Доброго времени суток уважаемые читатели. Насколько я понимаю себя — я перфекционист и для меня это проблема, не в плане невротического психического отклонения, а в плане того, что эта черта моего характера дурно влияет на мои/наши проекты.
Предисловие
Мне придется немного рассказать о нас, что бы у Вас не было мыслей о том, что причиной проблемы, которой я хочу поделиться, является банальная некомпетентность и только. Мы — небольшая и дружная команда веб разработчиков, которая образовалась в 2009 году. Мы искренне любим веб, хотим знать все о нем, постоянно следим за новыми технологиями, тенденциями, компаниями, ну и все с давних пор ежедневно читаем хабр (смайл). Мы выполнили несколько десятков различного уровня сложности проектов, среди которых есть работы как и для небольших компаний, так и для международных брендов.
Хочу еще сказать о том, что этой проблемы не существует при работе с заказами, потому и только потому, что вся фантазия строго ограничивается потребностями клиента, его бюджетом на проект и его сроками. Несоблюдение этого в любом случае для исполнителя будет проигрышем, ибо клиент всегда прав.
Проблема
Перфект должен быть во всем
В личных проектах или будущих стартапах фантазии нет предела. Бесконечное желание сделать что-то лучше и лучшее просто в дребезги ломает все сроки. Вот эта глупая погоня за идеалом, которого не существует в принципе и есть проблема. Из за этого, как сказал копирайтер, я изначально ставлю себя в положение проигравшего. Я прекрасно понимаю это. Но я же не гонюсь за идеалом, я просто постоянно вижу минусы и хочу их исправить! Но это же и есть стремление к идеалу! Я путаюсь, я не понимаю где эти рамки?
Невозможность осознания целостной картины
Рождается идея. В голове все просто, точнее нет ничего сложного, а еще точнее нет ничего не выполнимого. Приступаем к реализации. Перфекционизм и желание сделать что-то выдающееся в разы усложняет все начинания. Вроде бы с каждым днем идешь вперед, а ощущение что движешься назад к самому началу — к идее. Прошу заметить какой никакой опыт имеется — если даже есть проблемы в планировании, то в любом случае дело не только в этом.
Мне с большим трудом удается сформулировать мысли даже для себя. Задача — донести эти мысли до Вас. Цель — получить советы, услышать мнения. Для более лучшего понимания предыдущего абзаца хочу привести хоть и странный, но наглядный пример. Есть пазлы, их очень много. Идея проекта — это единожды увиденное изображение, которое нужно собрать. Лично я всегда собирал пазлы хаотично, а потом объединял куски. Почти все готово, но пока я собирал эту большую картину, у меня нет связующих элементов и как ни странно это те куски, которые я не помню как выглядят на изображении. И вот я начинаю пробовать, подбирать…
Сейчас мы работаем над информационным ресурсом. И если говорить про то, что нет связывающих пазлов, то это кредо, фирменный стиль, позиционирование, четкая концепция самих статей и стиля их написания. Все это — формирование бренда. Для меня самое четкое определение этого термина дал James R. Gregory в «Leveraging the Corporate Brand»: «Бренд — это не вещь, продукт, компания или организация. Бренды не существуют в реальном мире — это ментальные конструкции. Бренд лучше всего описать как сумму всего опыта человека, его восприятие вещи, продукта, компании или организации. Бренды существуют в виде сознания или конкретных людей, или общества».
Почему мне это необходимо на старте?
Во-первых: я очень беспокоюсь за первое впечатление пользователя о продукте, ведь это так важно в маркетинге. Если первое впечатление негативное, то в дальнейшем очень трудно привлечь внимание. А если первое знакомство пользователя/клиента с продуктом/сервисом вызвало только положительные эмоции, то это уже говорит о длительных взаимоотношениях и больших перспективах; Во-вторых: на бесконечном пути к совершенству возникает миллион мыслей о том, как я вижу это совершенство. Но эти мысли настолько неструктурированы, что возникает ощущение будто это и не мысли, а чувство того как должно быть. Чувства обманчивы. Необходимо скурпулезное понимание всех моментов, от начала и до конца, и в первую для самого себя.
Появляется множество вопросов и от команды, и от самого себя — почему должно быть именно так? Отвечая на них — я сам пытаюсь понять себя. Я обожаю диспутировать со своей командой. Прошу понять меня правильно, я это делаю не для того, чтобы доказать свою правоту, чаще наоборот — я хочу что бы переубедили меня. Когда не соглашаются с моим мнением, его оспаривают, машинально я делаю тоже самое. Перечисление аргументов в свою защиту дает мне более четкое осознание того, почему я хочу именно так. Появление новых, сложных, незапланированных задач демотивирует коллег — все хотят запуститься. Из за своего перфекционизма я рискую энтузиазмом других людей, который так трудно заполучить.
Это что-то другое
Я точно знаю, что проблема о которой я говорю существует. В рунете, а конкретнее на Хабре, Форбсе, Слоне не раз встречались посты из серии полезных советов инвесторов стартаперам. И во многих из них был пункт о том, что запускаться нужно как можно скорее, первым делом надо реализовать основную идею, детали оставить на потом, совершенствовать свое детище можно бесконечно и это нужно делать, но постепенно и после старта. Впервые прочитав это, я всерьез решил избавиться от своего желания иметь перфект во всем.
Пускай пазлы будут собраны не все — я так могу. Но я не могу не знать целостной картины… Пускай что то будет не сделано, но я должен знать изначально как это должно выглядеть потом. И на этом моменте начинается прокрастинация. В работе над проектом тереятся последовательность действий, в первую очередь своих. Все как то хаотично, и выполняется то, что попадет в руки, а не то что я планировал сделать сегодня (что очень похоже на то, как я собираю пазлы). Я могу провести сутки в Яндексе: пересматривать деcятки сервисов, сотни дизайнов и интерфейсов; читать про маркетинг, брендинг, менеджмент; знакомиться с другими компаниями, их кредо, их правилами ведения бизнеса. Я просто начинаю искать что-то, что бы увидеть картину целиком. Временами в команде появляется ощущение, что это у меня пропал энтузиазм и я занимаюсь ничем. Но это же не прокрастинация — я работаю, мне это необходимо, как для некоторых необходим безупречно чистый рабочий стол, когда все листки в папках, а не разбросаны. Это же и не стремление к идеалу…
Как быть?
Я на самом деле не понимаю как мне быть. Я знаю, что все то, что написано выше делает меня менее эффективным в работе — я не хочу с этим мириться. Может есть какие то полезные статейки из категории GTD, которых я не нашел для решения своей проблемы? Приятно было бы увидеть ваше мнение в комментариях.
Автор: ilusha_sergeevich