С того момента, как Эллиот Джей Стокс резко призвал уничтожать личину Веб 2.0, можно было заметить «раскарамелизацию» сети: меньше «стеклянных» кнопок, скошенных краев, отражений, меток специальных предложений, вульгарных градиентов с яркими цветами и диагональными паттернами. Трансформацию с радостью приняли все, кроме, разве что, самых заядлых фанатов глянца. Однако, дизайн и эстетика идут лишь по им ведомым путем, и только в веб-дизайне заглохла одна тенденция, как появилась другая.
Симптомы
Так что же это за новая эпидемия? Пожалуй, начнем с рассмотрения самых распространенных симптомов, многие из которых вы уже наверняка замечали. Их легко выделить, и, как и в других расстройствах, они часто появляются в сочетании. (Поэтому-то заражение и распространяется так эффективно — в сочетании внешне независимые симптомы становятся куда заразительней.)
Обратите внимание: нижеследующий список приведен без какого-либо определенного порядка и не отражает уровень заразности или тяжести, кои, как кажется, одинаковы для всех. Заметьте также, что представленные примеры часто отражают более, чем один симптом, делая классификацию ещё более трудной.
Швы
Швы появляются постепенно, часто как результат игры дизайнера с линиями и границами, особенно, с точечными разновидностями. Созревший шов можно распознать по едва различимым переходам от точек к линиям, усиленных падающими тенями и другими эффектами, призванными создать ощущение объемности. Цель шва — что-то неясное, а процветают они в средах, где применены соответствующие тектстуры, особенно, ткань и кожа, а также и просто зернистость.
Определить точную причину швов трудно, ученые уверены, что швы относятся к более крупному роду инфекций известному как «скьюморфизм».
По часовой стрелке с верха: журнал Мина Трана; публикация Мейсона Ярнелла на сайте «Дрибббл»; публикация Лайама Маккейба на сайте «Дриббл».
Зигзагообразные границы
Границы — распространенный элемент веб-дизайна, и поэтому их трудно избежать; к счастью, обычно они безобидны и имеют положительный эффект на макете. Тем не менее, по какой-то причине одна из разновидностей границ — зигзагообразная — в последние несколько лет распространялась экспоненциальными темпами и теперь угрожает естественным ареалам менее агрессивных экземпляров границ. Неизвестно точно, почему подобное происходит, хотя некоторые исследователи утверждают, что паттерн, составленный из противопоставленных диагоналей, имеет для дизайнеров и клиентов настолько сильный соблазняющий эффект, что прямые границы несколько теряют свой шарм.
По часовой стрелке с верха: «Ю Ноу Ху»; публикация Кристофера Пола на сайте «Дрибббл»; публикация Меган Фишер на сайте «Дрибббл».
Ленточки с раздвоенными концами
Как и у границ, у лент есть долгая история существования в различных формах. Тем не менее, то, что мы имеем сейчас, является почти полным преобладанием одного определенного стиля ленточки, легко определяемого раздвоением на одном или обоих концах. Некоторые ленточки ещё и согнуты дважды, что создает искусственный эффект глубины и усиливает диагональный эффект на концах. Неясно, связаны ли такие ленточки с эффектом зигзага, но, по-видимому, ключом к выживанию ленточек являются диагональные линии вместе со способностью вызывать воспоминания о прошлых временах.
Опасность ленточек заключается в основном в их способности существовать независимо от других симптомов (хотя они процветают в компании с винтажной типографией). Это означает, что ленточки могут продолжать старить ваш дизайн уже и далеко после окончания эпидемии, пусть и симптом кажется скрытым. Во многом ситуация напоминает значки специальных предложений дизайна Веб 2.0.
По часовой стрелке с верха: сайт Райана Рурка; сайт «Кабедж»; сайта Джейка Преспо.
Текстуры
Проблемой является неоходимость очевидность преобладания текстур в наших иллюстрациях и фонах ввиду полностью цифровой эпохи и наличия этого симптома в нашем списке в качестве одного из самых распространенных. Выраженный легким зерном, грязью и царапинами, бумагоподобными поверхностями и отметинами сгиба прием пользуется духом ручной работы, но, по иронии судьбы, полностью противоположен по сути: это лишь сгенерированные компьютером эффекты или кисти «Фотошопа».
Распространенность использования текстур можно объяснить жаждой тактильных медиа (учтем особенности сенсорных экранов) и завистью, направленной к области работы дизайнеров печати, которым доступна куда более богатая палитра материалов и поверхностей.
По часовой стрелке с верха: сайт Геррена Ламсона; сайт приложения «Зеро»; сайт «Амазии Лабс».
Высокая печать
Статья из «Смэшинг Мэгэзин» ещё в 2009-ом году описывала высокую печать как один из набирающих популярность трендов года, и как же они оказались правы. Простой эффект стал распространенным и теперь является бытовым приемом для украшения типографии в сети. Высокая печать — относительно безобидный симптом, который в начале тысячелетия заразил дизайнеров цифровых интерфейсов, например, операционных систем и игр, что свидетельствует о длинном инкубационном периоде.
Ученые не могут согласиться в одном вопросе: или инфекция нуждается в критической массе, чтобы выйти из инкубационного периода, или же инфекция просто нуждается в нужных условиях — тенях КСС3, если говорить точно, — чтобы появились симптомы.
По часовой стрелке с верха: сайт Билли Тамплина; публикация Филлипа на сайте «Дрибббл»; сайт «Ремикс».
Иллюстрации XIX века.
После освобождения из карантина авторских прав этот симптом, пользующийся вниманием модных дам и господ, был практически устранен в связи с особенностями последней эпидемии и своей неспособностью уживаться с глянцем и лоском. Но в новом, подходящем для винтажа окружении он смог найти себе путь обратно в визуальный репертуар. Как бы то ни было, иллюстрации XIX века скорее всего останутся с нами на какое-то время, вспыхивая время от времени словно вирус гриппа.
По часовой стрелке с верха: сайт Килиана Мустера; публикация Трента Уолтона на сайте «Дрибббл»; сайт Саймона Коллисона.
Приглушенные тона
После долгого периода яркости, типичная цветовая схема стала бледней. Можно видеть широкое использование коричневых, темно-зеленых, горчичных и общее тяготение к грязноватым цветам, хотя считается, что это лишь второстепенный признак эпидемии. Некоторые ученые даже спорят, что приглушенные тона, по сути, есть не симптом вовсе, а лишь побочный эффект других проявлений, также как и пототделение является естественной реакцией на лихорадку.
Коллаж интерфейсов с приглушенными тонами.
По часовой стрелке с верха: публикация Дейва Руиса на сайте «Дрибббл»; сайт «Когнишн»; сайт «Веб Стандардс Шерпа».
Центрированный или выровненный по ширине текст
Симптом не является новым; на самом деле подобное являлось стандартом первые 500 лет типографского дела до прихода Чихольда и новой типографии. После этого принцип был изолирован в карантин ввиду своей старомодности, затрудненности чтения и неэффективности. Возможно, эта историческая связь и винтажные симптомы могли быть тем, что помогло столь энергичному возвращению выравнивания. Известно, что за последние годы среди людей привычки чтения не изменились (большинство представителей западной цивилизации всё ещё читает слева направо), да и нет благовидного предлога того, что выравнивание улучшает понятность; поэтому, что бы ни вызвало это восстание, мы знаем, что корни его в субъективных эмоциях, а не рациональных идеях.
По часовой стрелке с верха: сайт «Грип Лимитед»; сайт «Томми»; сайт «Вижуал Репаблик».
Круглые логотипы с рукописными надписями
Круг — базовая форма и по сути не больший симптом эпидемии чем, например, треугольник. Однако, если поставить несколько треугольников в ряд, получится зигзаг. Аналогично, если ввести в логотип окружность, получится круглый логотип. А если в логотипе есть надпись, сделанная рукописным шрифтом, то, как вы правильно поняли, получится Круглый логотип с рукописной надписью. Не то, чтобы они были смертельны, но они достаточно заразны и могут быть весьма пагубны, если получают достаточно носителей.
По часовой стрелке с верха: сайт Трента Уолтона; сайт «Мерси; публикация Джеймса Сеймора-Лока на сайте «Дрибббл».
Скьюморфичные детали
Скьюморфичные детали, то есть украшения или детали дизайна на объекте, которые скопированы с формы объекта в другую среду, часты, особенно в мобильных приложениях, и этот симптом является одним из определяющих признаков эпидемии. Возможны раковые мутации в виде слабо выраженных скьюморфичных деталей, как например, швы и высокая печать, но иногда детали разрастаются и заполняют весь интерфейс, раздуваясь чрезмерными отсылками к физическим объектам и материалам. Тем не менее, как считают некоторые исследователи, благодаря труду, связанному с подготовкой графики и необходимостью в источниках изображений, вряд ли стоит ожидать преобладания скьюморфичных деталей в браузерах наших настольных компьютеров.
Фактически, большинство ученых относят феномен к любопытству и предстказывают, что некоторые виртуальные метафоры для реальных признаков докажут свою необходимость (как это случилось с вкладками), а некоторые — нет. Занятно, что «Эппл» продолжает выступать пионером данного приема, в то время как «Гугл» находит силы избегать подражаний физической реальности в своих интерфейсах. Возможно, у них есть вакцина?
По часовой стрелке с верха: приложение «ай-Букс»; публикация пользователя skorky на сайте «Дрибббл»; публикация Игоря Шкарина на сайте «Дрибббл».
Как это началось?
Засечь эпицентр дизайновой эпидемии (то бишь тренда) — задача не из легких, особенно с учетом тьмы симптомов и заразной природы Интернета. Определить первого больного практически невозможно, и, с прагматической точки зрения, бессмысленно. Можно скзаать, что мы получили реакцию на эстетику Веб 2.0 — жажду текстурированных поверхностей и ретро-образов, иногда тактильных и реально выглядящих — как антидот блесткой безличности. Это здоровые и необходимые явления для подталкивания индустрии дизайна вперед. Тенденция вне зависимости от её источника часто служит целью решения определенных проблем или вытеснения другой тенденции.
Представим, что все как правило используют шрифты без засечек, сильные контрастные цвета и резкие белые фоны. А теперь в подобном окружении дизайнер назло всем использовал Кларендон или ещё какой-нибудь мягкий шрифт с засечками, чтобы вдохнуть в собственный сайт (например, «Бабушкино домашнее варенье») индивидуальности, а затем довершил всё выбором земных цветов и каких-нибудь текстур оберточной бумаги. Результат неизбежно бы выделялся в окружении остальных сайтов: красивый, эмоциональный, непохожий.
Случайно эстетика этого сайта вдохновляет другого дизайнера, который как раз работал над сайтом с посетителями со всего мира, что показало новый подход целому поколению дизайнеров, которые в свою очередь намеренно применили его, часто даже и не осознавая контекста. Так зародился тренд. И теперь, как ни странно, есть постоянная угроза эпидемии. Чем больше людей заражается, тем более заметными становятся симптомы; и когда инфекция достигает критической массы, симптомы начинают работать против самих себя. Привносить в своё творение индивидуальность бессмысленно, если все делают то же самое.
Это опасно?
В сегодняшнем мире открытого сотрудничества избежать эпидемии подобного размаха трудно; поэтому ей в некоторой степени подвержены все. Перечисленными выше симптомам страдают не только мелкие или начинающие дизайнеры, но и элитные слои дизайнерского сообщества. Это означает, что хотя и симптомы безобидны, как легкий жар или сопли, вызываемые эпидемией гриппа, вирусное нападение модных деталей создает постоянное давление на нашу иммунную систему, защищающую нашу креативность. Бдительность важна для сохранения здоровой дозы оригинальных мыслей.
Если вы демонстрируете часть симптомов, то беспокоиться не о чем — легко подхватить простуду, распространенную тут и там, но и нетрудно вылечиться от нее. С другой стороы, если вы наблюдаете у себя большинство из этих симптомов, стоит быть осторожней при выполнении следующего проекта. Использование всех признаков как ключевых моментов в работе может заставить ваше портфолио выглядеть современно, но подобное ничем не отличается от выдачи творения любимого дизайнера, художника или музыканта за своё собственное. Конечно, симптомы неопределенного происхождения не защищены авторским правом, но дело не в этом: беспокоиться стоит не о легальности, а честной креативности продукции. Риск состоит не только в том, что ваша работа будет походить на уходящий тренд, и через пару лет эстетика будет выглядеть устаревше, но и в том, что, заметив вашу работу, коллеги потеряют всякое уважение.
Хотя ничто не оригинально, все мы должны уважать разницу между вдохновением и имитацией. Как говорил Жан-Люк Годдар: «Не важно откуда вы берете — важно куда.» И если никуда не берете, то зачем всё это?
Хуже, наверное, что эпидемия имела эффект и среди клиентов, а затем среди дизайнерского сообщества в целом. Чем больше дизайнеров заражено и чем больше симптомов одной болезни они демонстрируют, тем меньше ваших клиентов поверят, что вы способны решать задачи бизнеса. Постепенно они начнут исключать вас на ранних стадиях (где и происходит реальный дизайн) и будут пользоваться вашими услугами лишь для натягивания кожи на их каркас, и постепенно вся профессия снизойдет до армии декораторов.
Что мы можем сделать с этим?
Теперь, после того, как мы увидели, насколько пагубны могут быть тенденции, зададимся вопросом, как их избежать. Возможно ли это вообще? Тренды по определению популярны, и, вероятно, ничего плохого плохого во включении их в ваш продукт ради увеличения представительности нет. Убедить клиента использовать нетрендовый дизайн непросто, да и есть риск испугать аудиторию, идя против течения лишь ради нетрадиционности. С другой стороны, слепое следование примеру других никогда не было хорошим решением, и безоговороченое принятие модных течений и бездумное копирование могут задушить вашу способность к творчеству, уничтожить честность и клиентскую базу.
Итак, что же делать? Тренды присущи нашему обществу; неважно, где — в политике, культуре, дизайне и даже религии — куда зайдет единогласное мнение, туда придет и ваше мнение или вкус. Увы, в целом избегание трендов представляется невозможным и бессмысленным занятием, но это значит, что вы бессильны: можно сражаться с этим синдромом лемминга.
Спрашивайте, зачем
В своих дизайнерских решениях всегда и постоянно спрашивайте волшебный вопрос: зачем я это делаю? Делаю ли я это лишь из-за того, что это выглядит прикольно или потому что это отражает смысл, который я пытаюсь донести? Почему эта ленточка? Добавляет или отнимает индивидуальности моего сайта этот зигзаг? Как связаны моё финансовое приложение и эта текстура кожи? Вы падете жертвой эпидемии, если перестанете задавать вопросы.
Вложите немного старания
В статье «Гибнущее искусство дизайна» Франциско Инкаст среди прочего заявляет, что вдохновение требует потения, и я не могу не согласиться с ним. Мне повезло посещать колледж, где использование компьютеров на первом курсе было запрещено, то есть мы были вынуждены использовать реальные инструменты, чтобы выразить себя: чертить буквы от руки, рисовать свои иллюстрации, запасаться ручками «Пантон» (помните такие?), насиловать копир. Наш творческий потенциал вырос, а также я познал важный урок: хороший дизайн без усилий не приходит, а лучшие результаты идут из собственных экспериментов.
Попробуйте что-нибудь другое
Помните, что быть другим чаще всего хорошо. Большинство великих людей искусства вне зависимости от сферы их деятельности выделялись достаточно, чтобы их можно было заметить. Кто рисовал плавящиеся часы до Дали? Кому пришло в голову строить огромную стену на сцене до «Пинк Флойд»? Хотя подражание может быть удобным и может давать гарантию краткосрочных побед, долговременный успех требует уникального, запоминающегося подхода.
Ищите источники вдохновения
Чтобы оставаться креативным, крайне важно оставаться любознательным и ищущим вдохновения везде, а не только в наборах модных тем «Уордпресса». Читайте книги, проводите научные исследования, слушайте музыку, которой вы раньше не слышали, гуляйте по новым местам или окунайтесь в чужую культуру. Расширять собственные горизонты за пределами своих любимых сайтов и искать более, чем один источник вдохновения критически важно, чтобы создавать новый и устойчивый дизайн.
Сфокусируйтесь на основах
Наконец, чтобы понимать, что не определяется стилем, важнее всего изучить основные принципы дизайна. Система решеток, контраст, понятность, совокупность образов, хороший текст являются ключевыми компонентами успешного дизайна, и они полностью независимы от сиюминутных веяний и стилей.
По большому счету, дизайн — это не столько стиль, а подача информации, и всё — стили, изображения и типография — должно быть отражением содержания, функциональности и индивидуальности продукта, а не тем, что кажется классным прямо сейчас.
И неважно, насколько хорошим выглядит что-либо, ему тоже есть место.
Спасибо пользователю PATOGEN, обратившему внимание на эту статью.
Автор: FakeFactFelis