В данной статье на примере одного неудачного кейса рассмотрим, как отличные навыки дизайн-мышления и креатива, использование ярких идей в совокупности с методологией user-centered design применялись при проектировании зарубежного элитного интернет-магазина алкогольной продукции. В статье будет не просто описываться все случившееся как неизбежность, но и будет проведена попытка проведения «работы над ошибками».
Начало работ: сбор данных
Общеизвестно, что метод вымышленных персонажей хорош лишь для выполнения тестовых заданий при поступлении в провинциальные веб студии, а в настоящих дорогостоящих проектах аналитики предпочитают опираться на реальные данные, собранные при наблюдении за конкретными людьми, а не на собственные представления о жизни придуманных персонажей. Именно поэтому первому этапу графических набросков в проектировании предшествовал этап длительного сбора данных. По его итогам были определены следующие основные тезисы:
• На данный момент существует очень слабый вариант сайта, где нельзя ни поправить заголовки, ни увеличить сниппеты, ни выгрузить базу товаров. Нужен новый сайт с нуля.
• Интернет-магазин будет работать в Индонезии,
• Индонезия – мусульманская страна с негативным отношением к алкоголю среди консервативной части покупателей,
• Основная целевая аудитория: заезжие туристы и местные аналоги хипстеров (представители местного креативного класса),
• Женщины, даже самые продвинутые, алкоголь не покупают совсем,
• Покупатели алкоголя в реальных магазинах всегда стараются поскорее спрятать бутылку с глаз, замаскировать сам процесс покупки, опасаясь осуждающих взглядов,
• Онлайн-платежи – пока скорее экзотика. Почти все будут расплачиваться наличкой;
• Алкоголь даже не самых элитных марок в стране крайне дорог.
Были еще тысячи мелочей, найденных при предварительных маркетинговых исследованиях, которые сейчас имеет смысл опустить.
Итак, основная задача от владельцев компании была поставлена максимально размыто: придумать и воплотить не просто типовой магазин на шаблоне, а сделать громогласное интернет-заявление о доминирующем лидере в данной области. Сайт должен был нанести удар по самолюбию конкурентов и стать образцом и объектом для подражания во всей стране.
Как надо было: в используемой мной сегодня методологии Evo нет времени на красивые абстракции и гипотетические лозунги. Нужно было поставить четкую цель на 1 этап: через 3 дня разместить на любой гибкой для редактирования платформе шаблон интернет-витрины, для постепенного размещения около 2 тысяч товарных позиций. Пока без регистрации и корзины, без платежных систем и т.д. — нужно было просто занять место на
Вообще же эволюция не одобряет резких скачков в дизайне, а предлагает методику «тысяча шагов ежедневных улучшений» старого сайта без потрясений пользовательского опыта внезапными яркими инновациями.
Проектирование: поиски вдохновения
Перед проектированием были проанализированы несколько европейских аналогичных сайтов, составлен своеобразный мудборд. Говоря проще, заказчик четко обозначил район поиска идеи своим определением «сайтов, которые нравятся». Каждые 3 дня круг любимых сайтов кардинально менялся, что добавляло огонька в процесс.
Командой была взята на вооружение концепция «прогрессивного джипега», когда в первую очередь в набросках (мокапах) определяется первоначальная идея и общая структура сайта, а уже затем по ней шлифуются размеры блоков и пиксели. Так начали появляться варианты прототипов: первый, второй, пятый, двадцать пятый. Индонезийские партнеры, как партизаны в Белоруссии, легко отправляли под откос одну концепцию за другой ввиду недостаточно креативного подхода. Поскольку ставка у проектировщиков была повременная – это всем шло даже в плюс, и никто особо не старался форсировать события. Сразу оговорюсь, что в данной статье по настоятельной просьбе партнера не будут приводится конечные варианты дизайна страниц «под чистовую отделку», а только лишь начальные прототипы в Axure, показывающие суть идей в зародыше:
Владельцам магазина было очевидно, что это все было совершенно не то, ведь ряды и колонки стандартных бутылок ничем, кроме мелкой этикетки, не отличались друг от друга — а значит, не создавали никакого «Ах» и «Wow».
Со стороны представителей магазина не покладая рук работало целых три дизайнера, два российских дизайнера также было поочередно подключено с нашей стороны, но скучные бутылки все еще выглядели бутылками и никак не хотели превращаться в «прекрасных принцесс». Дизайнеры раскрашивали прототипы на все лады, проводились тестирования, накапливалась куча информации о том, что люди предпочитают один блок другому, а три колонки бутылок – четырем. Но от устойчивого стереотипа сайта оптовой базы не удавалось уйти ни на шаг. Так, например, нас одно время вдохновляла концепция приложения для Amazon для Windows 8:
Затем нас больше вдохновило приложение Ebay для iOS, а затем еще что-то. Короче всем было понятно одно — никто толком не понимает, что именно нужно сделать и какие цифры из проведенных исследований куда применить для получения сногсшибательного эффекта. Были просто кипы бумажек, слов, цифр, гипотез, мнений и гигабайт картинок – но это не выстраивалось в единую смысловую картинку.
Как надо было: эволюция учит нас, что глупо ожидать сочных плодов – не высадив семя в землю. Глупо ждать от ребенка первого «Агу» — не зачав его. Так, не запустив ни один из забракованных прототипов в рабочую эксплуатацию, не проведя хотя бы тщательного тестирования на десяти обычных индонезийцах — владельцы сайта лишь теряли деньги и потенциальную прибыль на наших бесплодных муках творческого поиска. Любой сайт вообще без дизайна уже продавал бы товар, собирал бы звонки и заявки, наращивал ассортимент представленных товаров. Даже простой обычный лендинг вообще без каталога — все это время мог бы наращивать аудиторию будущих покупателей за счет интересной акции.
Но увы, мелкие успехи никому не были интересны – всем хотелось сразу получить взрывной рост и вирусный эффект для русских туристов на портале «Цукерберг Позвонит» от полностью готового сайта, минуя все предварительные стадии развития и эволюции создаваемой информационной системы.
Прорыв: идея на миллион
И вот однажды на исходе второго месяца поисков убойной концепции мегадизайна нас осенило – а зачем мы собственно так навязываем людям изображения бутылок, расставляя их на все лады — если покупатели в Индонезии стесняются их, прячут их, не хотят их видеть совсем?
Так наконец была найдена единственная правильная идея – продавать человеку его эмоции, воспоминания, ощущения праздника. Далее идет выдержка из документа, озаглавленного как «Арт-концепция сайта»:
Основная идея сайта – мы продаем эмоции, а не бутылки. Изначально прошлые сайты выглядели очень уныло из-за однообразных фотографий бутылок, с одинакового цвета жидкостями, на которых невозможно было разобрать текст на этикетке. Визуально, без вчитывания в текст – покупателю-новичку понять разницу между товарами в соседних колонках было невозможно. Поэтому было принято решение размещать фото людей – на тусовках, вечеринках, общающихся, улыбающихся, отдыхающих, любящих. И на эти обычные фотографии настоящих эмоции людей сверху накладывается трафарет в форме бутылки, ее цена и название, а также краткое пояснение по вкусу, содержанию алкоголя и аромату. Так мы дадим людям не сам товар (стекло и воду), а конечный результат – те чувства, которые они хотели бы пережить вместе с нами.
Прототип идеи основывался на горизонтальном листании карточек потенциальных эмоций. Так, выбирая наиболее подходящую для себя эмоцию, пользователь выбирал и сам товар.
Главная страница:
Карточка самого товара – здесь не только эмоции, но и история создания напитка, и подходящие блюда, и генератор мемов, все что угодно:
По нашей задумке людям просто должно было изначально понравиться разглядывать наши фото, и затем они должны свыкнуться с тем, что товар сам по себе не так уж и плох. Кто-то особо экзальтированный уже предложил рабочее название нашему сайту как «лукбук ваших настроений».
Упиваясь от восторга, ровно в конце второго месяца проектирования мы вынесли на совет директоров владельцев магазина наш потрясающий дизайн и … получили просто шквал негатива. Если кратко описать перечень замечаний к концепции, то они выглядели так:
• Алкоголя в каталоге будет слишком много. Где людям взять столько эмоций?
• На сайте в профиле пользователя требуют указать возраст покупателя, что является непростительной ошибкой и прямым оскорблением покупателя,
• Везде оставлено слишком мало места под текст – поисковики не оценят такой «фотосток»,
• Эта концепция не похожа на типовой шаблонный магазин. А ведь люди в своей массе непроходимо глупы, и не поймут, что от них здесь ждут именно покупки,
• Не предусмотрено место для иконок фейсбука и инстаграма,
• Горизонтальный скролл везде стоило бы заменить более очевидными кнопками «Далее»,
• Шрифты не от Google (что снизит быстродействие сайта в Индонезии в разы),
• Страница 404 вообще вызвала беспричинный дикий смех в зале.
Претензии кажутся вам натянутыми и странными? Все дело в том, что масштабных тестирований последнего варианта дизайна на целевой аудитории со стороны индонезийской команды так никто и не провел, а совет директоров компании просто-напросто устал от постоянных нескончаемых трат (ведь доходов от уже работающего и развивающегося сайта все эти 2 месяца не было, зато оклады у ведущих дизайнеров были вполне себе «западные»). К сожалению, мы все слишком понадеялись на собственную гениальность, взяли во главу угла «экспертное мнение» и пренебрегли желанием поэтапно развивать проект. Возжелав «всего и сразу» и проявив нездоровый подростковый максимализм, в итоге у нашей команды просто отняли весь бюджет на любые дальнейшие действия, попросили выбросить все наработанные образцы дизайна и закрыли проект. Вот такая история.
Как бы мы это делали сегодня
Ни один заказчик сам никогда не знает, какой именно сайт он хочет. Здесь срабатывает обычное ассоциативное
Лучше дать своему проекту как любимому ребенку только то, что нужно ему прямо сейчас – пищу, любовь и свободу для самостоятельного обучения и развития. Стоило бы не ограждать тысячами лишний требований, — а отпустить на простор с бесконечно богатым набором шансов и просто тщательно анализировать – и мы бы сами заметили, в какую сторону следует направлять и корректировать рост для удовлетворения все возрастающего числа пользователей.
Пока ребенок не сел за рояль – никто не заметит, что в нем заложен талант пианиста. Пока ваш самый простенький сайт не собрал первую сотню заказов, первый десяток звонков с вопросами, первые отзывы и пожелания – никогда не решайте единолично за ваших покупателей с другого конца земного шара о том, что им будет нужно от вашего сайта и в каком виде.
Автор: protogui