В недавно прочитанной книге Дмитрия Чернышева «Как люди думают», обратила внимание на методы, которые помогают находить идеи и придумывать что-то новое. Методов, конечно, гораздо больше. Тот же ТРИЗ, о котором столько говорят, но я решила остановиться на тех, которые приводит автор книги.
Метод синектики
Разработан американским изобретателем Уильямом Гордоном. Образовано из греческих корней и может быть переведено как «совмещение разнородных элементов».
Гордон считал, что основной источник креативности — в поиске аналогий и выделял четыре вида — прямую, символическую, фантастическую и личную.
При прямой аналогии
рассматриваемому объекту находится аналогия в окружающем нас мире. В природе или технике.
Символическая
— основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях. Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обычного в необычном, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны.
Фантастическая аналогия
свободна от любых ограничений, которые накладывает на нас реальность. Представление исследуемого объекта в нереальных, фантастических условиях, где не действуют привычные законы и явления. Это позволяет придумать решение без привязки к объективной реальности.
Личная аналогия
ставит человека на место рассматриваемого объекта. Необходимо представить себя в роли изучаемого предмета и примерить на себя его функции. Личная аналогия дает возможность отбросить стереотипные ограничения
Если еще короче, то прямые аналогии — реальные, символические - абстрактные, фантастические - нереальные, субъективные - телесные.
Ярким примером применения метода синектики на практике является инновация в производстве картофельных чипсов Pringles.
Американская компания Kellogg, занимающаяся выпуском сухих завтраков, столкнулась с неразрешимой проблемой: как уменьшить объем воздуха в упаковке с чипсами, чтобы сделать ее более компактной, но при этом не допустить крошения хрупкого продукта. К решению задачи руководство компании привлекло У. Гордона. С помощью метода синектики он провел аналогию между чипсами в упаковке и опавшей листвой, которую собирают в мусорные пакеты. Сухая листва заполняет собой больше пространства, нежели влажная. Влажные листья более мягкие и пластичные, поэтому их можно упаковать в пакеты для мусора в большем объеме, и тем самым сэкономить на количестве используемых пакетов. По этой аналогии он предложил производителям новый метод формовки и смачивания сухой картофельной муки, из которой изготавливаются чипсы. Это позволило сделать упаковку более компактной.
Метод фокальных объектов
Был изобретен в 1923 году. Основателем является профессор Берлинского университета Фридрих Кунце. Позднее методом заинтересовался американский исследователь Чарльз Вайтинг, который со временем доработал и усовершенствовал его.
Именно он придумал название «метод фокальных объектов». В основе названия лежит понятие «фокус», то есть подразумевается фокусировка внимания на выбранном объекте.
Процесс прост: к исследуемому объекту присоединяются свойства и характеристики других, подобранных случайным способом, объектов.
Метод состоит из шести последовательных шагов.
- Выбираем фокальный объект, то есть предмет, который нужно усовершенствовать или проблема, требующая решения.
- Подбираем несколько случайных объектов, в роли которых могут выступать различные слова и понятия. Их можно взять из книги, газеты, журнала, словаря. Это должны быть имена существительные и их тематика должна быть отличной от тематики самого объекта.
- Выделяем различные свойства, характеристики, функции и признаки выбранных случайных предметов и записываем на бумаге.
- Найденные свойства и характеристики поочередно присоединяем к главному объекту.
- С помощью различных ассоциаций происходит дальнейшее развитие придуманных вариантов.
- Оцениваем полученные результаты с точки зрения эффективности, полезности и возможности практической реализации.
Пример: Возьмем фонарик и дополним его свойствами из слов очки, валенки, парашют. Можно получить теплый (н-р ручка с подогревом), цветной (разные цвета излучаемого света), модный фонарик.
Морфологический анализ
Для генерации новых идей. Придумал швейцарский астроном Фриц Цвикки. Основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.
Последовательность действий при этом следующая:
- Точно сформулировать проблему.
Например: Визитка. Более точно: яркая уникальная визитка стоматолога, которую сложно забыть). - Определить важнейшие элементы объекта.
Пример: форма, покрытие визитки - Определить варианты исполнения элементов.
- Основная рекомендация - никаких оценок вариантов не следует проводить до полного оформления морфологического множества. Пример параметров объекта: форма визитки — шар, прямоугольник и др., покрытие — пластик, картон, колбаса и др..
- Занести их в таблицу.
- Оценить все имеющиеся в таблице варианты, проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты
Примеры: круглая съедобная, прямоугольная из пластика и др. Выбрать оптимальный вариант.Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
Метод ментальных карт
Автор методики британский психолог Тони Бьюзен. По его мнению, креативность напрямую связана с памятью.
Как нарисовать ментальную карту:
- Взять лист бумаги и написать в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключить ее в замкнутый контур.
- От центральной темы нарисовать ветви и расположить на них ключевые слова, которые с ней связаны.
- Продолжать расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.
- Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося дерева надолго остается в памяти.
Правила работы с ментальными картами:
Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.- Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты.
- Располагайте лист горизонтально — такую карту будет удобнее читать.
- Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Не заключайте их в какие-либо рамки. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.
- Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.
- Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.
- Располагайте ветви равномерно — не оставляйте пустого места и не размещайте ветви слишком плотно.
- Используйте рисунки и символы (как минимум — для центральной темы, лучше — для всех основных ветвей).
Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организация и читаемость карты
И последний совет из книги
«Придумать даже самую замечательную идею — это только полдела. Ее нужно донести до собеседника. Убедить его. Нет ничего страшного в том, что вашу идею сразу не примут. Билл Гейтс говорил своим сотрудникам, что, если никто не смеялся хотя бы над одной из их идей, они, возможно, недостаточно творчески подходят к работе. Это барьер, который нужно преодолеть»
Новых творческих идей и вдохновения!
Автор: annakanunikova