Обучая студентов веб-дизайну, было решено провести анкетирование среди работодателей, чтобы выяснить следующие вопросы:
- Современное представление термина «веб-дизайнер»?
- Какими знаниями и умениями должен обладать веб-дизайнер?
- Какие требования к его компетентностному уровню предъявляются?
Современное академическое образование зачастую отстает от реалий. В имеющейся специальной учебной литературе и в методах преподавания отсутствует точное определение целей подготовки специалистов в данной области. Не достаточно определен компетентностный уровень специалистов веб-дизайнеров.
Анкетирование проводилось с ноября по декабрь 2011 г. при помощи электронной почты и интерактивной онлайн-формы (на выбор респондента). В качестве респондентов были выбраны руководители веб-студий, либо лица, отвечающие за работу с кадрами в этих компаниях.
Выбор веб-студий по территориальному расположению: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Краснодар, Хабаровск. Приглашено для участия — 272, приняли участие в анкетировании — 30.
Интересным побочным фактом проведенного анкетирования является активность участников. Из высланных 272 приглашений участие приняли только 11% компаний. Это свидетельствует о закрытости российского бизнеса – нежелание тесного сотрудничества производства с учебными заведениями. Из принявших участие 36,6(6)% ответили при помощи электронной почты, 63,3(3)% при помощи интерактивной формы на сайте. Последняя цифра говорит о перспективах проведения различных опросов и исследований при помощи интерактивных форм в онлайне. К тому же, интерактивная форма позволяет получить более точные статистические сведения, в отличие от электронного письма, где респондент может «воздержаться» от некоторых вопросов, требующих однозначный ответ.
В результате анкетирования были получены следующие данные:
1. Обязательное наличие портфолио:
- Да – 96,6(6)%;
- Нет – 3,3(3)%.
2. Необходимость умений владеть графическими редакторами распределилась следующим образом:
- Adobe Photoshop – 96,6(6)%;
- CorelDRAW – 50%;
- Adobe Flash – 36,6(6)%;
- Adobe Illustrator – 23,3(3)%;
- Adobe Fireworks – 10%;
- GIMP – 6,6(6)%;
- Любой – 3,3(3)%.
3. Необходимость умений владеть программами трехмерного моделирования:
- 3D Studio MAX – 16,6(6)%;
- Cinema 4D – 6,6(6)%;
- Maya – 3,3(3)%.
4. За умения владеть WYSIWYG-редактором Adobe Dreamweaver высказалось 20% респондентов. За остальные предложенные редакторы верстки ни один из респондентов не проголосовал.
5. Уровень умений пользоваться языком гипертекстовой разметки HTML:
- Поверхностное – 66,6(6)%;
- Глубокое – 20%;
- Не обязательно – 13,3(3)%.
6. Необходимость знаний и умений владеть другими интернет-технологиями распределились следующим образом:
- CSS – 40%;
- PHP – 13,3(3)%;
- JavaScript – 13,3(3)%;
- XML – 13,3 (3)%;
- AJAX – 6,6(6)%.
7. Умения работы с CMS при создании сайта:
- Не обязательно – 40%;
- Пользоваться CMS (наполнять сайт) – 20%;
- Создавать сайт «с нуля» – 13,3(3)%;
- Не определились с ответом – 26,6(6)%.
8. Умения работать в каких CMS предпочтителен:
- 1C-Битрикс – 20%;
- UMI.CMS – 13,3(3)%;
- Joomla! – 13,3(3)%;
- WordPress – 13,3(3)%;
- Drupal – 3,3(3)%.
9. Умения создавать макет со слоями, сеткой, пользоваться промышленными стандартами:
- Обязательно – 60%;
- Не обязательно (обучается в процессе производства) – 36,6(6)%;
- Не определились с ответом – 3,3(3)%.
10. Умение верстки шаблона для CMS по макету:
- Нет – 63,3(3)%;
- Да – 30%;
- Не определились с ответом – 6,6(6)%.
На основании полученных данных проведем некоторый анализ.
В анкету преднамеренно не был включен вопрос о необходимости высшего либо специального образования у претендента на должность веб-дизайнера:
- первой причиной является отсутствие в России специального образования в данной области, за исключением курсов дополнительного образования и отдельных дисциплин («Веб-дизайн», «Интернет технологии» и т.п.), включенных в программу обучения специалистов близких по профилю: дизайнеров, программистов, журналистов и т.д.
- второй причиной является недоверие руководителей компаний к дипломам, сертификатам, удостоверениям, что ярко подтверждается первым пунктом анкеты. Качественное портфолио является лучшим подтверждением компетентностного уровня специалиста!
Тем не менее, пункт 9 свидетельствует о том, что предприятиям нужны уже подготовленные специалисты по веб-дизайну. Лишь треть руководителей компаний готовы самостоятельно готовить необходимые кадры.
Анализируя пункты 2-10 можно приди к выводу, что веб-дизайнер в первую очередь должен обладать навыками работы в графических редакторах. Лидером здесь является редактор растровой графики Adobe Photoshop. На втором месте находится редактор векторной графики CorelDRAW. Специализированный для Веб-графики редактор Adobe Fireworks пользуется очень малым интересом. Вероятная причина – большое количество кадров пришли в веб-дизайн из полиграфии, где эталоном является Adobe Photoshop.
В отличие от программ растровой и векторной графики, программы 3D-моделирования применяются реже, хотя компании начинают проявлять к 3D-графике интерес. Но, компетенция от веб-дизайнера в данном направлении не требуется, хотя и приветствуется. Руководители предпочитают для этой области задействовать отдельных специалистов.
В вопросы были включены в качестве вариантов ответов перечень программного обеспечения распространяемого свободно (Gimp, Inkscape, Blender, KompoZer). Как выяснилось, интерес со стороны веб-студий к данным программам отсутствует, хотя эти программы активно внедряются в учебный процесс учебными заведениями. На это могут влиять следующие факторы:
- Веб-студии обладают достаточными средствами для приобретения проприетарного программного обеспечения.
- Веб-студии пользуются не лицензионным программным обеспечением.
- Свободное программное обеспечение не соответствует специфическим стандартам для создания веб-приложений.
Такие навыки как знание языков программирования, умение верстать шаблоны, работать с CMS, находятся на втором месте и в большинстве случаев не обязательны для веб-дизайнера. Причина кроется в следующем. На большинстве предприятий процесс создания веб-ресурса разбит на этапы, где задействованы разные специалисты. Получается так называемый конвейерный процесс разработки веб-сайта.
В процессе анкетирования рядом респондентов было высказано и такое представление о понятии термина «веб-дизайнер»: т.к. современный процесс производства веб-ресурсов разделяется на ряд этапов, в том числе проектирование, верстка, программирование, то термин «веб-дизайнер» относится к узкому кругу специалистов, занимающихся графическим дизайном.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что необходимо более активно внедрять в учебные дисциплины художественных факультетов вузов специальные дисциплины области веб-дизайна.
Автор: professor88888