Плохой дизайн убивает. Хороший делает жизнь проще. Блестящий — меняет мир. Классическое образование никогда не поспеет за скоростью развития отрасли. Начинающим сложно вскочить в этот поезд. Но можно. За последние два года я посетил десятки конференций, общался с дизайнерами лидирующих компаний, работал над несколькими проектами и обнаружил схожесть в развитии многих специалистов. К полученным знаниям прибавился личный опыт и в итоге получился материал, который я мечтал бы прочитать три года назад.
Главная ошибка
Главная ошибка начинающих дизайнеров — забывать, что такое дизайн.
Дизайн незаметен.
Его сложно описать скриншотом или вставить в мокап. Это не картинка и не файл. Ты осознаешь хороший дизайн, только столкнувшись с плохим. Потому что дизайн — это решение проблемы.
Я понял это не сразу, ведь как и многие увлекался визуальной частью, вместо того, чтобы выполнять задачу, то есть решать проблему клиента и упрощать жизнь пользователю.
Руководитель портальной дизайн-команды Mail.Ru Group Юрий Ветров поддержал эту мысль:
«Главная ошибка начинающих дизайнеров — это упор на рисование экранов вместо того, чтобы думать об общей картине (бизнес-задачи, сценарии взаимодействия и ожидания пользователей)».
Всегда полезно послушать идеи клиента, но вы вправе сделать все по-другому, если это упрощает использование продукта.
«Люди сами не знают чего они хотят, пока им это не покажешь» — Стив Джобс.
Я помню, как два дня безуспешно ходил по магазинам Zara, Reebok, Nike в поисках простых, но современных кед. Тогда я впервые зашел в Lacoste и сразу нашел то, что хотел. В подобных магазинах вещи простые, качественные и их дизайн не меняется в зависимости от моды. Внешний вид эволюционирует, но дизайн стабильно решает одну проблему с которой столкнулся и я — поиск простой, качественно и стильной обуви.
Базовые принципы дизайна применимы в любой отрасли. Не столь важно какой сейчас тренд. Если вы решили проблему, и ваш интерфейс не нагоняет тоску, вы все сделали правильно.
Интересно, что когда я спросил, какие еще ошибки совершают начинающие, Юрий ответил:
«Бездумное использование (или неиспользование) паттернов, потому что они всегда хороши для одной и плохи для другой задачи»
Похожую мысль высказал дизайнер продукта в Badoo Павел Шумаков:
«Начинающие дизайнеры пытаются сделать сразу все по правилам. Но пока ты не поймешь, что делаешь, думать о модульной сетке, иконках не имеет смысла. Пробуйте разные варианты, убирайте все лишнее, экспериментируйте. Лучше начать с хаоса и навести порядок, чем наоборот».
Как избежать главной ошибки?
Грамотно построенный дизайн-процесс избавляет от типичных ошибок и способствует озарениям, значимость которых очень велика.
Мой дизайн-процесс, основанный на личном опыте и курсе от Tilda Publishing, выглядит следующим образом:
— Изучение задачи. Я рисую простые схемы, чтобы наглядно описать задачу. Пытаюсь выявить основные задачи и проблемы, с которыми сталкивается пользователь. Акцентирую внимание на этом и дорабатываю схему. Чаще всего это mind map;
— Исследование. Я просматриваю собранные коллекции на Pinterest, ищу похожие работы на Dribbble, нахожу сайты компаний, чей продукт схож с задачей. Думаю, что можно применить к моей задачи. К концу исследования в голове уже есть несколько вариантов реализации. Остается выбрать верный;
— Решение. Мне нравится делать наброски интерфейса на листах формата А4. Я делаю от 3-х до 20-ти. Начинаю с общего видения интерфейса, а после смотрю удобен ли он для реализации всех функций.
— Макет. В Sketch я реализую выбранный интерфейс. Делаю перерыв. После смотрю свежим взглядом. Вношу изменения. Думаю, как можно сделать по другому. Делаю. Сравниваю. Если нужно, возвращаюсь к этапу 3;
— Обратная связь. Показываю работу и вношу изменения.
Главные навыки начинающего дизайнера
Виртуозное владение Photoshop или Sketch не сделает начинающего профессионалом. Да и профессионалам не следует забывать о нескольких вещах, которые я подчеркнул из общения, статей, курсов и личного опыта.
Развитие (постоянное). Дизайнер знает, как решить проблему многими способами, потому что он посмотрел сотни работ. В этом помогут дизайнерские ресурсы, как Dribbble, Awwards и блоги дизайн-студий. Понравившиеся работы собирайте в коллекции на Pinterest, сортируя по типам (Mobile Profile, Media и т.п.).
Процесс. Следуйте алгоритму. Но и экспериментируйте. Все всегда можно улучшить;
Инструменты. Сейчас их много. Практически любой из готовых макетов может собрать прототип или сделать анимацию. Начинающим не нужно распыляться. Сначала изучите Sketch или Photoshop, а после переходите к другим;
База. Цвета. Типографика. Сетки. Нужно знать. На старте хотя бы поверхностно. Интернет, статьи, курсы помогут.
Что делать прямо сейчас
Практика — лучший способ овладеть профессией. На старте важно набрать портфолио, пускай и из выдуманных заданий. Хорошо продуманное решение, пускай даже одно, сильно поможет в продвижении.
Сделать первый основательный шаг вам поможет следующий план:
1. Поставьте задачу. Возьмите устаревший сайт или придумайте свой. Запишите задачу, как будто её вам передал клиент;
2. Выделите основные элементы. Решите какие блоки будут на сайте (меню, контент, фото и тп);
3. Найдите как минимум пять сайтов с похожей структурой. Подумайте, какие сайты по структуре похожи на ваш. Если ваша цель сделать спортивный сайт, то можно брать за пример новостной. Если это landing page, то загляните на land-book.com;
4. Спроектируйте один экран. Бумага и ручка — все, что нужно. Набросайте несколько вариантов расположения элементов. Теперь у вас есть опыт, так как вы просмотрели много похожих сайтов. Выберите один вариант, который как вам кажется лучше выполняет главную задачу;
5. В Sketch или Photoshop реализуйте рисунок. Не зацикливайтесь сразу на цветах. Сначала сделайте черно-белым. После добавьте акцентный цвет на ссылки и кнопки. Обращайте внимание на размеры элементов, текста, а так же межстрочный интервал. Плохо сверстанный текст бросается в глаза;
6. Найдите на Facebook дизайнера и попросите его прокомментировать ваш дизайн. Выслушивать критику сложно, но полезно. Об этом же говорит Павел:
«Зачастую начинающего дизайнера критикуют такие же дизайнеры и часто полезность таких комментариев не очень высока. Нужно научиться фильтров то, что вам говорят и пишут, в противном случае вы никогда не услышите возможно мелкие, важные замечания из всей каши».
Заключение
Дизайн — это талант? Я не знаю. Но я точно знаю, что если бы не просмотрел сотни работ, не прочитал десятки статей и не завершил несколько проектов я бы не оказался на месте дизайнера продукта. Если вы намерены стать дизайнером будьте готовы, что первые работы будут ужасны. Дорабатывайте их. Смотрите примеры и думайте, почему у других получилось, а у вас нет. Исправляйте. Снова практикуйтесь и когда-нибудь вы взгляните на свою работу и скажите «Это круто».
Спасибо Павлу Шумакову и Юрию Ветрову за комментарии. Мы все выиграем, если русскоязычное дизайн-сообщество будет развиваться. А это зависит только от нас.
Автор: iskros