Привет, Мегамозг! Сегодня мы совместно с crm-агентством InBrief запустили большой аналитический проект, посвященный рынку CRM-маркетинга в России.
Для начала надо сказать, что с термином «CRM-маркетинга» у нас на рынке большая путаница. Очень многие смешивают его с понятием «CRM-системы», что в корне не правильно. Поэтому одна из наших задач — рассказать, что же это такое.
В первой части спецпроекта опубликовано два ключевых материала:
1. Обзор/исследование рынка CRM-маркетинга в 2015-2016 годах и его перспективы развития.
2. Справочный раздел по ключевым терминам и процессам в CRM-маркетинге.
Для общего понимания дадим базовое определение термина, а потом перейдем к результатам исследования.
СRM-маркетинг — устойчивое выражение, под которым понимаются маркетинговые коммуникации, построенные на использовании уникальных знаний о существующих и потенциальных потребителях. Учитывая слабую проработку терминов, существует множество синонимов, по своей сути означающих то же самое: например, «омниканальный маркетинг», «eCRM», «маркетинг отношений», «1-2-1 маркетинг» и другие.
А теперь поговорим про рынок:
Рынок CRM-маркетинговых услуг очень компактен: на начало 2016 года на нём действует всего около сорока компаний. Это компании, либо специализирующиеся на таких услугах, либо считающие их одним из существенных направлений в своей деятельности.
В 2014 году российскими агентствами выполнено не менее 350 CRM-проектов. На момент проведения опроса (январь 2016 года) в 2015 году этими же агентствами было завершено не менее 400 CRM-проектов.
Отраслевая специфика
Различные отрасли используют CRM-маркетинг с различной интенсивностью. Так, чаще всего CRM-проекты реализуются агентствами в e-commerce и FMCG-отрасли:
Компетенция и оказываемые услуги
Перечень услуг, оказываемых CRM-маркетинговыми агентствами, достаточно широк. Ниже мы представили список услуг, проранжированный по частоте их предложения. При этом в третьем столбце дана информация о количестве агентств, оказывающих эту услугу самостоятельно, не передавая её субподрядчикам и специализированным компаниям.
Функции платформы
Каждая платформа для CRM-маркетинга имеет свой набор инструментов. Мы выяснили, какие из них встречаются наиболее часто:
По итогам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
- Услуга CRM-маркетинга на российском рынке пока недооценена и капсулирована в отдельных клиентских сегментах
- При этом, CRM-маркетинг – устойчивый сегмент рынка маркетинговых услуг, демонстрирующий тенденцию к постепенному росту
- Основной источник роста этого сегмента услуг – повышение маркетинговой грамотности заказичка и поиск им новых эффективных форматов коммуникации со своими клиентами.
- Скорее всего, развитие рынка CRM-маркетинга будет связно с проникновением в новые отрасли, ещё не освоившие этот инструмент.
- В силу специфики направления существенного увеличения количества игроков не ожидается, но можно прогнозировать активное развитие кооперации и субподрядных отношений.
А вот тут можно посмотреть полный текст исследования и большой справочник по CRM-маркетингу.
Автор: Ruward