Моя компания НеВсем давно уже прочно обосновалась на первых местах по запросам, связанным с аудитом сайтов во многих городах Поволжья. Вот уже несколько лет мы делаем их все больше и больше, поэтому о качестве веб-сайтов и о том, как ведется разработка и подготовительный этап, знаем очень хорошо. И со стороны клиента и со стороны студии.
Бывает так, что веб-студии виноваты только в том, что вообще взялись за эти проекты (да-да, виноваты в 99% случаев обе стороны, и было бы интересно почитать ответную статью от клиентов веб-студий).
Данная статья – развернутый чек-лист по определению клиентов, с которыми наверняка будет «горько». Для разработчиков, которые не хватаются за каждый заказ, это будет повод с легким сердцем отказаться от проекта. В этом случае вы не только сэкономите время и нервы, но и репутацию сохраните.
1. Нет понимания, зачем?
Слово «зачем» подразумевает цели, выраженные в цифрах – деньги, сроки, объемы реализации, глобальные цели компании. Особенно важно участие ЛПР или владельцев бизнеса на этом этапе.
У грамотных руководителей есть полное понимание бизнеса, процессов внутри компании и место сайта во всем этом. Здесь можно определиться с тем, какой минимальный результат нужен от веб-студии. Либо выводы, что сайт поставленные задачи решить не сможет.
Для меня отсутствие четко выраженных целей – это главная причина отказаться от сотрудничества. Есть исключения, например, когда наличие сайта (любого) это требование закона, но я говорю о коммерческих ресурсах.
2. У меня это в первый раз…
Даже грамотный менеджер не спасет сайт, если у заказчика не было опыта работы с веб-студиями. Чтобы не плодить много текста, сделаю подпункты. Ситуации могут случаться и с опытными клиентами, но в большей мере относятся к новичкам.
2.1. Нет доверия
Когда вы ведете беседу с клиентом-новичком, вся ваша речь для него звучит как «бла-бла-бла-сайты-бла-бла-бла-деньги».
Беда на этом этапе в том, что на сотрудников веб-студии смотрят, как на жуликов, которые продают воздух. Если же клиент пришел с идеей нового интернет-проекта из сектора реальной экономики или с «шальными деньгами», которые нужно куда-то срочно вложить – можно сразу ставить крест на проекте. Вряд ли вам на первых встречах даже идею расскажут. Иначе «сопрут-с».
Построить доверительные отношения можно только постоянным общением и обучением. Но здесь я бы время свое не стал бы вкладывать. Потому что клиент хочет все…
2.2. «За слишком дешево»
Объяснять про процессы в студии, стоимость нормо-часа и прочее бесполезно. Ведь вы в итоге все равно по ощущениям клиента продаете «воздух». Донести, что сайт – это образ компании в интернете, достаточно сложно. Хотя образа-то никакого может и не быть, если заказчик описывает себя в форме «мы такие, как все».
Поэтому пусть лучше идет такой клиент за первым сайтом к фрилансерам (никого не хочу обидеть). И, наученный опытом, приходит к нам.
2.3. Синдром пропавшего клиента
Для новичков очень характерная черта – появляться и пропадать в любое время без возможности дозвониться или как-то связаться. Поэтому никаких работ до заключения договора и поступления на счет денег делать ни в коем случае нельзя.
2.4. Пустышка без контента
Допустим, мы успешно прошли все этапы и заказчик оказался на редкость подготовленным. Возникает вопрос с контентом. Как правило, его нет или некому делать, а платить фотографам, копирайтерам и даже выделить специалиста для ответа на вопросы, клиент не готов.
Финиш.
3. Здравствуйте, я новый менеджер
Это тоже одна из частых причин разработки нового сайта. В компанию приходит новый энергичный сотрудник, который в очередной раз говорит, что «все должно быть по-другому». Начинается дикий креатив, который не решает описанных выше проблем с контентом и процессами у заказчика.
Тратятся время, деньги. Долгие согласования, вымученный результат…Новый сайт работает еще хуже, чем старый, а менеджер уходит из компании спустя 3-4 месяца.
4. Слишком много ожиданий
Это поиск «серебряной пули». Слепая вера, что технологии и красивые картинки могут резко улучшить положение заказчика на рынке. Обычно такая ситуация возникает, когда все уже плохо: продажи падают, сотрудники бегут из компании, а немногочисленные клиенты пишут негативные отзывы.
В этом случае у руководства нет понимания, что любую технологию можно скопировать и тиражировать. Она не является преимуществом сама по себе, и нужно прежде всего, искать и решать проблемы внутри компании. В конце-концов, заказ с сайта кто-то должен обработать и проследить за его выполнением…
Здесь же имеет смысл добавить, что перед разработкой неплохо бы изучить нишу, спрос, конкуренцию и прочее. Может оказаться, что компании вовсе и не сайт нужен, а тот же инстаграмм.
5. Перфекционизм клиента
Самый опасный враг. Нужно объяснить клиенту, что разработка сайтов и интернет-маркетинг – процессы итерационные, и может получиться, что через год придет понимание – сайт и рекламные кампании нужны кардинально другие. Об этом скажут аналитика статистики посещений и данные отделов продаж.
Когда у компании на проверку своей бизнес-гипотезы всего 4-5 месяцев, а штаны уже готовы вот-вот упасть, не до проверки запятых в тексте. Нужны продажи.
Есть еще один момент в перфекционизме, о котором забывают: дотошность обычно проявляется только в сфере компетентности. Например, один и тот же текст разные специалисты будут критиковать с совершенно противоположных сторон. Для корректора важны запятые, для издателя – шрифты, бумага, сроки, а для читателя – в основном, смысловая часть.
Поэтому главная задача разработки – выдать минимально готовый продукт по требованиям ТЗ, а не работа ради работы. Это долгострой, который в итоге из-за быстро меняющейся среды через полгода умираем сам собой.
6. Мы точно знаем, чего хотим
Клиент такого типа рассматривает разработчика в качестве «литературного негра» и не понимает, что сотрудничество подразумевает обмен мыслями обеих сторон.
Они не рассматривают альтернативные варианты решения задач. И они точно знают, что одностраничник решит все их проблемы.
В итоге заказчик влезает во все процессы, и если PM даст прямой доступ к дизайнеру и программистам, нервный срыв им обеспечен.
7. С порога навязывают свои условия
Необоснованные изменения в договоре или вымаливание скидок – верный признак того, что веб-студия еще и должна в итоге окажется.
Скидку нужно давать за что-то. Например, когда сотрудничество уже состоялось, и обе стороны остались довольны результатом.
8. Нет распределения ролей/обязанностей
Отдельный человек от заказчика, который имеет право принимать решения и несет за них ответственность – обязательное условие, которое должно быть приписано в договоре. Если же на встречи приходят то одни, то другие люди, стоит задуматься о том, что условия договора, ТЗ и прочие договоренности будут постоянно меняться по ходу работы. Вряд ли это положительно скажется на результатах работы.
P.S. А как срабатывает ваша «чуйка»? Когда внутренний голос говорит вам: «не лезь в это дело, дружище»?
Автор: wilelf