Большинство IT предпринимателей сосредотачиваются на создании инновационного продукта, но они забывают, что элегантное решение автоматически не превращается в успешный бизнес. Компании требуется столь же элегантная бизнес-модель, с правильной ценовой политикой, каналами сбыта и взаимоотношениями с клиентами.
Поиск правильной бизнес-модели требует такого же усердия, как проектирование правильного продукта, но подход и требуемые навыки для этого отличаются. Поэтому инвесторы признают, что два соучредителя лучше, чем один. В то время как один может сосредоточится на разработке продукта, второй сделает упор на поиск и разработку бизнес-модели. Оба аспекта должны выполняться параллельно.
Управленческий тандем может взглянуть на бизнес с разных сторон, что в дальнейшем позволит избежать множества проблем. Учредители могут произвести независимое исследование своего сектора. В инвестиционном сообществе, подобная работа называется доказательством бизнес-модели. Оно начинается с проверки бизнес-возможностей модели, во многом так же, как концепция или прототип продукта проверяет техническое решение.
С помощью следующих шагов возможна постройка правильной бизнес-модели:
Согласование стоимости решения в целевом сегменте
Клиенты часто жалуются на отсутствие комплексного и интуитивного подхода, вместе с привычностью предыдущих решений. Необходимо правильно оценить стоимость своего продукта. Слишком дорогой продукт не будет пользоваться популярностью, а слишком дешевый — отпугнет покупателя. В данной ситуации необходимо расчитать свои цены в тех же порядках, что и конкуренты при сходном качестве предоставляемых товаров или услуг.
Проверка действенности продукта
Если у вас есть предварительная версия продукта, нужно подвергнуть ее воздействию реальных клиентов, чтобы увидеть реакцию. В процессе испытания необходимо учитывать обратную связь. Если реакция неудовлетворительная никакая бизнес-модель вас не спасет от краха.
Проверка каналов сбыта и взаимодействия с клиентами
Выполнять этот шаг проще всего с помощью фокус группы. Это не просто презентация продукта. Этот шаг включает в себя все элементы ценообразования, маркетинга, распределения и обслуживания. В процессе исполнения существует возможность вообще избежать любых затрат.
Консультация с экспертами и инвесторами
Небольшой консультативный совет из посторонних людей, имеющих опыт в соответствующей сфере может дать объективную обратную связь, необходимую для создания каналов дистрибуции и продаж. Данный пункт в отношении с потенциальными инвесторами может оказать огромную пользу, даже если в начале и не планируется их задействование.
Планирование и исполнение пилотной версии или территориальное развертывание
Оценка traction на ограниченном территориальном развертывании является отличной проверкой бизнес-модели. Данный шаг позволит оценить затраты, качество и ценообразование на нескольких точках или в одном городе с минимальными угрозами и максимальной скоростью восстановления и исправления ошибок. Преберегите «вирусную» кампанию и наращивание запасов на потом.
Сосредоточьтесь на сборе отзывов клиентов
Уделите особое внимание первым клиентам, и попросите их опубликовать свои отзывы в вашу поддержку. Если вы не можете получить их поддержку, даже с вашими личными усилиями, это тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что бизнес будет испытывать проблемы.
Участие в национальных и отраслевых выставках
Положительная известность, репутация и обратная связь окончательно проверит бизнес-модель и прототип продукта. Участие в экспозиционных мероприятиях может стать отличным источником для налаживания необходимых связей и подготовке к масштабированию бизнеса.
Ваш бизнес-модель может быть лучшим устойчивым конкурентным преимуществом, чем сам продукт. Слишком многие бизнес-планы сосредоточены на продукте и упускают другие детали бизнес-модели.
Приложение усилия только к разработке продукта, и игнорирование работы над бизнес-моделью характеризует выполнение одной половины подготовки к реальному миру бизнеса. Трудно выиграть, делая полдела, особенно если это самая простая половина.
Автор: jasiejames