Привет! В рамках опубликованной нами Золотой Сотни российского digital мы провели аналитическое исследование и опрос более 50 крупных агентств/студий и сформулировали ключевые тренды развития рынка агентских коммуникаций за 2013-14 годы.
Ситуация на рынке и ключевые тренды
По результатам проведенного исследования мы смогли выделить следующие важные тренды, которые влияли на развитие рынка в 2013 году и остаются актуальными в 2014:
- 2013-14 год проходят под эгидой объединений и альянсов. Многие игроки формируют группы и тандемы для охвата большего спектра услуг, снижения издержек и захвата большей доли рынка. Из наиболее громких объединений последнего времени можно выделить формирование Kokoc Group (Кокос, BDBD, SEO Dream, Arrow Media, Media Guru, Webprofy), iConText Group (iConText, Registratura.ru, R-Broker, Webprofoters. iSEO), формирование SPYK (три сибирских агентства: Сибирикс, Кинетика, Punk you!), стратегический альянс AIC и QSOFT.
- Одним из наиболее значимых трендов стало развитие идеологии Performance Based Marketing и акцент на этой схеме работы с крупными заказчиками многих ключевых агентств рынка (ADV, iConText, RTA Moscow и др.). Также нужно констатировать возросшее внимание крупных агентств к CRM/eCRM инструментам и наращивание компетенций в этой области.
- На массовый сегмент небольших агентств начало оказывать давление снизу развитие облачных SaaS-сервисов по созданию сайтов, SEO-продвижению и другим услугам. Многие заказчики в невысоком ценовом сегменте все чаще начинают использовать подобные сервисы для самостоятельного решения своих задач, сокращая поток обращений в небольшие студии и агентства.
- Активное развитие стартап-среды выделило эту категорию компаний в отдельный клиентский сегмент «стартапы», на работу с которым стали ориентироваться некоторые агентства.
- Быстрый рост mobile-сегмента оказывает наиболее серьезное влияние ну структуру рынка, появляются сильные локальные игроки, имеющие достаточные компетенции для работы с крупным заказчиком, полносервисные агентства также наращивают экспертизу в мобильном сегменте.
- Активное развитие новых технологий и механик работы, из которых можно выделить направления SMART TV, RTB-механики, CPA/CPL/CPO, eCRM, адаптивные и progressive enhancement подходы, усиление роли кросс-платформенных инструментов и инструментов комплексной автоматизации.
- Сложная внешнеэкономическая ситуация вызывает беспокойство игроков рынка, мотивируя снижать затраты на маркетинг, оптимизировать бизнес-процессы и осторожнее прогнозировать бюджеты по крупным международным брендам.
- Кадровая лихорадка постепенно идет на спад (но некоторые позиции остаются перегретыми), растет уровень квалификации менеджеров на стороне крупного заказчика, часто за счет ротации кадров с агентского рынка.
- Из проблем рынка можно выделить: по-прежнему низкий порог входа (на что в дальнейшем может повлиять активное развитие SaaS-сервисов), мелко-дисперсное распределение игроков (более 10 000 действующих агентств в России), низкий средний уровень клиентского сервиса и поддержки, слабый уровень стратегической экспертизы, частое отсутствие компетенций в собственном маркетинговом аспекте агентств, кадровый голод по ряду позиций.
Помимо выделения ключевых трендов, мы опубликовали, собственно, саму Золотую Сотню — первый на рынке рейтинг агентств из всех сегментов рынка интерактивных коммуникаций:
- Первое место с ростом на 12 позиций заняла компаний iConText
- На втором месте (-1) расположилось РА GRAPE
- На третьем (-1) месте — Ингейт
- На четвертом месте остались ребята из Red Keds
- На пятом (+3) компания iMedia
Полный список топ-100 и расширенный топ-300 агентств можно посмотреть на странице Золотой Сотни 2014.
Если вы считаете, что есть еще какие-то важные факторы, которые не вошли в наш небольшой обзор — давайте обсудим их в комментариях.
Автор: Terekhov