В годы далекой юности я, как и все вы, обожал все вот эти вот шуточки про глупого заказчика из серии: "…поиграйте шрифтами, сделайте цвет покрасивее…". Ну знаете, весь этот стандартный набор анекдотов под смузи для развлечения в любой успешной вебстудии. Каюсь, грешен, я над этим тоже похихикивал.
Но вот однажды один мудрый человек (а мне в жизни очень везет на действительно умных людей) объяснил мне все и мигом открыл глаза на этот мир: «Все дело в том, что почти любой заказчик дизайна, (уже заплативший предоплату), завидев презентуемый конечный результат — искренне не может понять, как же это вот все вот это вот безобразие повысит его продажи, улучшит статус компании или вызовет интерес у клиентов (и зависть у конкурентов). Проще говоря, все, что он видит перед собой — что вот эта картинка вообще ничего ему не прибавит. Но врожденная скромность и воспитанность далеко не всем заказчикам позволяет набраться смелости и выгнать пинками из кабинета незадачливых дизайнеров-проектировщиков и через суд затребовать свои деньги назад. Поэтому бедный заказчик, в силу своих невеликих знаний и умений в сфере гламурного визуала, пытается помочь, скорректировать работу, найти чуть менее кошмарное решение. Не его вина, что кроме игры со шрифтами и цветом он не может ничего придумать — он ведь не заканчивал Британок и не читал Тафти. Но он, с вершины своего личного опыта отчетливо осознает, что текущий вариант ему не поможет вообще ничем, никак и никогда. Позволь же ему помочь тебе, дай донести, что создано откровенно неработающее поверхностное решение, которое не стоит и десятой части запрошенной за работу суммы и не учитывает миллионы профессиональных мелочей. Сойди с вершины своего дизайнерского Олимпа и разреши ему помочь тебе отработать полученную предоплату». Конец цитаты.
Давайте в рамках данной статьи посмотрим, как же со стороны опытного бизнесмена-заказчика выглядят все наши нелепые потуги проектировщиков-дизайнеров, которые не имеют десятилетнего опыта работы внутри отрасли заказчика и не знают всего множества тонкостей и нюансов, но пытаются с наскока создать качественный продукт. Для визуализации своего повествования в качестве наглядных иллюстраций приведу в качестве примера художественный фильм «Атлант расправил плечи» по мотивам бестселлера американской писательницы Айн Рэнд.
Свой выбор я остановил на данном произведении, поскольку именно оно является вопиющим примером безграмотности, воинствующего дилентантизма и максимально непрофессионального подхода как самой авторши к описываемой теме, так и ее проекции — главной героини произведения. Меня, как инженера железнодорожного транспорта, до глубины души возмутили все те потуги описать в произведении железнодорожную структуру и принципы работы крупной транспортной компании от женщины-автора, имеющей всего-навсего педагогическое образование. Как и положено всякому гуманитарию, автор не знает и тысячной доли всех существующих принципов, требований и технологий организации перевозочного процесса, однако смело и размашисто берется их описывать на тысяче страниц своего произведения. На мой взгляд, это максимально похоже на то, что происходит сейчас в мире веб-разработки. В итоге получился идеальный гимн некомпетентности и полного незнания ситуации.
Итак, Америка 2016 год, к власти пришли некие псевдо-социалисты, которые тут же навлекли на сверхдержаву экономический кризис. Почти все производство в стране разрушено, топливный кризис уничтожил всю транспортную систему в стране и только железные дороги остались последним признаком цивилизации общества и связывают воедино все штаты США воедино. На чем же ходят поезда по мнению педагога по образованию Айн Рейд? Видимо на водородном топливе, так как априори понятно, что дизельного топлива для обычных тепловозов в стране нет вообще. А для электровозов же ведь нужно откуда-то в промышленных масштабах получать электричество, а в стране-то «совок» и разруха. Вот такую антиутопичную картину разворачивает перед нами воспаленное тотальным незнанием сознание автора:
Ситуация 1: сход состава с цистернами ввиду поломки путей.
Реальность: в течении суток на объект выдвигаются десятки единиц техники и личного состава для обеспечения мгновенной замены железнодорожной решетки, запасы каковой в количестве over9000 км хранятся в кажом близлежащем ПМС. Для обеспечения непрерывности движения составы с ближайшей станции поочередно пускаются по соседнему пути, поскольку почти значимые все железнодорожные ветки даже в самой нищей и социалистической стране СССР были двупутные. Одноколейки же связывают только самые заброшенные деревеньки, но никак не регионы и области.
В кино: в этой самой Америке, разрушенной треклятым социализмом, оказывается, существовала единственная железнодорожная ветка-одноколейка и любое повреждение на ней блокирует всю связь между восточными и западными штатами на пару месяцев. Ибо в книге и в
Вот такое «глубокое» понимание регулируемой государством экономики у женщины-писательницы предстает нашему вниманию. Все это было очень похоже на реальную ситуацию в соей жизни, когда в 2007 году сторонняя компания из девочек-программисток пыталась взять на аутсорс создание наисложнейшей программы «АРМ ПТО по ремонту вагонов», в котором нужно было сделать учет всех запчастей, графики всех рабочих процессов, перечень всех необходимых операций со всеми типами вагонов и т.д. и т.п. Получилось у них (разумеется) менее чем ничего, как получается и сегодня и у всех остальных сторонних разработчиков, пытающихся за пару дней постичь всю глубину незнакомых технологий без профильного образования и опыта реальной работы внутри исследуемой области.
Ситуация 2. Рассмотрим регулярный ремонт и облуживание путей.
Реальность: в омерзительном нищем совке, против которого так борется автор, обслуживание и плановый ремонт всех путей производится ежегодно — проверяется состояние шпал и костылей, опытными инженерами промеряется правильность уклона пути и общий износ. Люди вот с такими тележками при бездарном Якунине год за годом пешком (что, вот прямо пешком? да, и никак иначе) проходят все железнодорожные ветки, собирая всю информацию о каждой выщербине или деформации каждого рельса.
Кино: А вот в прежней капиталистической США, которую так любит автор — оказывается пути не ремонтировали со времен деда текущего президента компании, то есть задолго до того, как чертовы социалисты пришли к власти. У всей мегакрутой транспортной компании нет в запасе и одного километра рельс, поскольку последний заказ на поставку полотна, как выясняют главные герои, делался 13 месяцев назад.
Вот так глубоко писательницы постигли сущность моей любимой отрасли и всю правду жизни. Какое же решение принимают эти картонные персонажи, ни рожна не смыслящие в железнодорожном транспорте? Конечно, приходит решение заказать новые рельсы у непроверенной компании, качество стали которой критикуется всеми научно-исследовательскими институтами. Это действо, по задумке писательницы, якобы должно стать символичным слоганом: «кто не рискует, тот не пьет шампанское». Друзья, еще раз вообразите себе все описываемое безумие: отказаться от проверенного поставщика и заказать выплавку рельс на стратегически важном маршруте с нуля от неизвестной компании, качество стали которой не подтверждено никакими исследованиями и противоречит всем ГОСТам.
Именно за такие риски и «креатифф» и расстреливал в 1937 году товарищ Сталин. И абсолютно правильно делал, ибо лучше повесить одного с «дизайн-мышлением» сейчас, чем завтра по его вине погибнут тысячи пассажиров. Государство же в данном романе, надо сказать, не сидит на месте, а усилиями «продажных упырей-сенаторов» пытается хоть как-то противостоять этому безумию от дилетантки-героини. Но их блокирующие законы и социалистические запретные акты слишком мягки, либеральны и позволяют раз за разом авторше романа найти лазейки для того, чтобы продолжить свое грязное дело.
Почему она так верит в свой успех? Почему она не доверяет мнению экспертов и специалистов? Почему владелец компании, не читая выбрасывает любые регламентирующие документы и письма экспертов? Наверное, у нее есть собственная исследовательская лаборатория, которая предоставила ей результаты полугодовых испытаний материала? — звучит в моей голове голос разума.
Конечно, ничего этого у героини и близко нет, ведь сопромат в ВУЗе не изучала ни автор, ни героиня, никто из преданных поклонников произведения, собственно поэтому здесь, в этом выдуманном мире, все и всему верят на слово. У граждан без структурного инженерного
«Дык, эта, тово, как же не выйти-то, ведь тетенька с декольте же сказала, что может и уволить», — так шепчутся настоящие профессионалы в этом безумном фильме и радостно ввязываются в авантюру. «Небось, еще наберет вместо нас дилетантов с улицы, вот тогда то уж точно погибнут тысячи людей», — таков их жертвенный настрой.
Разумеется, в придуманном женщиной фильме не погибнет никто, и новый сплав волшебным образом оказывается самым крепким, легким и крутым на свете, хотя все институты и лаборатории мракобесно отрицали это весь фильм, вставляя таким образом палки в колеса прогресса. Впрочем, главная героиня, видимо подсознательно чувствуя, что недолго музыке играть, и без нормальной организации работы всей по обслуживанию, контролю и ремонту даже нового суперкрутого пути недолго будет музыке играть и очень скоро она вновь скатится в похоронный марш. Именно поэтому, вместо наладки нормальных процессов управления и контроля за движением по новой магистрали (как в проклятом Совке), героиня быстренько меняет профиль деятельности, заявляя, что железные дороги ей более не интересны и теперь у нее уже новый проект — вакуумные двигатели.
Быстрая потеря интереса к своей работе и моментальный перескок с одного на другое — первейший признак профессиональной неграмотности. Настоящему эксперту, как человеку думающему и наблюдательному — его основная работа не наскучит никогда, так как постоянно возникают в поле зрения все новые тонкости, трудноуловимые детали процесса, появляются новые технологии — и улучшать и улучшать любимое дело можно до бесконечности. Но нет, автор практически призывает, чтобы все в мире делалось так, как это сейчас и происходит в разработке сайтов и мобильных приложений:
1. Я ничего не знаю, но давайте вот так! Во-первых, это красиво…
2. Уф, вроде получилось — разбегаемся!
3. Э ребята, а кто будет обслуживать? — Сорри, а у нас уже новый проект.
4. Блин, так ничего же не работает так, как нужно по технологии. — Ок, так заказывайте нам редизайн с нуля за сикстиллион рублей. Ребрендинг и брендбук — в подарок, как постоянному клиенту.
5. Вечный профит!
Какую простую мысль я стараюсь донести с помощью данной статьи и всех многословных аллегорий? Я всего лишь утверждаю, что существующие технологии и процессы в любом деле сегодня стали настолько сложны, что их стало невозможно постичь за пару часов встречи людям, бесконечно далеким от этого дела, кем бы они себя не называли: бизнес-аналитиками, менеджерами проектов, проектировщиками или арт-директорами. Мир в миллион раз сложнее, чем кажется, если смотреть на него через дно стакана для смузи.
Я призываю, чтобы все первоначальное проектирование и написание полноценного ТЗ для любой инфосистемы, а также создание всего контента и рисование скетчей, прототипов, эскизов, мокапов (как угодно) создавалось бы полностью на стороне заказчика, только его штатными специалистами с десятилетиями опыта работы в отрасли. И только в таком случае информационная структура и логика процессов будут выстроены правильно и корректно. Только выращивание UX-экспертов в своем коллективе из самых опытных и уважаемых экспертов, все-таки не так уж сложен ваш Axure и Balsamic для освоения.
Хорошо, как альтернативный вариант также можно рассмотреть найм студийного проектировщика себе в штат на полгода, с прохождением им всего рабочего цикла от девочки-оператора на станции до руководителя отдела логистики. Только такое погружение может дать надежду, что на выходе получится действительно «умная система», а не дриббл-поделка, которую не спасет никакая игра со шрифтами.
Я мало что в жизни могу гарантировать с той же гигантской степенью уверенности, как утверждение о том, что если вашего арт-директора поместить на месяц на рабочее место «последней мили», будь то слесарь, продавец-консультант, оператор, курьер, грузчик — с постановкой же на их стандартный оклад в 15-20 тысяч рублей (200 долларов в месяц), то очень многие иллюзии о том, как всем этим людям будет легко, удобно и приятно работать в новом красивом интерфейсе, как они с радостью будут полностью заполнять все данные и читать все отчеты и оповещения системы, с каким удовольствием осуществлять навигацию по инфопродукту — развеятся, как дым. Да-да, просто дайте им месяцок пропустить все это через себя, ощутить то наслаждение, с каким самые обычные люди будут оценивать их работу — и все насмешки над просьбами «поиграть со шрифтами» закончатся сами собой. И начнется моральное взросление. А еще через пару месяцев придет долгожданное понимание, что именно здесь можно автоматизировать и алгоритмизировать. Вот именно тогда и стоит впервые запустить графический редактор и делать начальные наброски.
Вообще, на мой взгляд, хорошего же проектировщика обучить или найти очень легко — нужно лишь посмотреть, сколько времени он проводит за своим макбуком. Если ваш потенциальный проектировшик сутками (месяцами) пропадает в «полевых условиях» — на объектах компании заказчика, постоянно назначает встречи с профи в исследуемой области, постоянно занимает переговорку и вооружившись кипами бумаг с заголовками «Техпроцесс…», «Схема организации…», «Структура компании…» устраивает мозговые штурмы с группой разработки со спорами и дракой — это самый хороший проектировщик. Он хотя бы пытается понять, что же он должен сделать и как это все будет работать. Ну а если человек просто сидит на стуле ровно и сосредоточенно рисует кнопочки — все, ждите скорой катастрофы всего проекта в самом ближайшем будущем и старайтесь, пока есть время, снять с себя максимум ответственности за происходящее. И да, обязательной настаивайте на крупной предоплате, поскольку по итогам работы, когда заказчик, наконец, увидит ваши иллюстрации и все поймет, оставшихся денег, скорее всего, получить уже не выйдет.
Как известно, требования к современным информационным системам заметно выросли. Теперь она обязана автоматизировать процесс, обрабатывать данные, алгоритмически рассортировывать потоки информации и даже делать некоторые самостоятельные выводы обо всем происходящем. А для этого нужно максимально глубоко погрузится в тему, нужно выполнить правило «10 тысяч часов», затраченных не на рисование кнопок на экране, а на постижение тонкостей и скрытой логики всех процессов в компании заказчика. Если же этого не сделать, то конечные ситуации получатся в точности как в вышеописанном комедийном фильме, с той лишь разницей, что реальная жизнь вовсе не похожа на эротические фантазии одинокой женщины-училки средних лет или бросившего технический ВУЗ иллюстратора-шрифтовика.
Автор: protogui