Если бы я кому-то из хороших знакомых, сказал, что собираюсь написать статью по управлению временем, меня бы подняли на смех. Я являюсь не самым организованным человеком в мире. (Коллега slavapankratov любит рассказывать историю, как из четырех билетов в Казань я умудрился правильно заказать только два).
Злые языки называют нас “разгильдяями”. Мне больше нравится термин: “иррационал”. Однако, у меня было несколько попыток заняться тайм менеджментом, и один совет я уяснил для себя железобетонно. Этот совет, как пишут в американских книгах, изменил мою жизнь. А дело было так.
Давным-давно, еще когда я работал менеджером в одной крупной компании, мировом лидере в производстве микропроцессоров, как-то раз я обнаружил у себя грусть-тоску. Причина была со временем осознана. Я понял, что мой день проходит по простому повторяющемуся алгоритму:
1. Я прихожу на работу, наливаю кофе и открываю Outlook.
2. Из Outlook’а выпадает тонна почты. Американские коллеги, пока мы спали, потрудились, новосибирские коллеги уже 3 часа как работают… Начинаю это все как-то разгребать.
3. В этот момент местные архаровцы забегают со словами: О, Саша, хорошо что ты уже пришел, тут есть такой небольшой вопрос…
4. Дальше начинаются совещания. Вечером — созвон с американскими коллегами.
Короче говоря, целый день продираешься сквозь этот поток входящих. К позднему вечеру приходишь домой:
4. Возникает мысль: надо бы почитать какую-нибудь умную книжку. Книжка в этот момент уже лежит на тумбочке, готовая распахнуть тебе навстречу все свои 192 страницы мудрости.
5. Тут же усталый организм говорит: да не, надо бы отдохнуть. Посмотрю я лучше футбол. Или с ребенком поиграю, а то супруга обнулит мой счет husband points.
Тут незаметно день и кончается. С утра:
1. Я прихожу на работу, наливаю кофе и открываю Outlook
…
День сурка. Так незаметно проходит год. Через год оглядываешься назад: а что было сделано-то? Ну да, мы выпустили четыре версии нашего продукта! И это только мажорные версии!..
А ты, вот ты, чувак в зеркале, ты лично в чем продвинулся? Ты вообще туда идешь-то?..
В какой-то момент я начал напоминать себе гигантскую мясорубку. В нее сверху заходит плотный такой поток входящих, а сбоку вылетают результаты, делегированные задачи и прочий мелкий фарш. И с каждым годом моя пропускная способность как мясорубки растет… Фактически, моя жизнь определяется не мной, а потоком входящих. Что-то здесь не так…
Главный враг был идентифицирован тут же. Это Outlook! Вот он злодей, который портит всю жизнь! Поэтому борьба с ним началась сразу же на следующий день:
Приехав утром на работу, я не стал открывать почту. Это был коварный удар! Который тут же привел меня самого в смятение: а что делать-то?
Раньше было очень понятно, что делать. Вот проектные планы, вот почта — вот все, что там написано, это твое. А тут — непонятно. Начал думать. Взял листик, начал писать себе какие-то задачи. Вспомнил о целях. Что когда-то была задумка уходить в свое дело. Написал себе найти какой-то семинар на эту тему. Нашел семинар, записался.
Короче говоря, решил попробовать так жить пару недель. Что выяснилось?
Помните, как там писалось в книжке “Самый богатый человек в Вавилоне”: получив зарплату, заплатите сначала 10% себе. Потому что иначе, вы заплатите квартплату, за электричество, за кредит и к концу месяца ничего не останется.
Такое ощущение, что со временем все то же самое. На наше время претендует работа, коллеги, семья, телевизор, соц.сети и многие другие. Очень тяжело найти время на себя, если сначала отдать его другим.
В общем, утром я составлял свой план на день. Потом добавил прослушивание всяких аудио-книг и курсов по пути на работу. Через пару недель привык к такому режиму. И дело пошло. Грусть-тоска сказала до свидания, и я даже понял почему.
Потому что когда ты делаешь что-то из своего плана и ставишь плюсик нарпотив этого пункта — ты понимаешь: ага, это я сделал ДЛЯ СЕБЯ. Ооо, я уже не стою на месте, я уже не совсем мясорубка…
Что-то начало качественно меняться. Через год я ушел в свой бизнес, сделав все нужные предварительные шаги. Бизнес во время кризиса 2008 испытал все что мог, но в итоге превратился в Школу менеджеров Стратоплан, но это уже совсем другая история.
Что интересно — в своем деле я уже больше 6 лет. Поначалу почты не было, сейчас опять по 300 писем в день. И периодически она затягивает. Но раз в полгода я говорю почте решительное нет и перестаю читать ее по утрам. В качестве профилактики от грусть-тоски.
К чему я это все пишу. Коллеги, которые постоянно занимаются ежедневным планированием, мне скажут: Саша, это очевидно. Те, кто не занимаются, еще и назовут Капитаном Очевидность. И конечно, вы будете правы. Совет не начинать свой день с чтения почты — тривиален. Тут нет сакрального знания.
Но перед всем этим я прошел два тренинга по тайм-менеджменту, и даже пытался что-то там применять. Но если бы мне кто-то дал мне совет не читать почту по утрам на год раньше, и настоял бы, чтобы я им пользовался, пожалуй, этому человеку я бы сказал спасибо.
Проблема не в знании, проблема в том, что мало кто это знание применяет. Если вы сейчас начинаете свой день с почты — попробуйте ее отложить, и посмотрите, что будет попадать в ежедневный план.
P.S. Если у вас есть свой опыт управления временем (уверен, что он есть), и есть какой-то один совет, который принес вам потрясающую пользу — поделитесь. Уверен, что это вдохновит нас всех вернуться к этому нужнейшему занятию. Тогда и в жизни будут происходить качественные изменения.
P.P.S. Перед Новым годом мы написали несколько статей в нашем блоге о текущем информационном фоне:
- Как ведет себя система уровня государство или бизнес по отношению к вам в момент кризиса
- Как развивалась ситуация в 2008 и контр-примеры кризисного мышления, поведения и результатов
- Решение в статике: контр.загрузка информацией, которая проверена и полезна в перспективе (знаниями)
- Проверка решения в динамике: холостой ход мозга и ситуационная тревожность
По сути — это дополнительные входные отверстия в наших с вами мясорубках. Геополитика, конспирология, эмоции — это все, что отнимает наше время и ресурсы. Как там говорил профессор Преображенский:
— Не читайте до обеда советских газет.
— Гм… Да ведь других нет.
— Вот никаких и не читайте.
Чтобы помочь с отключением от этого фона и определением своих задач на 2015, мы в эту субботу решили провести большую планерку по составлению стратегических планов на год. Там разберем еще один инструмент, после которого станет понятнее, что писать в ежедневные планы. Планерка бесплатная, но требует регистрации (UPD: уже записалось 2,500 человек — как всех вместим, непонятно, но придумаем).
Автор: eagleson