UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней

в 14:32, , рубрики: usability, UX, ux design, веб-дизайн, дизайн интерфейсов, дизайн мобильных приложений, интерфейсы, мобильные приложения, мобильный банк, мобильный банкинг, удобство использования

Не так давно Альфа-Банк Украина провел конкурс, предложив всем желающим спроектировать дизайн-концепт мобильного банка для двух вариантов использования, видимо, осознав, что их текущее приложение не отвечает ожиданиям пользователей.

Особый акцент в описании конкурса делался на UX, так что задача показалась нам интересной. Правда с момента знакомства с конкурсом и датой окончания приема заявок оставалось всего 5 дней. Что ж, вызов принят.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 1

Под катом длинная, но полезная история о проектировании интерфейса мобильного банка в сжатые сроки. Тех, кто ее осилит, в конце ждет бонус.

Времени на полноценные исследования не было, поэтому был выбран простой путь: анализ существующих маркетинговых активностей, получение консультаций по продуктам с колл-центром, интервью с несколькими клиентами банка и коридорные тестирования прототипа.

User-Centered Design

Разработка дизайн-концепта основывалась на методологии UCD. Ключевые инструменты:

  • Персоны (persons) — собирательные образы типичных представителей целевой аудитории продукта, объединенные по ряду смежных признаков в персоны.
  • Варианты использования (use cases) — краткое описание задачи в рамках продукта, которую необходимо выполнить персоне.
  • Сценарии использования (scenarios) — вымышленные истории о последовательности событий персоны в «повседневной жизни» на пути к достижению цели.

Challenge #1: Заказ карты

Первый предложенный use case звучал так:

«Я, как не-клиент Альфа-Банка, хочу получить кредитную карточку, поскольку у нее одни из лучших условий на рынке, чтобы осуществлять платежи в Интернете и оплачивать коммунальные услуги»

Ключевая проблема в том, что банк предлагает 17 вариантов карт, включая 8 кредитных и 9 дебетовых. В существующем приложении банка реализована попытка выбора среди них всех.

Инсайт #1
Согласно предложенному кейсу, пользователю нужна кредитная карта, так что можно смело убрать 9 дебетовых карт. Осталось 8 – уже проще.

Инсайт #2
При ближайшем рассмотрении оказалось, что 8 кредитных карт слабо отличаются друг от друга. Но есть одна, обладающая максимальными преимуществами и имеющая самую сильную маркетинг-поддержку.

Учитывая контекст заказа карты и use case, целесообразно предлагать пользователю только одну карту, демонстрируя ее явные преимущества. Такой подход значительно упрощает взаимодействие с интерфейсом, а значит — повышает конверсию. И главное — это соответствует существующей маркетинговой стратегии банка.

Итого: наша задача «продать» только одну, но самую «вкусную» кредитную карту.

Составляем персону

Да, персоны – вымышленные герои. Но правильно составленная персона помогает команде фокусироваться на нужных вещах и совершать меньше ошибок. Персона должна быть максимально реалистичной и когерентной кейсу.

Для кейса заказа кредитной карты мы составили такую персону:

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 2

Пишем сценарий

Сценарий – вымышленная история о последовательности событий персоны в «повседневной жизни» на пути к достижению цели. В сценарии важно зафиксировать где сейчас находится пользователь, степень его отвлеченности (окружение), с помощью чего он взаимодействует с продуктом (технологии), зачем и как он попал на продукт (контекст).

Признаки хорошего сценария:

  • Хороший сценарий последователен как танец и строит целостную историю (если пользователь сделал это, он ожидает вот это, но никак не другое).
  • Хороший сценарий позволяет максимально проникнуться персонажем и пережить его (но не свой) опыт взаимодействия.
  • Хороший сценарий не содержит описаний интерфейсных решений и ограничивается ожиданиями и ощущениями пользователя.
  • Хороший сценарий позволяет построить качественный путь пользователя (user flow) и формализовать конкретные требования к интерфейсу.

Полный сценарий получился довольно объемным, поэтому для статьи приводим ключевые: окружение, технологии и контекст:

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 3

Путь пользователя

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 4

Составив user flow и сформировав требования к каждому экрану, можно переходить к проектированию интерфейса. Разберем интерфейсные решения для каждого этапа пользовательского пути.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 5

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 6
Первый экран приложения после запуска максимально минималистичен и обеспечивает две ключевые потребности:

  • войти — для существующих клиентов банка
  • стать клиентом — для потенциальных клиентов банка

Учитывая сформированное ожидание на этапе рекламной коммуникации, а также то, что стать клиентом банка менее заманчивое предложение, чем карта с лимитом 200 000 грн, на первом экране сразу позиционируется карта с ключевыми преимуществами.

Блок с картой оформлен в виде баннера. Кредитная карта плавно скользит за границу экрана, давай понять, что на нее можно нажать.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 7

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 8
Заголовок «Получить кредитную карту от Альфа-Банк» четко формирует ожидания: «Нажав на эту штуку я смогу заказать карту»

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 9

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 10

Слайдер из 5 экранов раскрывает основные преимущества кредитной карты Максимум на простом и понятном языке.

Первый слайд содержит ключевую информацию. Каждый последующий слайд ее расширяет.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 11

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 12

Изучив текущие формы на сайте и пообщавшись со службой поддержки мы выяснили, что открытие карты удаленно в любом случае происходит через колл-центр. Учитывая также, что у пользователя может не оказаться нужных документов под рукой, для заказа карты достаточно всего лишь ввести и подтвердить номер телефона.

По номеру телефона можно также отловить и существующих клиентов банка, предложив им другой сценарий взаимодействия.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 13

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 14

Для заказа карты достаточно ввести только номер телефона. Все остальное сделает колл-центр.

Заполнение анкетных данных — сложная для пользователей задача. Еще больше она осложняется тем, что не всегда под рукой могут быть нужные документы.

Этап с заполнением анкеты не является обязательным. Интерфейс сообщает, что карта уже заказана. И только если пользователь хочет ускорить процесс, он может заполнить анкету самостоятельно.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 15

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 16

При переходе к самостоятельному заполнению анкеты пользователь видит простую форму с минимальным количеством полей.

Все пункты простые и не требуют наличия под рукой каких-либо документов.

Нажимая кнопку Сохранить, пользователь видит, что есть и другие формы. Для их заполнения нужны документы. Но ничего не является обязательным. Он понимает, что все сохранено и он может продолжить заполнение позже, если потребуется.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 17

Формы сгруппированы таким образом, чтобы их можно было заполнить, имея при себе только часть информации. Например, если пользователь знает свой ИНН наизусть, он может его заполнить. В то же время для тех, кто его не помнит и не имеет под рукой, не создаются сложности с заполнением других данных.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 18
Заполнив все поля самостоятельно или с помощью колл-центра, пользователь видит соответствующий экран подтверждения.

На этом экране впервые мягко запрашивается разрешение на отправку PUSH-уведомлений в обмен на понятную ценность для пользователя: отслеживание статуса карты.

В iOS и Android есть всего один шанс получить разрешение на отправку уведомлений в приложении, поэтому системное окно запроса отображается только в том случае, если пользователь его вызывает осознанно.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 19

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 20

Пока карта нового клиента Альфа-Банк выпускается, приложение отображает в режиме реального времени текущий статус карты.

На любые вопросы клиента оперативно ответит служба поддержки в Альфа-чате.

Когда придет время получать карту, курьер позвонит и согласует удобное время и место доставки.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 21

Цель достигнута, клиент доволен:

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 22
«Это лучшая карточка, которая у меня когда-либо была. Столько свободы и шикарный кешбэк. И заказать ее было так просто!»

Главный экран

Одним из требований кроме закрытия двух use case, была визуализация концепта главного экрана. Так как отдельного use case для главного экрана в задании не было, мы обратились к недавним исследованиям компании Usabilitylab и выяснили, что приложение мобильного банка должно соответствовать трем ожиданиям:

  • Обеспечивать быстрый доступ к просмотру остатков на счетах
  • Отслеживать все траты и списания
  • Выполнять базовые банковские задачи

Мы разместили их все на одном экране, обеспечив простой и быстрый доступ к самым важным функциям мобильного банка.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 23
Остатки на счетах видны сразу. Чтобы просмотреть все карты не нужно переходить на отдельный экран. Достаточно просто прокрутить список карт, и контент на экране оптимизируется для удобного взаимодействия с ними.

Все действия по всем картам в одном месте. Умная лента похожа на популярные мессенджеры и не только предлагает быстрый доступ ко всем совершенным операциям, но и напоминает о необходимости оплатить коммуналку или заработать, открыв депозит. Чтобы увидеть все, не нужно переходить на отдельный экран. Достаточно просто прокрутить ленту и контент на экране оптимизируется для удобного взаимодействия с ней.

Главное в центре. Ключевые действия: пополнить, оплатить, перевести всегда под рукой, даже когда вы взаимодействуете с картами или выпиской.

Состояния главной экрана при взаимодействии со списком карт и событиями.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 24

Challenge #2: Открытие депозита

Второй предложенный use case звучал так:

«Я, как клиент Альфа-банка, у которого есть карта, которой я регулярно пользуюсь, хочу открыть депозит на сумму 20 000 гривен сроком на 12 месяцев, чтобы приумножить свои средства»

Альфа-Банк предлагает несколько вариантов депозитов в разных валютах, на различные периоды и процентные ставки.

Инсайт #1
Учитывая use case, отрабатываем только сценарий открытия депозита в гривне.

Инсайт #2
Согласно use case клиента интересует вклад на год, а значит, сберегательный депозит с пониженной доходностью в рамках данного решения также не рассматриваем.

Итого: наша задача «продать» самый выгодный для клиента депозит с высокой процентной ставкой на срок от 3 до 18 месяцев, с выплатой процентов в конце или ежемесячно.

Составляем персону

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 25

Пишем сценарий

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 26

Путь пользователя

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 27

И разберем интерфейсные решения для каждого этапа пользовательского пути.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 28

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 29
Основной путь открыть депозит в мобильном приложении — перейти в соответствующий раздел меню. Экран кратко сообщает об условиях размещения депозита и фокусирует на возможности рассчитать доход от суммы вложения.

Но есть еще один путь — перейти сразу к рассчитанным вариантам депозитов прямо с главного экрана мобильного банка. Используя специальные алгоритмы, система предлагает открыть депозит тем клиентам, которые по ряду признаков наиболее к этому склонны (например, остаткам на карточном счете).

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 30

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 31

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 32
Представление депозитов максимально упрощено и фактически состоит из двух настроек:

  • способ получения процентов
  • «срок депозита/процентная ставка».

Выбор способа получения процентов реализован в виде карточек, объединенных в слайдер.

Таким образом ключевым на экране всегда остается процентная ставка и размер дохода.

Отображение честной процентной ставки играет значимую роль в формировании доверия. Сейчас на официальном сайте банка используется тактика скрытых условий, когда пользователю приходится прикладывать значительные усилия для получения реальных данных, что, в итоге, создает определенный конфуз и снижает доверие.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 33

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 34

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 35
Мимикрируя под классическое оформление заказа в интернет-магазине, каждый этап оформления депозита содержит ключевую информацию: сумму вложения, срок, процентная ставка, а также напоминает о выгодах.

Внести деньги на депозит можно несколькими способами.

Значительно возросшая степень ответственности может стать причиной отказа, если на какие-либо вопросы пользователь не получит ответ тут же. Снизить степень накала позволяет Альфа-чат, доступный прямо в этом экране. Никуда уходить не нужно.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 36

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 37
Этот экран показывается только в случае, если у пользователя несколько карт. Если карта всего одна, переход к подтверждению оплаты происходит сразу.

Экран акцентирует внимание на картах, которые подходят для совершения оплаты.

Если у пользователя есть другие карты не подходящие для этой оплаты, они также отображаются, но в отдельном списке. Таким образом не создается ощущение ошибки: «Стоп, я хотел оплатить с другой карты, где же она? Наверное, что-то не работает».

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 38

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 39
Финальный экран оформления депозита содержит всю ключевую информацию о депозите, способе и сумме оплаты.

Подпись под кнопкой напоминает, что это все что нужно для оформления депозита. Посещать банк нет необходимости.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 40
На финальном экране пользователь видит информацию об успешном открытии депозита. 

Чтобы эмоционально подкрепить пользователя после расставания с деньгами, ему крупно напоминается о ценности: доходе, который он получит в конце срока депозита.

Кнопка «Посмотреть мои депозиты» возвращает пользователя в обычный интерфейс приложения.

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 41

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 42
С активным депозитом представление экрана «Депозиты» меняется. Ключевой акцент смещается на открытые депозиты. 

Депозит легко идентифицировать по сумме вложения.

Прогресс-бар позволяет быстро отслеживать состояние депозита. При условии открытия депозита с ежемесячной выплатой процентов, на прогресс-баре появляются соответствующие сегменты. Достижение сегмента — выплата процентов. 

Для управления настройками депозита достаточно на него нажать (привычный паттерн, применяемый во всем приложении).

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 43

Цель достигнута, клиент доволен:

UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней - 44
«Мои деньги в надежном месте и работают на меня. Открыть депозит было так просто!»

72 часа на все

Основной акцент в нашей работе был сделан на интерфейсе прототипа и в дополнение к нему отрисованы несколько макетов основных экранов. Еще часть времени ушла на оформление интерактивной презентации. В итоге на весь квест потратили 72 часа в течение 5 рабочих дней.

Итог:

Эта история о том, как имея даже ограниченные ресурсы и время, можно создавать более удобные и полезные интерфейсы.

Учитывая отсутствие времени и статус задачи, мы сильно упростили привычные процессы проектирования и пренебрегли двумя важными этапами: исследования и полноценное тестирование.

Но даже несмотря на это всего за 5 дней и с помощью простой методологии нам удалось создать куда более удобный интерфейс, чем то, с чем сейчас приходится ежедневно взаимодействовать тысячам клиентов банков.

Дочитали до конца? Вот и обещанный бонус – интерактивный прототип, который можно поклацать.

P.S. Если этот материал оказался полезен, есть еще.

Автор: hekcfy

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js