В этом посте предлагаю название определенному явлению. Ибо правильное название проясняет суть, вызывает релевантные ассоциации и, становясь общепринятым, облегчает коммуникацию. С понятием smm (social media marketing) на каком-то уровне знакомы, видимо, все: продвижение брендов в соцсетях. Этим занимаются специально нанятые люди или сервисы. Есть также вариант, когда фанаты делают это бесплатно лишь по причине искренней любви к продукту. Apple вероятно наиболее подходящий пример. В принципе такой вариант можно было б назвать smm 2.0, однако контекст использования термина smm подразумевает деятельность целенаправленную, не стихийную. И тут имеются примеры, когда продвижением бренда занимаются его пользователи, но не бескорыстно и не обязательно по причине искренней любви.
1. Лайк непосредственно в обмен на услугу (примеры сейчас не помню, сам кстати хочу попробовать в одном своем будущем проекте).
2. Доступ к скрытой части текста либо возможность посмотреть видео, скачать, иначе говоря, доступ к контенту в обмен на лайк. Вот например пост об этом.
3. Размещение рекламы пользователями на своих страницах в соцсетях — доход пользователя зависит от просмотров и лайков на эту рекламу. Так работает seedr.ru. А здесь пишут, что «компании предлагают платить от 200 гривен только за то, что пользователь поставил Like на страничке организации и поделился ссылкой со своими «друзьями». Но, конечно, такие деньги раздают не всем подряд. У вас должно быть как минимум одна тысяча людей в списке друзей».
4. Скидки в обмен на лайки. Для примера презентация не работающего сейчас рекламного сервиса buybylike.
5. Скидки и бонусы пропорционально рейтингу влиятельности пользователя в соцсетях. Практикует рейтинговый сервис Klout.com.
Пример из пункта 3 про seedr.ru относят к категории Cost Per Action. Согласно Википедии, это «модель оплаты интернет-рекламы, при которой оплачиваются только определенные действия пользователей на сайте рекламодателя». Так что казалось бы не стоит выдумывать новые термины. Но во-первых заметим, что Klout не обязывает пользователя лайкать, постить или делать что-нибудь вообще. Он лишь надеется на такие действия. Т.е. здесь не обязательно «action». Во-вторых, лайк за доступ к контенту и лайк в обмен на прямую услугу — это не совсем реклама в традиционном понимании, здесь нет измеряемого «cost».
Однако во всех перечисленных примерах есть общее — это способы продвижения, по смыслу близкие к smm, но в отличие от обычного smm все они связаны с вовлечением пользователей в это продвижение. Поэтому вроде логично обозначать такой подход специальным термином smm 2.0.
Автор: VRus