Почему седла для шоссейных и горных велосипедов выглядят одинаково, но имеют сильные отличия друг от друга.
Между гонщиком и велосипедом есть три точки контакта, и на шоссейных и горных велосипедах две из них выглядят совершенно по-разному, в то время как третья кажется очень похожей. Мы имеем в виду руль, педали и седло. Это ключевые точки контакта, где соприкасаются ваши руки, ноги и седалищные бугры во время езды.
Шоссейные и горные велосипеды обладают рулем совершенно разной формы и размера, с нижним хватом для езды по асфальтированной дороге и гораздо более широкими, прямыми, не изогнутыми рулями для горных велосипедов.
Что касается педалей, то сопряжение без механизмов застегивания и размеры корпуса педалей у шоссейных и горных велосипедов сильно отличаются. Никто не ездит на высокопроизводительных шоссейных велосипедах с плоскими педалями, но многие высокопроизводительные велосипеды для пересеченной местности, эндуро и предназначенных для скоростного спуска оснащены плоскими педалями на широкой платформе.
Но это третья точка соприкосновения, где шоссейные и горные велосипеды кажутся очень похожими, но на самом деле это не так. Седла, возможно, не самый сложный компонент шоссейного или горного велосипеда, но они имеют решающее значение для комфорта велосипедиста, поддержания максимальной производительности и даже уверенности в управлении на крутых и технически сложных участках.
Давайте рассмотрим, чем отличаются седла на шоссейных и горных велосипедах, хотя выглядят они так, когда разные велосипеды припаркованы рядом друг с другом около местной кофейни.
Создан для скорости
Седла для шоссейных и горных велосипедов могут выглядеть очень похожими по профилю, но если вы сравните размеры, то поймете, что шоссейные седла длиннее и уже. Конструкция седла направлена на поддержку динамических усилий при вращении педалей с наименьшими биокинетическими ограничениями и максимальным комфортом. Более тонкое и длинное седло на шоссейном велосипеде позволяет велосипедисту выдерживать определенный каденс и лучший ход педалей, чем более широкое седло для горных велосипедов. Для конструкторов категории шоссейных велосипедов это простой пример формирования седла, которое создает наилучшую поддержку при интенсивном вращении педалей.
В то время как многие дорожные седла плоские, некоторые имеют небольшой выступ сзади, который помогает поддерживать положение велосипедиста при интенсивном нажатии на педали или при езде в подъем. На седле горного велосипеда этот выступ более выражен для достижения большего эффекта. Затем, если вы посмотрите на седло МТБ с электроприводом, приподнятый хвост может быть очень заметен, чтобы лучше поддерживать гонщиков на электрических горных велосипедах при подъеме на самые крутые горки.
Всепогодные материалы и вес
Шоссейные гонщики могут выходить на улицу в холодную и дождливую погоду, чтобы намотать больший километраж в рамках тренировок в холодное время года, но они не ездят по грязи. В отличие от этого, катание на горных велосипедах осенью и весной неизбежно сопровождается грязью, что приводит к более высокому коэффициенту износа компонентов, включая седла.
Материал поверхности седла шоссейного велосипеда создан таким образом, чтобы быть прочным, но не таким износостойким, как у горного велосипеда. Просмотрите таблицу сравнения седел для шоссейных и горных велосипедов, и вы заметите, что седла для бездорожья как правило тяжелее. Это потому, что направляющие и конструкция седла для горного велосипеда спроектированы таким образом, чтобы выдерживать большую ударную нагрузку, возникающую во время езды по пересеченной местности.
Когда вы крутите педали в затяжной подъем на шоссейном велосипеде, поверхность для катания гладкая, и нет никаких скачков нагрузки, которую ваше тело оказывает на седло. Но на горном велосипеде, когда вы крутите педали в подъем, сидя, есть небольшие камни и корни, по которым вы перекатываетесь. Каждый из них создает повышенную нагрузку на седло, его опорные направляющие и набивку. Вот почему седла для горных велосипедов немного сложнее по конструкции, чем седла для шоссейных велосипедов.
Руление с помощью седла
Одной из самых любопытных особенностей велосипедных седел является седло горного велосипеда, предназначенного для скоростного спуска. На этих велосипедах никогда не крутят педали в гору и почти не ездят сидя, но у них есть седла с определенным назначением. И это назначение иллюстрирует еще одно интересное различие между седлами для шоссейных и горных велосипедов - уверенность при спуске.
При спуске лучшие гонщики используют свои седла в качестве точки соприкосновения с внутренней поверхностью бедер, чтобы помочь управлять велосипедом. Это звучит нелогично, потому что седло обычно мешает при спуске (в буквальном смысле), именно поэтому был разработан и получил широкое распространение регулируемый подседельный штырь. Но если вы проанализируете кадры, на которых запечатлены самые смелые и талантливые гонщики мира на скоростном спуске и эндуро во время гонки, вы заметите, как они взаимодействуют с седлом, чтобы сохранить равновесие и поворачивать велосипед.
Несмотря на то, что седло велосипеда, предназначенного для скоростного спуска и эндуро, расположено на стратегически низкой высоте, во время спуска гонщики используют седло в качестве ориентира при прохождении поворотов. Это позволяет им балансировать и поворачивать велосипед на пределе сцепления, благодаря контакту внешними краями седла с внутренней поверхностью бедер.
Седла для скоростного спуска часто выпускаются только одного размера, созданные быть короткими и широкими, с углублением в хвостовой части. Но почему седла для горных велосипедов, предназначенные для скоростного спуска, такие маленькие? Одна из причин заключается в том, что более короткое седло с меньшей вероятностью будет тереться о заднюю шину при полном сжатии подвески, что при скоростном спуске более экстремально, чем при катании на горных велосипедах любой другой дисциплины.
У велосипедов с коротким ходом (120-130 мм) задняя подвеска также сжимается на сложных спусках, но ход подвески слишком мал, чтобы вызвать риск контакта шины с седлом. На горных велосипедах для скоростного спуска с уровнем хода задней подвески, близким к мотокроссовому (более 200 мм), и традиционно низкой высотой седла вероятность контакта шин с седлом при сильном сжатии намного выше.
С появлением большего количества горных велосипедов для скоростного спуска, оснащенных 29-дюймовыми колесами, проблема контакта седла с задней покрышкой при большом прыжке или падении, стала более распространенной. Еще одна причина, по которой седла для скоростного спуска короткие и широкие, заключается в том, что они позволяют использовать бедра и колени в качестве опорных точек, когда гонщики используют свои ноги для "управления" и балансировки велосипедом на сложной местности при экстремальных углах наклона.
Автор: Lampbike