (+6,9%), Индии (+7,3%), Кореи (+3,0%). В экономике Тайваня дела пока плохи», отмечает директор аналитического департамента инвестиционной компании «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.
Дэвид Любин, возглавляющий в Citi отдел экономики развивающихся рынков, объясняет это ограниченностью свободы самовыражения в России: «Люди в России не видят смысла в том, чтобы что-то делать. Полагаю, объяснение надо искать в политической системе и политической культуре. Чтобы открыть путь для инноваций, надо дать свободу для инакомыслия, несогласия, творческого самовыражения».
Однако и Китай не может похвастать наличием особой свободы мысли и самовыражения. К тому же, как отмечает Чарлз Робертсон, работающий в банке «Ренессанс капитал», достижения в области IT у России значительнее, чем может показаться многим.
Робертсон ссылается не только на опыт «Яндекса» и Mail.ru, но и на розничную сеть «Магнит»: «Торговля строится на логистике, и у «Магнита» в этой области используются собственные разработки, не хуже, чем у Amazon».
Константин Стырин, профессор Российской экономической школы, считает, что главное препятствие для России – низкое качество институтов, обеспечивающих верховенство закона, защиту частной собственности и независимый суд. Это особенно вредит IT-сектору, где сравнительно высоки риски. Стырин также отмечает чрезмерную «зарегулированность» экономики.
Время председательства России в БРИКС подошло к концу. Оно длилось с апреля 2015-го по февраль 2016 года. Перспективы дальнейшего существования организации оказались теперь под вопросом.
Тем не менее, не все страны БРИКС оцениваются в негативном ключе, а только государства, переживающие экономический спад — Бразилия, Россия и ЮАР.
Профессор из MIT Эдуард Кроли смотрит на Россию с оптимизмом: «Научное образование здесь остается качественным, и, в частности, высокий уровень в области прикладной математики со временем может позволить России добиться многого в развитии IT-сетей, информационной безопасности и анализе данных».
Никто официально не объявлял о роспуске БРИКС. Рост цен на сырье или диверсификация в странах-участницах союза могут снова сделать их привлекательными для инвесторов.
Автор: semen_grinshtein