В успехе проекта «Customer Development» (на начальном этапе) играет решающую роль. Конечно, удачно проведенный «Customer Development» сам по себе не гарантирует успеха проекта, но если он не проведен, или проведен плохо, это сильно снижает вероятность успеха. Фраза эволюционный подход в заголовок включена потому, что, я считаю, что процесс «Customer Development» должен быть на всем жизненном цикле проекта, а не только на его начальной стадии.
На начальном этапе процесс «Customer Development» должен идти по одной из ветвей: ваш продукт обладает ценностными предложениями, аналогов которых на рынке нет; продукт имеет аналоги и конкурентов уже представленных на рынке.
Аналогов продукта на рынке нет
То, что это так, в этом надо убедиться, провести исследование. Иначе вы рискуете изобретать велосипед. Интервью с клиентом — процесс не простой. Здесь нужно быть и психологом и социологом. Либо у вас есть способности к проведению таких интервью от природы, либо их надо развивать, и этому надо учиться. Необходимо обладать аналитическими способностями, чтобы после серии интервью сделать правильные выводы, найти и выделить общие шаблоны, которые будут удовлетворять потребности всех (или большей части) опрошенных. Кстати, для проведения интервью полезно использовать шесть правил Глеба Жеглова при работе со свидетелем, которые он изложил в фильме «Место встречи изменить нельзя». Если процесс в этой ветви был продолжительным, после завершения надо посмотреть, не появились ли за это время конкуренты, и сделать возможные корректировки, если это произошло.
На рынке есть конкуренты продукта
Не буду останавливаться на вопросах конкуренции по ценовым предложениям. Это легко просчитывается и не единственная проблема этой ветви. Вам необходимо найти и реализовать функциональные преимущества вашего решения. Необходимо проинтервьюировать пользователей конкурентов. Выпытать у них о проблемах, с которыми они сталкиваются при работе с продуктом, и в своем продукте учесть эти проблемы. Это тоже не просто сделать. Если пользователь работал только с этим продуктом, не имеет опыта работы с другими аналогами, он может просто не знать о проблемах и неудобствах и не сказать вам о них. В прошлом я работал над проектом для компании Panasonic. Проект должен был перевести сотрудников с использования существующего приложения на новое. Я не проводил интервью, но потратил три дня на наблюдения за тем, как люди работают с имеющимся приложением, увидел проблемные места и учел их в нашей разработке. Это дало результаты, переход был безболезненный, и компания была готова к заказу у нас новых разработок. Так что иногда бывает полезно не расспрашивать пользователей, а просто посмотреть на их работу с приложением. Помимо поиска недостатков в продуктах конкурентов, существует еще один важный аспект проблемы: привычка и нежелание переучиваться на новый продукт, даже если он лучше текущего. Когда Microsoft Word только появился, у него уже был сильный конкурент Word Perfect. Microsoft реализовала возможность выбора пользователем набора команд Word Perfect или Microsoft. Уверен, что это имело эффект для переманивания пользователей уже работающих в другом приложении. Если в вашем продукте будет возможность выбора стиля интерфейса, и какой-то из доступных стилей будет похож и напоминать о продукте конкурента, это будет дополнительным положительным фактором при принятии решения о переходе на ваш продукт.
Customer Development в процессе эволюции проекта.
Пользователи уже начали использовать ваш продукт. Не стоит останавливать процесс «Customer Development», а надо перевести его в новую стадию. Далеко не от всех пользователей будет поступать обратная связь: пожелания об улучшениях, замечания о каких-то неудобствах при использовании вашего продукта. Очень полезно создать инструментарий, который позволит в автоматическом режиме контролировать, как используется продукт. Вести запись последовательностей действий пользователя при работе с приложением. Какие панели открываются, какие отчеты запрашиваются, какие кнопки и в какой последовательности нажимаются. Это позволит выделить элементы интерфейса и функционал, который не используется или используется очень редко, и удалить его, сделать менее доступным или, наоборот, более видимым. Это позволит выделить цепочки действий пользователя, которые выполняются часто, и заменить их на одно действие (реализовав одну кнопку вместо, например, трех) или перегруппировать поля в панелях приложения.
В проекте сервис ViaLatM реализован инструмент логирования действий пользователя, после сбора статистики я поделюсь ее результатами и приведу данные об изменениях в приложении, сделанных на основании анализа использования приложения пользователями.
Автор: Euler2012