В наше время столь яркого развития веб-творчества у Интернет-пользователей появилась великолепная возможность не только покупать самый различный контент для своих проектов, но и зарабатывать деньги на популярных биржах по продаже шаблонов для сайтов и других веб-элементов, используя свой талант и умения.
Надо полагать, многие «креативщики» знают о такой площадке как ThemeForest. Однако не им единым живет «творческая тусовка» современного виртуального мира. Задавшись утопичной целью найти идеальный проект, мы решили подробно описать и сравнить в нашем обзоре наиболее интересные биржи по продаже шаблонов для сайтов – разумеется, во главе с ThemeForest.
Надеемся, это поможет выбрать «свою» площадку как будущим продавцам, так и покупателям. Давайте же вместе посмотрим, какие они – современные порталы с «креативным» контентом, и к чему стоит готовиться доблестным создателям шаблонов и плагинов, если они примут решение ступить на этот тернистый, но перспективный путь к славе.
Представляем участников
Вне конкуренции по популярности в нашем списке, безусловно, портал ThemeForest, который является частью масштабного австралийского онлайн-магазина контента Envato.com, созданного еще в 2006 году.
Помимо него в состав проекта входят еще 8 порталов, которые предлагают самые различные элементы дизайна, начиная от флеш-роликов, заканчивая плагинами для сайтов и обучающими материалами. Каждый пользователь при желании найдет здесь все, что душе угодно – благо, около 18 000 шаблонов для сайтов к этому располагают. А еще здесь очень дружное комьюнити!
Следом за «лесом тем» по посещаемости идет TemplateMonster – детище компании из Нью-Йорка, которая пытается найти свое место под солнцем на «биржевом пляже», начиная с весьма далекого 2002 года. Площадка не так много уступает своему главному конкуренту, ThemeForest, по количеству «темплейтов» для сайтов (15 000), но проигрывает веб-гиганту Envato по ассортименту продукции, если можно так выразиться, и общему количеству представленных материалов – 46 тысяч различных элементов против 4,5 миллионов! Здесь трудно найти тот же «флэш» и совсем слабо представлены «чистые» дизайнерские файлы, зато, например, присутствует неплохая подборка по шаблонам для Facebook. Но главное отличие от ThemeForest – это невозможность продавать здесь свой контент. Все материалы, представленные на сайте, создаются командой TemplateMonster.
Другая американская компания из Солт-Лейк Сити под названием Mojoness Inc владеет сайтом MOJO Themes, который является частью достаточно большого онлайн-магазина MOJO Marketplace.
Проект, несмотря на свою молодость, усердно «пыхтит» и старается всеми силами не отставать от конкурентов. Многие пользователи отмечают образцовую поддержку сервиса – судя по всему, компания отчаянно борется за каждого потенциального клиента (и правильно делает!). Портал с шаблонами для сайтов насчитывает около 2 000 элементов, а общее количество контента в онлайн-магазине превышает 4 тысячи.
Было бы несправедливо обойти еще один сервис из США – CreativeMarket, который, хоть и не может похвастаться большим количеством шаблонов для сайтов (немногим более 3 000), делает акцент на качестве тем и свободе для продавцов.
Посудите сами, только здесь темы не проходят модерацию, а создатели шаблонов сами могут выставлять цены на свои творения! А вообще, если брать весь контент, представленный на сайте, выходит впечатляющая цифра – около 176 000 различных элементов! Это хорошее место для начинающих «мастеров темплейта», которые чувствуют себя скованно на других биржах шаблонов с их нескончаемыми требованиями и строгими правилами.
Наконец, замыкает наш список российская площадка Web-Stocker.ru. На своей страничке портал гордо величает себя «крупнейшей площадкой для покупки и продажи HTML шаблонов и тем для различных платформ», но с «маленькой» поправкой – если мы говорим о Рунете. Достаточно сказать, что данный портал до сих пор не удостоился индексации от известного амазоновского сервиса Alexa. Однако он остается наиболее популярной отечественной биржей контента (даже с учетом того, что на сайте представлено всего лишь около 50 элементов), поэтому, согласитесь, нам будет интересно сравнить работу Web-Stocker.ru с зарубежными конкурентами.
Почему именно этот список, скажете вы? Мы исходили из того, чтобы показать, как устроены сайты, находящиеся на разных ступенях популярности. Именно поэтому мы взяли самые крупные площадки – ThemeForest и TemplateMonster (сравним их и вообще уделим много внимания), перспективную и относительно молодую биржу MOJO Themes, интересный ресурс CreativeMarket с необычным «творческим» подходом и один из самых известных порталов Рунета по продаже шаблонов Web-stock.ru. Разумеется, есть еще множество самых разных бирж, которые в той или иной степени пытаются копировать Themeforest или даже создать свой «блэкджек»: Templates.com, CMSmart.net, CSSTemplatesMarket.com, Dlance.ru и многие другие. Отдельно отметим площадки с совершенно другой бизнес-моделью, по которой клиент может использовать за определенную плату все шаблоны, представленные на сайте (обычно до 100 элементов). Из наиболее популярных ресурсов такого рода выделим ElegantThemes.com и WooThemes.com.
Немного о рейтингах и посещаемости
Если взглянуть на популярность сайтов под призмой фирменного инструмента Alexa, сравнив всех участников нашего обзора, выходит следующая картина (по состоянию на 28 февраля 2015 года):
Графика, прежде всего, показывает нам, насколько крут портал ThemeForest – 146-е место в глобальном мировом рейтинге, а еще мы видим, как трудно «бодаться» со своими конкурентами главной отечественной бирже по продаже контента Web-Stocker.ru, которой даже не присвоили позиции.
Что интересно (и, в общем, предсказуемо), практически на всех зарубежных порталах наибольшее количество посетителей составляют индусы (21 – 27% от общего числа пользователей, в зависимости от ресурса). Лишь СreativeMarket упорно сопротивляется нашествию шустрых ребят с берегов Ганга – практически половина аудитории (43,5) заходит на сайт с американских IP. Да, и только здесь (Web-Stocker.ru не считаем) в списке стран с наибольшим количеством пользователей нет жителей Турции, которые показывают завидную стабильность на других порталах (около 5% от общего числа посетителей). Если же говорить об отечественных «юзерах», то максимальная активность наблюдается на TemplateMonster – 5,7 % и 800-е место в списке самых популярных сайтов Рунета.
Впрочем, этому есть объяснение – TemplateMonster остается единственной зарубежной биржей по продаже шаблонов, которая может похвалиться как русскоязычной версией сайта, так и поддержкой с прямыми телефонными номерами в России и Украине. Отметим также, что, согласно статистике Alexa, большое количество пользователей заходит на порталы ThemeForest и CreativeMarket, находясь в школе или университете, а на последнем сайте женская аудитория составляют бОльшую часть посетителей – очень необычно в свете остальных бирж, где представители мужского пола уверенно доминируют.
Сегодня в ассортименте
На каждом портале контент для сайтов разбит на группы в зависимости от области применения – ресторанный бизнес, мода, книги, развлечения и т.д. Список этот примерно одинаков для всех участников нашего обзора. Например, так представлены категории на площадке TemplateMonster:
Если говорить о категориях шаблонов по функциональности, наиболее ходовым товаром в целом являются шаблоны с адаптивной версткой, которые получили огромную популярность за счет того, что обеспечивают корректное отображение сайта на любом устройстве. Особенно много responsive-тем на ThemeForest и TemplateMonster.
Что касается шаблонов для конкретных CMS, здесь вне конкуренции WordPress – на всех площадках контент для WP вынесен в отдельный раздел. Лидером по количеству виртуальных товаров для самой популярной CMS нашего времени снова выступает (кто бы сомневался) ThemeForest – более 5 тысяч тем. Далее идут TemplateMonster (1 962) и CreativeMarket (1 671), а уже затем – MOJO Themes (1 039). Интересно, что команда CreativeMarket очень уважает шаблоны на основе PSD-файлов, которые составляют две трети всего контента в универсальной категории Website Templates.
Весьма популярны и шаблоны для e-Commerce, особенно на TemplateMonster, который может похвалиться солидным количеством соответствующего контента (5 379 элементов). Для примера, в базе ThemeForest «лишь» 1 169 «коммерческих» шаблонов. Наибольшей популярностью на бирже с «монструозным» логотипом пользуются модули для платформ osCommerce, PrestaShop и ZenCart.
Взгляд со стороны: навигация и юзабилити
Давайте посмотрим на героев нашего обзора со стороны обычного покупателя. Зайдем сначала на самый известную биржу и немного осмотримся. ThemeForest предлагает неплохие возможности поиска тем, включая сортировку по «модности» шаблона (интересно, как они ее определяют?), расширенный фильтр по дате добавления, удобные теги, программную совместимость и другие удобные функции.
Многие пользователи, однако, жалуются на отсутствие внятной документации по работе с конкретным шаблоном и посредственные инструкции по установке. Зато отлично (в большинстве своем) реализована функция Live Preview для ознакомления с демо-версией шаблона, а многие авторы, заботясь о своем имидже, помогают покупателям решать проблемы, возникшие в ходе работы с приобретенным контентом.
Если говорить о MOJO Themes, то здесь слабый поисковой фильтр для контента (сортировка только по количеству продаж, цене и дате добавления), зато весьма информативно построена страница для продукта. Кроме описания и демо-версии темы пользователю доступна история изменений шаблона и вопросы других участников, заданные продавцу. Кстати, биржа MOJO Themes обязывает авторов к послепродажной поддержке тем и их регулярному обновлению – «мертвые» продукты могут быть удалены с сайта.
Вместе с покупкой шаблона MOJO Themes и TemplateMonster предлагают дополнительные опции, такие как установка темы, смена цвета, добавление логотипа покупателя или даже
Отметим также, что средняя стоимость различных тем на TemplateMonster часто выше подобных ThemeForest на 30-50%, причем качество товаров в последнем обычно выше. Справедливости ради стоит добавить, что порой и на портале семейства Envato можно приобрести шаблон с великолепным дизайном и очень плохим кодом. Цены на контент в CreativeMarket и MOJO Themes в целом также ближе к ThemeForest – достойную тему можно купить за 50 долларов США.
Если вернуться к юзабилити и посмотреть на CreativeMarket, глаза сразу же отмечают приятный внешний вид без каких-либо излишеств. Тему можно «полюбить», добавить в свою коллекцию или к любимым «пинам» в Pinterest прямо из общего списка, не заходя на страницу шаблона. Очень симпатично и ненавязчиво реализован поисковой фильтр. Неплохо смотрится и карточка товара с основной информацией и галереей скриншотов.
Наконец, навигация по отечественной бирже Web-Stocker.ru оставляет удручающее впечатление. Не будем тратить время на комментарии, особенно пытливые могут собственноручно оценить красоту и удобство ресурса по этой ссылке.
Продавец контента – это звучит гордо!
Процесс регистрации нового пользователя у всех порталов проходит стандартно. Даже слишком стандартно как для нашего времени… Все сайты принимают любые пароли, не требуя придумать что-то мудреное с заглавными буквами и цифрами (разве что Web-Stocker.ru «по-доброму» дает советы), все требуют активации аккаунта с помощью уникальной ссылки, которая высылается на электронную почту нового участника. Из более-менее интересных моментов отметим комбинацию «Секретный вопрос-ответ» у Templatemonster.com и отдельно вынесенный пункт подписки на рассылку от MOJO Themes.
После стандартной регистрации пользователь может выбрать «путь самурая автора» – обычно найти «направляющую» ссылку на каждом сайте не составляет труда. Возможно, для многих (а особенно для тех, кто не читал представление участников чуть выше), это станет сюрпризом, но TemplateMonster не дает возможности авторам продавать свои творения – над товарами, представленными на сайте, работает собственная команда портала. По-другому дело обстоит с Web-Stocker.ru. На сайте даже есть отдельный Wiki-раздел, где достаточно подробно описаны условия сотрудничества с авторами, процент от продаж, инструкции по загрузке файлов и др. Но! Ссылку для начала работы на сайте «днем с огнем не сыщешь»! Очень несерьезный подход, как для «крупнейшей площадки для покупки и продажи шаблонов и тем».
Впрочем, вернемся к ведущим мировым биржам. Итак, в ThemeForest достаточно выбрать в главном верхнем меню пункт Become an Author, после чего вас переправят на страничку, описывающую все «плюшки», которые посыпятся на вас с началом продажи контента.
Постойте, сначала нужно решить, планируете ли вы продавать свои творения только на площадке Envato, включая ThemeForest и смежные порталы проекта (Exclusive Agreement) или же оставите за собой право разместить авторский контент на других биржах (Non-Exlusive Agrement). Это очень важное решение. «Эксклюзивный» статус шаблонов дает вам больше чистого дохода, однако серьезно ограничивает свободную. Разница в комиссии значительная – за право продажи в других местах нужно отдать 55% от конечной цены продукта, а «эксклюзивный» продавец платит от 12,5 до 37,5% в зависимости от суммарной стоимости своих творений, размещенных на Envato.
На MOJO Themes чуть другая схема – творец «свободного» контента получает ровно половину от конечной цены, а комиссия за «уникальность» представленных шаблонов рассчитывается на основе количества продаж (например, 70% для тех авторов, которые продали больше 2 000 тем).
Проще всего на CreativeMarket – 70% чистого дохода для продавцов и никаких «эксклюзивных» вариантов!
Загрузка контента и модерация
Порталам Templatemonster и Web-stock.ru нечего сказать в данном разделе по причинам, описанным чуть выше, поэтому переходим к ThemeForest. Ранее для доступа к загрузке своего контента нужно было пройти небольшой тест на знание общих правил. Сейчас его убрали, поэтому сразу после определения «эксклюзивности» можно переходить к загрузке авторских элементов. Здесь представлен список категорий, после выбора нужной открывается страничка для аплоада с различными параметрами.
Дополнительно вам необходимо подтвердить легальное происхождение любого контента, использованного при создании своей работы – таким образом сайт получает «алиби» на случай претензий от правообладателей.
После отправки контента на модерацию в авторском профиле появляется шкала в процентах, которая отражает процесс проверки. Обычно через 10-12 часов в строке отображается 100%, а на электронную почту автора высылается соответствующее уведомление. Теперь можно проверять, что нам написали господа модераторы. Последние используют три статуса – позитивный APPROVED FOR SALE (одобрено для продажи), обнадеживающий NEEDS IMPROVEMENT (нужно исправить некоторые доработки) и неприятный REJECTED (отклонено). Отказ в публикации может означать как различные проблемы с контентом при тестировании и критические недочеты, так и чрезмерное насыщение каталога подобными работами.
Загрузка шаблонов на MOJO Themes похожа на аналогичную процедуру в ThemeForest. Кроме того, можно загружать темы непосредственно через глобальный онлайн-магазин MOJO Marketplace, правда, в этом случае процедура выглядит чуть иначе. В любом случае, автор «эксклюзивного» контента может легально размещать свои работы на этих двух ресурсах. В мире MOJO чуть проще со статусами – или «принято», или «отклонено».
Кроме того, на портале MOJO Marketplace, как и на CreativeMarket, авторский контент также представлен в виде небольших отдельных страниц-каталогов – продавец может настроить отображение своей витрины, придумав название, загрузив привлекательную графику, проставив теги и ссылки на свои странички в других местах (Facebook, Google+, Twitter и т.д.).
На обоих сайтах модераторы должны подробно объяснить причину отказа. После исправления недочетов можно вновь отправлять контент на проверку. Отметим также, что ThemeForest и MOJO Themes сами определяют цену вашего продукта, исходя из принятых внутренних параметров. Хотя в некоторых случаях самый популярный портал может дать возможность автору выставить цену самому.
Что касается CreativeMarket, здесь будущему автору нужно кликнуть ссылку Open A Shop в верхнем меню. Правда, в этом случае с размещением контента все не так просто – ресурс избирателен по своей природе, поэтому вначале нужно будет предоставить ссылки на свои темы на других ресурсах, показать свое портфолио и рассказать в двух словах, почему вы хотите начать продавать свои работы именно на CreativeMarket. Такой себе небольшой квест, который, впрочем, вряд ли сможет остановить истинных ценителей свободного творчества, правда?
Комьюнити и официальная поддержка
Организация сообщества в ThemeForest достойна всяческих похвал. Здесь есть все, о чем может только мечтать автор – начиная от обширного форума и возможности отправить другому участнику личное сообщение, заканчивая различными полезными файлами, которые любезно выкладывают друг для друга пользователи. На сайте можно посмотреть различные рейтинги самых продаваемых тем и самых успешных авторов – лучшие из них получают различные награды в виде «наклеек» к своему профилю.
Активно поддерживает связь с авторами и сама команда ThemeForest. Помимо официального блога, сотрудники портала регулярно пишут на форум, делясь полезной информацией для работы и призывая всех участников к дискуссии – надо сказать, это положительно влияет на лояльность всех пользователей. Кроме того, Themeforest активно поддерживает офлайн-встречи участников (Envato MeetUps), а посетители могут или помочь с организацией мероприятия, или просто найти запланированную «тусовку» рядом со своим городом и принять в ней участие.
Неплохие инструменты для развития комьюнити есть и у площадки CreativeMarket. Помимо традиционного (хотя, стоит признать, не особо активного) форума компания ведет официальный блог для общения с пользователями, а также позволяет участникам создавать свои подборки лучших работ. На страничке каждого пользователя можно найти краткую информацию, подписаться на его обновления и даже получить ссылку на RSS-ленту понравившегося автора! Справедливости ради отметим, что детище Envato также поддерживает «персонализированные» фиды.
На фоне ThemeForest и CreativeMarket все остальные участники нашего обзора меркнут, когда дело доходит до дружного комьюнити. Портал MOJO Themes может похвалиться разве что более-менее «живым» форумом, который даже в таком виде явно не помешал бы площадке TemplateMonster. Впрочем, последняя ведет симпатичный официальный блог, где порой можно найти интересную информацию. Наконец, форум имеется и у отечественной биржы Web-Stocker.ru, но никакого комьюнити там нет и близко – есть дословно 11 тем, которые лишь наводят тоску.
А как с выплатой?
Обычно все платежи проводятся на 15-й день следующего месяца, что наглядно демонстрирует графика от CreativeMarket:
У проекта Envato выплату можно запросить при достижении суммы в 50 долларов. Компания предлагает такие популярные методы платежа, как PayPal, Skrill, Payoneer, а при условии наличия на счету круглой цифры в 500 долларов и выше пользователи могут запросить банковский перевод. Для особо прибыльных для компании создателей, которые могут дорасти до суммы на счету в 40 000 долларов, Envato с декабря предусмотрела особую форму экспресс-платежа. И это выглядит логичным шагом – за такие деньги можно и поднапрячься, верно?
Портал MOJO Themes также предлагает выплату от 50 долларов через PayPal и MoneyBookers, а при сумме на балансе от 1000 USD готов сделать международный банковский перевод через систему SWIFT. CreativeMarket поддерживает только PayPal, зато и минимальный порог ниже – уже 20 «Бенджаминов Франклинов» на счету дают продавцу контента все основания для платежного запроса. Продолжает радовать русскоязычных пользователей TemplateMonster – здесь заказать выплату можно даже на электронный кошелек в WebMoney! Правда, это актуально только для партнерской программы, о которой мы расскажем чуть ниже. Наконец, отечественная площадка Web-stock.ru высылает авторам вознаграждение исключительно на R-кошелек в WebMoney, а минимальная выплата составляет 1500 рублей.
Партнерская программа: стоит ли?
Все участники нашего обзора активно привлекают к сотрудничеству своих клиентов. Здесь работает стандартный проверенный метод: вы получаете определенный процент от суммы заказа или пополнения на сайте, если другой пользователь, зарегистрировавшись по вашей уникальной ссылке, решит так или иначе потрать деньги на новом ресурсе.
Самыми щедрыми партнерами здесь выступают ThemeForest и MOJO Themes – обе площадки отдают 30% от финансовых операций, совершенных новыми участниками, которые перешли по реферальному URL. Правда, есть одно большое «но» – процент от продажи единоразовый. По сути, вы получаете его только от первой покупки или пополнения счета. Все последующие транзакции, которые совершают «ваши» пользователи, не принесут вам ни копейки.
Чуть меньше предлагает TemplateMonster – 25%, зато от каждой продажи. А еще эту цифру можно увеличить благодаря интересной особенности партнерской программы: компания дает дополнительные 5%, если по вашей ссылке на сайте зарегистрируются другие «аффилиаты».
Web-Stocker.ru дает участникам-партнерам 15% от суммы заказа или пополнения баланса, причем учитываются все транзакции, а CreativeMarket – и вовсе 10% на все «финансовые» действия пользователя в течение первого года после его регистрации. Совсем невесело по сравнению с условиями от TemplateMonster, правда?
C сайтов по нитке
О самой популярной площадке ThemeForest ходят странные слухи по поводу интересного «промоушна», который якобы делают себе авторы, покупая… свои же темы и таким образом выбиваясь в топ продаж. К сожалению, такая «читерская» теория имеет право на жизнь – создатель контента получает назад 60-80% от своего «капиталовложения», а остальную часть, которая идет проекту Envato, можно принять за рекламные расходы, верно? За нечестное, мягко говоря, ведение бизнеса, авторы обычно отвечают лишь перед своей совестью, оправдываясь значительным ростом продаж, если «накрученная» тема засветится в рейтинге лучших продуктов.
Портал TemplateMonster может похвалиться не только русскоязычной версией сайта с телефонной поддержкой по московским и киевским телефонным номерам, но и работающим чатом с живым русскоговорящим оператором, который, к слову, моментально вышел на связь. Даже в выходные. Даже в два часа ночи. Правда, компании есть куда расти – порой на ресурсе попадаются откровенно «кривые» и неграмотные тексты, а раздел с партнерской программой и вовсе вызывает стойкую ассоциацию из серии рекламного спама «Как заработать миллион за два дня».
Примечательно, что CreativeMarket используется авторами не только как площадка для продажи своих шаблонов, но и своего рода портал для рекламы своих услуг – благо, отдельная страничка для каждого продавца к этому располагает. Создатель шаблонов без проблем может разместить в своем профиле ссылку на свою официальную страницу и уже напрямую общаться со своими потенциальными клиентами, обговаривая, например, возможность кастомизации выбранной темы на CreativeMarket.
MOJO Themes уже достаточно давно является партнером ряда крупных хостинговых компаний (BlueHost, HostGator, Domain.com и других), что позволяет клиентам, покупающим домен или площадку под сайт, использовать продукты американской биржи шаблонов прямо из «админки» выбранного
Пользователи Web-Stocker.ru получают бонус в размере 150 рублей при пополнении своего аккаунта. Если же счет аккаунта используется для покупки какого-либо продукта на сайте, то компания щедро дает пользователю скидку в 40 рублей. Выглядит это несколько забавно, но, согласитесь, это далеко не самый плохой метод привлечения клиента.
Идеальная площадка: какая она?
Мы искренне благодарны всем читателям, которые осилили весь наш материал. К сожалению, мы не нашли идеальной площадки. Там, где царит порядок и дружное комьюнити (ThemeForest) – также строгие требования к бедным авторам и жесткая конкуренция. Туда, где полная свобода самовыражения (CreativeMarket) – не так просто попасть, а еще недостаточно покупателей, причем последние еще могут справедливо посетовать на плохую поддержку контента. А там, где «русский дух, где Русью пахнет» (TemplateMonster и Web-Stocker.ru) – нет ни комьюнити, ни возможности управлять своим ценами на продукты. Все предсказуемо — нет в мире совершенства…
На этой ноте можно было бы закончить нашу масштабную статью, но один вопрос не дает нам покоя в этом бренном мире. Как должна выглядеть идеальная площадка по продаже контента? Какой видите ее вы, уважаемые участники Хабра-сообщества?
Выражаем благодарность славному читательу ascold за помощь в подготовке материала.
Автор: drinkmaker