На входе в студию клиент (виртуально / реально не важно).
Клиент хочет что-то заказать у нас — систему, сайт, приложение, аппу, что угодно — все что можно разработать и даже потом скрестить бульдога с муровьедом например (1С битрикс, просто 1С, другие системы и наша разработка).
Высылает он нам нечто (как мы это видим), называя это «тз» (как он это видит) и говорит — оценить / посчитать / задать вопросы и далее везде, ожидая в ответ как правило получить вполне конкретную точную цифру и срок (беру пример крайней клиники) когда это будет готово.
Ждет.
За годы работы я пришел к работающей конструкции в данной части воронки моих продаж — я всегда отвечаю на такие письма — отлично, получил, я вижу ваши пожелания к решениям в письме и, а тз вы забыли приложить?
В такой конструкции диалог не выглядит слишком агрессивным и всегда случается плавный переход в следующий шаг воронки — позитивный диалог что такое тз и что там должно быть, что еще необходимо изложить именно клиенту, а особенно что не нужно излагать клиенту, а делать это должны мы.
Соглашение о терминологии
Артефакт — физическое представление в реальном мире чего либо сотворенного человеком.
Замысел — то что находится в голове или головах клиентов.
Пожелания — артефакт замысла.
Требования — согласованные с реальностью пожелания.
Физика окружения — в случае с сайтом это все компоненты из которых он может быть изготовлен согласно консорциому w3c. В случае с мобильным приложением — это apple developer program или andriod development и тд
Архитектурное решение — словесно сформулированное предложение о реализации требования, без применения элементов физики конечного окружения (мы говорим про экраны, не говорим про экраны айфона или андроида конкретно).
Техническое задание — подробная конфигурация сооружаемой системы с описанием свойств характеристик назначений каждого элемента и компонента, документ задание в производство, а также документ для приемочного тестирования.
Мухи отдельно — котлеты отдельно.
Рассмотрим очень коротенько жизненный цикл любого замысла и его реализации в реальность:
Замысел (что) -> хотелось бы вина
Пожелания (сформулировано зафиксировано) -> не послать ли нам гонца за бутылочкой винца
Требования (контрольная точка) -> красное сухое французское
Архитектурное решение -> будем потреблять дома из бутылок а не в розлив из бочки в ресторане.
Техническое задание -> в магазине номер 5, выкупить 2 бутылки французского за 5 рублей каждую.
Получение (верификация) -> приняли по требованию, детали сверили с тз по необходимости.
Ввод в эксплуатацию -> открываем бутылки
Эксплуатация -> разливаем по бокалам, потребляем блага.
Еще раз с сайтом или мобильным приложением:
Замысел (что) -> хотелось супер сервис который может делать дело
Пожелания (сформулировано зафиксировано) -> нам нужен сервис который делает это дело X, Y, Z
Требования (контрольная точка) -> сервис должен делать X, Y, а Z не возможно при наличие X и Y, давайте лучше H. ОК.
Архитектурное решение -> X мы сделаем как страницу. Y будет как игра, а H будет как запрос через форму.
Техническое задание -> X 5 экранов (нарисовано), 24 элемента (отмечены, описаны все данные), назначение каждого (выход от работы), сценарии поведения каждого (нажал увидел победил), действующие лица эксплуатирующие (менеджер, домохозяйка на айпеде), результаты от выполнения такие-то (информация получена, ачивка пройдена, письмо отослано, информация о товаре передана в сборку на систему склада и тд ...)
Ввод в эксплуатацию -> принята работа, пошли баннеры реклама, регистрации.
Эксплуатация -> сервис работает, конверсии растут, кеш заходит в кассу.
Кто кому что должен?
Говоря о том что обычно может изложить клиент — это всегда пожелания, даже какие-то из них (малая часть) — потому как описать все пожелание человек не специалист не в состоянии просто по определению — не его контекст, и не должен он его понимать.
Для наглядности я изложил одному из клиентов схемку жизненного цикла одного(!) требования и по сей день показываю для ответа на вопрос что делать:
Если есть замысел то его необходимо извлечь из головы чтобы начать работу — поняли что хотим и записали. Это пожелания. Артефакты замысла клиента — это может сделать только клиент, замысел это его часть работы.
Обычно замысел в виде пожелания и высылают на почту ошибочно называя это техническим заданием, а это даже не требования.
Клиент начинает изложение пожеланий в любом формате — мы не рекомендуем в этот момент рисовать много чего-то и присылать огромные проекты — все они все равно пойдут в проработку начиная с простого списка требований, и поэтому не стоит просто тратить на это время.
Хозяйке на заметку: ожидания что какая-то компания подрядчик возьмет в производство без переработки ваше тз (если вдруг к примеру есть хорошо проработанное на детали тз — к себе в процесс) всего лишь говорит о качестве процесса в этой компании — если они могут его так извне менять, значит работают они хаотично, на глаз.
Практика показывает что в сложных (от слова сложение, комплексных) проектах (а это любая разработка или внедрение любой бизнес системы — от сайта компании, до комплексных внедрений множественных систем) — именно качество и отлаженность процесса у исполнителя является не только гарантией качества результата, а и в целом получения итогового результата а не зарывания бюджета в провода.
В целом техническое задание это документ по сути своей не такой важный для работы над проектом со стороны клиента, сколько важна возможность в любой момент времени обратиться к любому из элементов системы и посмотреть как он будет работать, а также принять его готовность по заявленному документу.
Куда важней этот документ для производства внутри компании подрядчика, а также для контроля выходного продукта на соответствие всем заявленным требованиям и ограничениям — так мы получаем качество.
Вот простые правила предъявляемые мною к любому техническому заданию:
Требования к техническому заданию
Техзадание должно быть
Оно пишется исполнителем в противовес на согласованные требования и подписывается сторонами.
Техническое задание содержит полное и исчерпывающее описание создаваемой системы в терминологии физики решения, в ее эксплуатационном окружении и четко недвусмысленно дает ответы на вопросы:
как именно по шагам отвечая на конкретные воздействия пользователя будет работать любой элемент системы.
как при этом он будет выглядеть
каково его назначение в рамках всей системы
как будет обслуживаться данный элемент в процессе эксплуатации и кем
и тд.
Содержит критерии приемки результата — что именно в рамках физики системы дает ясное понимание что конкретный элемент или сценарий системы работает корректно и успешно.
Написано в паре со специалистом (с подтверждаемой квалификацией) в области системной инженерии требований и специалистом по проектированию взаимодействию с системой.
О требованиях
Требования — это описание (модель) системы к которому сбоку мы приписываем деонтическую модальность. (Анатолий Левенчук)
Отдельно стоит отметить что Бизнес требования — это тербования к тому как должна протекать деятельность системы.
Требования отличаются от пожеланий по простому принципу: требование = пожелание + обоснование.
Для того чтобы обосновать требование необходимо предоставить артефакты подтверждений что требования определены реальной потребностью и своим выполнением перекроют (согласуется с) миссию всего проекта (http://deppkind.livejournal.com/1863.html)
Все требования записываются списком в одну большую таблицу в три колоночки:
| 1. требование | 2. для чего нужно | 3. возможное решение |
Не существует требований второго порядка, или вложенных — требования это конкретное требование к выдаче от системы во внешний мир — что система должна выдать в конкретный момент времени и места.
Требования располагаются всегда на выходе результатов работы функции системы и входе в реальный мир — в котором пользователь системы ее эксплуатирует.
Самое главное что нужно указать чего это делается (я прошу это указать во второй колонке, и это самое важное что может быть) — так как требования пишутся вместе с клиентом — всегда помогаем это сформулировать, иногда это сложный процесс для многих.
Примеры требований из реальных проектов:
Каталог должен показывать (в глаза) товары
Логистическая система должна выдавать маршрут (на бумаге, в электроном письме опять же в глаза и мозг) — чтобы выполнение доставки шло согласно плану.
SMS о тренировках должны приходить на телефоны (устройства) — чтобы не звонить каждому.
Страница товара должна передавать конкретную информацию x y z (в глаза) — для принятия решения о …
В третьей колонке я прошу указать видение решения — как клиент видит что его решение могло бы работать, своими словами — пусть у нас это будет как на этом сайте (обычно так бывает), или мы хотели бы чтобы эта часть открывалась в отдельном окне. Все должно быть синим.
Если какое-то пожелание из видения решения становиться крайне важным — оно перекачивает в раздел документа под названием «Ограничения на решение».
Стоит отметить что ограничения всегда усложняют процесс создания решения и не всегда продиктованы потребностями внешнего мира, поэтому мы их пишем в третьей колоночке и стараемся указать на то что это некая подсказка для нас как бы клиенту было приятнее или удобнее решать ту или иную задачу.
Все это позволяет синхронизировать онтологию мира клиента и нашу для более ясного взаимопонимания.
Когда у нас есть требования — дальше все отрабатывается на автомате — процесс просто выполняется. Тут уже дело техники — за хорошим исполнителем как правило не заржавеет.
Требования обязательно и всегда согласуются друг с другом, формулируются обоснования, проверяется их выполнимость, делается трассировка и тд.
Требования надо обосновать — что вы все не высосали из пальца. Документы, решения и прочие артефакты всегда кстати.
Трассировка требований — это инструмент, позволяющий показать степень проработки и влияния требования на компоненты системы.
В этот момент можно понять степень влияния требований. Требования поменялись — конфигурация поменялась — еще и указывает трассировку и степень влияния.
Требования подписываются сторонами. Требования легко меняются и дополняются постоянно в процессе работы, это фиксируется и не мешает работе. Требования пишутся клиентом — согласуются исполнителем, подписываются сторонами.
Если говорить о распространенных заблуждениях о том что нужно всегда формулировать выгоду от создания продукта или функции, всегда нужно иметь ввиду что мы говорим только о части работ по возведению системы в жизнь и эксплуатацию, и ни разу не говорили о бизнес стратегоровании или требованиях к бизнесу.
Поэтому когда мы говорим про требование и техзадания мы всегда говорим — не выгода а выдача.
Стоит понимать что назначение технического задания — это контрольная точка на вход в производство и выход из него.
Назначение документа-требований — проработка пожеланий и контроль результата.
Если у вас тз на самом деле всего лишь ожидания или непроработанные пожелания — задайте себе вопрос — каким образом вы проконтролируете выход из производства достаточно комплексного продукта?
Где брать требования?
Сесть и писать — ничего в этом сложного вообще нет. Требования это ваши же ожидания.
Если совсем сложно — требования можно заказать, кто сколько берет за это (это интервьюирование вас, где и как это делать каждый решает сам — я делаю это только в студии и за деньги), тут помесь работы секретаря + машинистки. Ну и контрольные вопросы конечно же от нас )
На собранные требования можно давать решения — а только на каждое решение может быть уже цена и сроки. Можно за 5 рублей а можно и за 50 лямов. Тут кто что вам предложит на рынке, каковы ваши потребности и ситуация.
Ждать и требовать подробнейшее тз от исполнителя.
Только после четкого понимания пускать в сооружение (разработку) систему.
На этом все, от себя могу добавить что могу с удовольствием проработать с публичным разбором ошибок ваши техзадания и требования бесплатно (или приватно в качестве экспертизы платно).