Создавая свой проект, мы получили незабываемый опыт работы с американской дизайн-студией, которая позиционирует себя как одна из крупнейших, топовых студий. После работы с американцами у нас появился аналогичный опыт, но уже с российскими дизайнерами из Бюро Горбунова.
Собственно, рады поделиться нашим впечатлениями — устроим небольшой баттл?
Наш проект — Getwear. Это сервис, с помощью которого можно создать джинсы с уникальным дизайном, которые будут сшиты точно по вашим размерам.
Фишка Getwear — удобный сайт, на котором кастомизация джинсов производится с помощью специального конфигуратора. Из этого понятно, что особое значение в качестве проекта играет дизайн. Поэтому нашей первой задачей был поиск студии, которая смогла бы его создать.
В нашей первой статье мы писали о том, что выбор встал между крупной американской студией (в целях конспирации мы называем её Камень-Ножницы-Бумага) и Бюро Горбунова. Так сложилось, что мы успели поработать и с первой, и со второй компанией.
Мы сравним опыт работы с каждой из них.
Камень-Ножницы-Бумага
С Камень-Ножницы-Бумага мы заключили один общий договор, и отдельно по договору SOW (Statement Of Work) на каждый пункт работы: техническое задание, логотип и макеты дизайна. Они обещали To Grow Our Brand Online and Beyond — вырастить наш помидорчик таким, что он будет выпирать из теплички. Мы даже подписали NDA — договор о неразглашении!
Основной технический документ в студии назывался блупринт (Blueprint). Это большое визуальное руководство по дизайну сайта, на котором в виде мок-апов (называемых wireframes) представлены все его страницы с подробными комментариями. Формально блупринт— это огромный стостраничный документ, в котором с педантичностью перечислялось всё, что Камень-Ножницы-Бумага обязались сделать, с указанием каждой мелочи.
В Blueprint есть несколько отдельных разделов: карта сайта, мок-апы, пользовательские сценарии (“как пользователь я могу”, “как админ я могу”) и даже “funnels” (воронки), попадая в которые, по замыслу американцев, пользователи будут совершать Ключевые Действия.
К примеру, вот раздел с wireframes:
Для создания этого документа от нас потребовали наше описание проекта — мы выслали то, что сделали когда-то. В студии сказали “Уау, спасибо!”. Однако когда нам, наконец, прислали Blueprint, мы не сказали “Уау!” — хотелось сказать другое американское слово.
Во-первых, не смотря на то, что своей толщиной Blueprint мог бы сдержать снаряд танка, в нём не была учтена куча мелочей — такое чувство, что наше описание проекта в студии не видели в глаза.
Тут нужно заметить, что при работе с Blueprint у Камень-Ножницы-Бумага были свои особенности.
Мы могли вносить свои правки в документ только два раза, после чего он автоматически признавался принятым, и все последующие доделки становились платными. Каждая правка в блупринте должна была быть отражена в следующей итерации, однако на практике разработчики часто забывали о некоторых правках. При этом, если в следующем просмотре блупринта мы не замечали этого, то в дальнейшем за исправление своей ошибки студия требовали деньги с нас. Надо понимать, что битва была не за идеально выполненный Blueprint, а за функциональный сайт — по условиям договора американцы делали дизайн сайта точно следуя тому, что было высечено в блупринтном мраморе на предыдущем этапе.
Для полноты ощущения к нам как раз подоспели лого, нарисованные в студии. Надо сказать, что для того, чтобы дизайн и логотипы максимально полно отражали нашу философию, мы создали мудборд и отправили его в студию. Однако в ответ мы получили следующее:
Не нужно иметь художественного образования для того, чтобы понять — это типично шаблонные логотипы, которые могут устроить производителя женских прокладок, мороженой конины или стирального порошка, но не компанию, специализирующуюся на дизайне одежды. Причем разработка логотипа стоила 3000 долларов! Было видно, что в Камень-Ножницы-Бумага даже не посмотрели на мудборд и хитрые “брэндоописательные” схемы, которые мы им предоставили. Все три логотипа нас совершенно не устроили.
Не устроил нас и дизайн главной страницы сайта. Он, как и логотипы, был настолько шаблонным, что мог вызвать у целевой аудитории только отвращение. Окончательно добило нас то, что в Камень-Ножницы-Бумага использовали элементы дизайна нашего страшненького описания проекта, просто вырезав из .pdf-документа кнопки с помощью кропа и вставив их в макет!
Дошло до того, что Яша спорил с ними об определении слова “создать” приводя в качестве доказательства статьи из Мерриам-Вебстер и Британники. При этом, надо заметить, высокая степень шаблонности и крайне низкая степень креативности сопровождалась слоновьим аппетитом — студия профессионально тянула с нас деньги за каждую доработку.
В итоге мы поняли, что так продолжаться больше не может — бюджет разработки был уже превышен в два раза, при этом результат не тянул даже на промежуточный. Камень-Ножницы-Бумага засели в своей крепости с копьями на выход, затягивая сроки и отказываясь переделывать откровенно сливную работу. В результате нам пришлось пригрозить студии арбитражом и расстаться на пороге суда. Фактически мы потратили на них сумму порядка 30 тысяч долларов, не получив в итоге ничего.
Для себя мы решили больше не иметь дело с американскими дизайн-студиями.
Вероятность натолкнуться на глобальное различие в подходах и менталитете — 146%. Американцы очень формальны — работа над дизайном превращается в танцы над бумажками, борьбу с сотнями исправлений и нежеланием сделать что-то уникальное. Их собственные сайт и презентация могут быть сделаны идеально, а вот делать что-то оригинальное для других они просто не хотят.
После того, как Камень-Ножницы-Бумага не смогли сделать свою работу, мы пошли в Бюро Горбунова.
Бюро Горбунова
Работа с Бюро начинается с конференций и обсуждений, цель которых — сформировать понимание задачи. «Понимание» — это достаточно подробное концептуальное описание того, что будет сделано. Поскольку ТЗ Горбуновым не просто не признается, а считается вредным, “Понимание” является основным документом по которому будет вестись работа над проектом. Уже на этом этапе мы получили множество ценных советов и мыслей, причём совершенно бесплатно: работать ещё даже не начинали. Чисто теоретически мы могли бы собрать в кулак всё, что нам сказали и пойти реализовывать идеи Бюро в другую студию.
С Горбуновым мы подписали всего один договор, согласованный за пару дней. Предложение о сотрудничестве было простым электронным письмом в три абзаца. Это разительно отличалось от того, что мы видели раньше.
Начали c разработки логотипа. Почитайте на сайте подход горбуновцев к решению задачи:
Подходы горбуновцев к решению задачи напоминают какое-то шаманство. На первый взгляд, система «ТРИЗ» («Теория Решения Изобретательских Задач) — это очень сложный и противоречивый инструмент, но в руках тех, кто верит в неё, она буквально творит чудеса. Философия Полезного Действия, которую часть используют в Бюро, действительно работает — логотип получился выразительный.
Горбуновцы работают по собственной философии организации проекта, основанной на знаменитой системе 37signals “Fix Time and Budget, Flex Scope”, которую в бюро называют ФФФ. Она немного похожа на метод прогрессивного джипега: проект разрабатывается итерациями, для каждой из которых чётко определены условия и срок. После каждой итерации мы получаем работающий продукт.
Гобуновцев можно смело похвалить: они обладают концептуальным видением проекта, вникают в каждую мелочь и понимают, как все должно работать. Однако это требовало нашей вдумчивости как заказчика — на каждое наше пожелание следовал пристальный неморгающий взгляд и вопрос «А зачем?» или «А почему?». В работе с ними не нужно предлагать своё решение, нужно ставить задачу и объяснять концепцию.
Поначалу такой подход сильно раздражал нас: нам казалось, что после нескольких лет обдумывания проекта и работы над ним мы понимаем его лучше, чем кто-либо. В Бюро наше мнение постоянно подвергалось сомнению, так что от нас потребовалось немало усилий на то, чтобы придушить своё Эго и общаться конструктивно. Как в итоге оказалось, подобный подход быстро себя оправдал.
На выходе получился абсолютный уникальный продукт. В нагрузку к проекту мы получили солидную долю продаж и количество упоминаний — они достались только за счёт его качества и инновационности.
Напоследок еще можем сказать, что создание своего проекта в Бюро стоит очень дорого. Однако в нашем случае оно того стоило. Нужно также понимать, что работа в Бюро здорово экономит время, которые, как мы знаем, тоже деньги.
Работать с Бюро Горбунова нам понравилось. Однако нужно морально подготовиться к передаче инициативы в руки студии. Обсуждение проекта похоже на сеансы коллективного психоанализа. Всё будет подвергнуто сомнению. Горбуновцы будут использовать свои, порой очень необычные, методики и подходы. Это потребует вашего внимания и времени, однако финальный продукт, вероятно, будет выдающимся.
В своём рассказе мы не претендуем на объективность и абсолютность — возможно, это только нам попались плохие американские дизайнеры и хорошие российские. А у вас есть опыт работы с американцами? ФФФ — это хорошо или плохо? Согласились бы работать вообще без формального ТЗ?
Автор: lookso