Любые покупки — как поход по минному полю. Есть довольно тонкая граница между «не стоит упоминания» и «лучше тебе этого до покупки не знать». Давайте попробуем для начала найти её эмпирически. Вот это лично для меня — очевидный “dark pattern”:
Вот это тоже:
И смущает меня здесь даже не заголовок пункта про отсутствие страховки, а по умолчанию выбранный первый пункт. При том, что при их основной логике сортировки по повышению цены первым должен идти немного другой — вообще бесплатный. Более того, меня смущает, что это предлагается как пакет, а не как отказ от страховки.
Теперь давайте посмотрим на менее очевидные вещи.
Вот замечательная девушка Оля прислала картинку из китайского ресторана в Петербурге:
Наверное, сложно назвать это dark pattern’ом, потому что нет элемента злонамеренности. Возможно, есть идиотизм, но милый и понятный. Никакого ущерба по несознанке.
Вот ещё вариант со страховкой:
Наверное, нет, это уже прямо пограничный случай — потому что галка «оформление страхового полиса» стоит, но полис не выбран. Как видите, если я не посмотрю, сгенерится ошибка, и мне придётся думать над формой. Ущерба по несознанке нет.
Идём дальше. Вот форма отписки Сендсея, внешнего сервиса-платформы рассылок. Примерно каждый тысячный нажимает на кнопку «выполнить» после того, как отпишется. Даркпаттерн, потому что можно было и переименовать кнопку. Хотя бы. Ну и радиокнопка здесь прото излишня.
Вот здесь мне не дают прочитать тариф — маленькое окно и английский:
Явный тёмный паттерн (от меня намеренно скрывают информацию), да? Нет, оказалось, что они осознали проблему и поправили в следующем релизе.
Вот это явный даркпаттерн Аэрофлот-Бонуса, чтобы получить услугу, нужно подписаться на другую:
Этим же часто грешат банки (особенно много трогательных историй про страховку кредита), но у них всё решается заявлением на бумаге. В частности, по SMS-банку, который иногда пытаются привязать к карте. Нельзя называть таким образом услуги. Есть норматив, но его исполнение обычно делают мучительным и максимально унижающим человеческое достоинство. Как возврат товара.
Вот ещё одно суровое место, где о психике пользователя заранее позаботились:
В этой форме откроется один набор адресов для выбора, если мне отопление, и другой набор — если мне электричество. Но, опять же, не похоже, что они скрывают адреса. Это не осознанное усложнение, а просто кривые руки.
А вот юридически-правильное и очень крутое обоснование:
Только вот юзеру от этого не лучше. Он видел «20 Гб» в заголовке без звёздочек, и что это 10 днём, а 10 ночью — не знал:
В реальном мире даркпаттерн:
Мелкий шрифт (он реально мелкий) под кассой пенсионеры не увидят. Более того, на объявлении ложь — в аптеке есть товары, которые подлежат возврату. Не подлежит возврату большая часть товаров. Или группы товаров, в т.ч. лекарственные средства. Но не всё сразу. Про это нет даже в звёздочке.
Вот ещё один пример «мягко навязанной» услуги:
Это в KFC в счёт в начале автоматические включается пожертвование. Если не сказать, что его надо выкинуть, они не уберут. Разумное предположение, что отказаться от пожертвования куда сложнее, не добавить его добровольно, парни, имхо, преступили некий этический порог.
Вот ещё похожий по ощущениям момент: Дропбокс открывает окно предупреждения про то, что место кончается:
Его хрен закроешь, видна только кнопка «Улучшить». На самом же деле при наведении курсора мыши крест появляется:
Похожий пример в приложениях — «Оставь отзыв» и кнопки «Оставить» и «Не сейчас». Без кнопки «Никогда». Ещё более мягкий пример — это как ведёт себя тот же деинсталлятор Акрониса. Он очень требовательный к вниманию пользователя, поэтому считает себя вправе показываться поверх всех окон в системе:
Но давайте посмотрим ещё на то, что может быть явным «тёмным паттерном». Вот это объявление ЦППК — оно или нет?
Проблема в том, что тут непонятно, что такое «залоговая стоимость» — складывается ощущение, что это цена карты. Непонятно, что она бесплатная. Нет пункта (3), где говорится о получении залога обратно. Поскольку ЦППК нет особого смысла снижать количество провождающих электрички, наверное, это просто кривые руки. Для них-то понятие «Залоговая стоимость» очевидно.
Вот риэлторы развешивают объявления рукописным шрифтом. То, что это печать, можно догадаться, увидев только выборку:
На мой взгляд, тёмный паттерн, но юридически не докопаешься. Какой хотят шрифт, такой и используют.
Вот ещё скрин:
Там экраном ниже примечательная вещь:
За «лучшее» и другие превосходные степени без доказательства больно бьёт антимонопольный комитет. Кстати, это яркий показатель того, что компания работает втёмную — обычно это первое, что пишут на вывеске или в рекламе. Моё просто исследование показало, что как минимум это не лучшая цена — либо не хватает существенных условий сделки вроде «*при доставке до 30 минут».
Итак, что имеем: тёмный паттерн — это злонамеренно искажённый интерфейс, когда привычный пользователю шаблон поведения используется для достижения непрямых целей, либо когда вероятный для существенной доли пользователей вариант поведения скрывается.
Очевидно, что под «злонамеренно» и «непрямыми целями» я понимаю не юридическое определение, а некое оптимальное для пользователей, причём исхожу из локальной этики. Один из сотовых операторов, к примеру, приводил исследование, что автопродление пакета интернета (платное) — это услуга, которую хотело бы подавляющее большинство пользователей. Ну не знаю, как по мне — надо спросить при подключении или после первого ручного продления, а не навязывать услугу.
Проверяем.
Терминал в сотовом салоне:
Явно плохой паттерн — надо было предупреждать про принтер до оплаты. Если бы мне нужна была эта квитанция, я бы хотел узнать до начала платежа, а не в конце.
Вот это, как это ни странно, не подпадает под определение:
Условия указаны, про то, что очки состоят из линз и оправы, знают почти все. Сомнительный момент, но, наверное, здравый смысл всё же подсказывает, в чём подвох. То есть он всё же обозначен.
Вот Трипэдвайзер достал меня своей просьбой зарегистрироваться. Если нажать «Пропустить» сверху (эту кнопку ещё надо найти) — будет вот такое окно:
Dark pattern не в том, что они сныкали кнопку и сделали её непохожей на кнопку, а в том, что после «пропустить» ты ждёшь главного меню. А вместо этого тебе дают модальное окно с двумя вариантами — «позже» и «вход». Оно само по себе нарушает привычный мне шаблон UX, плюс не имеет кнопки «никогда».
Ну и напоследок, задача, которая поставила меня в тупик:
Это Букинг предлагает подписаться на рассылку. Непонятно только, что это именно рассылка по письму в день.
Вот примерно так. И ещё очень рекомендую прочитать пост «Интерфейсы, предназначенные для обмана» в переводе JIghtuse. Только не забудьте, что переходя по этой ссылке, вы даёте согласие на установку браузера Амиго. Ну и мой пост про эксплуатацию этого всего в 2014-м в продуктовой рознице и не только. С тех пор, кстати, многое поменялось — появились пакеты молока по 850 и 800 мл.
Сразу уточню, что все суждения выше — мои личные ощущения, и, конечно, с ними можно спорить.
Автор: Мосигра