Анонимное сообщество владельцев веб-студий

в 12:16, , рубрики: recovery-mode, веб-аналитика, веб-студия, история успеха, управление проектами, метки: , ,

Здравствуйте. Меня зовут Артем и я… нет, я не алкоголик, я владелец одной веб-студии.

В этой статье я хотел бы рассказать вам о своем бизнесе, как он начинался, как сейчас идут дела, ну и грубо говоря поделиться опытом в этой сфере, хоть он и не очень велик. На данный момент моя веб-студия входит в 100-ню лучших веб-студий России, добились мы этого за 2 года, это, конечно, приятно.

P.S Я уже пытался писать подобную статью, но, увы, ее загнобили, собственно, как и меня. Второй подход!
Заинтересованных прошу под хабркат.

Я не буду рассказывать как я дошел до того, чем сейчас болею и, знаете, лечиться мне совсем не хочется, ну прям истинный наркоман. :) Расскажу, как все началось и как идет сейчас.

Начало

Два года назад, один мой мало знакомый товарищ предложил мне и еще одному человеку открыть что-то на подобии студии, но, в которой не будет ни каких программистов/дизайнеров и прочих странных личностей, которые бы получали зарплату за то, что сидят в офисе и два-три раза в месяц выполняют какие-то заказы, поэтому первоначально мы стали посредниками, барыгами, так сказать, хотя и позиционировали себя как огромная корпорация с огромным количеством человек, и, знаете, данная техника себя оправдала. Работать нам помог один одноклассник моего товарища, назовем его Алексей. Так вот, Алексей занимался продажей электронных сигарет уже на протяжении нескольких лет, у него было кредитов на 3 миллиона рублей и офис 25кв метров. И вот, после взятия очередного кредита «на развитие» он выделил нам 200 тыс. рублей и попросил за это сделать ему сайт. 200 тысяч очень быстро ушли на аренду офиса, на мебель, технику и на жизнь. Денег нет, заказов тоже, месяц просидели в офисе, делали сайт Алексею, который, кстати, до сих пор не доделали. Все было ужасно плохо и мы уже собирались сдаваться…

Конец?

Нет! 3 месяца жизни не стоили того, что бы так просто сдаться. Мы хотели действительно развиваться и понимали, что это будет не просто, так как в той же Самаре очень большая конкуренция среди веб-студий, хотя и качество работ очень хромает. В любом случае нам повезло и мы нашли одного разработчика экстра-класса, который в последствии стал один из членов нашей команды. Я запомню навсегда слова моего коллеги по цеху: «Эх, ребят, натрахаетесь вы еще с удаленкой». И мы действительно очень страдали из-за того, что главный разработчик сидел в Ростове. В любом случае от того, что мы нашли классного программиста заказов у нас не увеличилось и мы решили пойти на фриланс.

Фриланс

На фрилансе было раздолье мелких заказов по 10-15 тысяч, но нас это ни как ни устраивало, так как мы делили доход с проекта 50/50 с разработчиком, мы решили брать проекты минимум от 100 тысяч, позиционируя себя как очень большая компания с вековой историей. Нам это удалось, причем аж 3 раза! Мы за 3 месяца активной работы на фрилансе срубили 3 больших заказа, которые, стали действительно хорошим толчком к дальнейшему развитию нашей компании. Проекты были, мягко говоря, не совсем стандартные и требовали очень большего числа разработчиков и дизайнеров, коих у нас не было и мы пошли на риски — отдали все проекты нашему разработчику со словами: «Срок 3 месяца, тз на почте, предоплата на карте, делай что хочешь, но проекты сдай!», это было глупо, с этим нельзя не согласиться. Но, на удивление, программист справился со своей задачей на все 100% (хотя дизайнеров предоставляли мы). К слову, мы не просто так скинули проекты, конечно, был полный мониторинг процесса работы, утверждения каждого элемента и работа головой буквально 24/7.
На удивление фриланс послужил отправной точкой в большое и успешное плаванье, мы, буквально приделали «ПО» к «БЕДА». Хотя и были некоторые проблемы с фрилансом, хотя, это скорее конфузы, нежели какие-то глобальные проколы. Вспомнился один случай, когда нужно было разработать модуль для сайта знакомств, мы назвали цену в 100000 рублей, но написали немного коряво — 100. Договорились, в этот же день составили договор и! человек внезапно отказался, в связи с тем, что подумал, что данный модуль будет стоит 100 долларов, смеялись мы долго, да.
Всем начинающим веб-студиям могу сказать: не стесняйтесь брать заказы с фриланса, на первых парах это действительно выход из непростых ситуаций.

ООО, договора, налоги

Когда мы брали 200 штук у Леши, были договоренности: пока не доделаем его сайт, мы не можем открыть свое ООО и работаем от имени его компании, филиал, так сказать. Нам это, конечно, совсем не нравилось и в конце-концов мы кинули Лешу, было не приятно, но человек стал действительно не управляемым и было очень сложно общаться, все таки окружение очень действует на человека. В конце-концов мы вернули эти деньги и попрощались с друг-другом, хоть и не навсегда.
Так вот, мы занялись открытием собственного ООО. Сейчас я точно не скажу, сколько мы потратили времени и денег на это, но если примерно: где-то 5-6 тысяч на открытие юр.лица + открытие расчетного счета, ну и где-то 2 недели времени. Думаю, все вполне стандартно. Мы особо ни куда ни торопились, так как новых клиентов не было и мы работали с проектами, которые заключали договор с ООО Алексея.
Что бы особо не париться по части налогов, выбрали упращенку (6%) и взяли приходящего бухгалтера (это где-то 2-3 тысячи в месяц, а головной боли уменьшается раз в 15, правда потом мы все таки взяли бухгалтера в штат).
С договорами нам помогал один знакомый юрист за пиво, впрочем мы и сами очень много читали книжек о юриспруденции, поэтому знали самые азы, так сказать. Впрочем тут проблем практически не было, могу сказать одно: не пытайтесь обмануть клиента, не пытайтесь оставить лазейки в договоре, чаще всего крупные компании имеют штат юристов, а они в свою очередь в разы умнее вас, все может обернуться очень плачевно. Найдите в интернете примеры договоров, коммерческих предложений и прочей документации и на основании примеров создайте несколько шаблонов, это в разы уменьшит время на подготовку договоров.

Маркетинг, песочница, проблемы

Тем временем наступает лето и начинаются отпуска, мы, зная, что заказов совсем не будет, решаем допилить свой сайт, чтобы к концу лета — началу осени уже быть готовым к маркетинговым акциям и локальным клиентам. Все лето мы этим и занимались. Во всех отраслях бизнеса есть свои сезоны, в веб-маркетинге всегда сезон, но летом очень трудно найти стоящие заказы, это факт. К сентябрю мы закончили свой сайт, скопили денег и начали пиариться в своем городе. Я не думаю, что будет очень важно расписывать все элементы маркетинговой компании, скажу одно — мы работали на узнаваемость бренда, а не над клиентами, так как понимали, что первоначально нужно, чтобы нас узнавали. Кстати, в Самаре по сей день не понимают зачем компании нужен сайт, деревня. Проблемы заключались в бюджете, сами понимаете, что мы не вышли даже на миллион и не могли выделять большие бюджеты на рекламу, а развешивать листовки на остановках вида: «Сайт за 10000 рублей, торопись!!!» было бы очень глупо. В общем кое-как уложились и развесили баннеры с нашим логотипом по всему городу. Скажу сразу — акция удалась! Мы добились чего хотели и нас начали узнавать, мы начали ходить на разные конференции и там очень дерзко высказывать свою позицию. Ну было что-то типа: «Здравствуйте, компания %companyname%, %username% — Вы, товарищ, не правы и вот почему...». Это, конечно, приносило свои плоды.
В конце-концов мы уже не справлялись с наплывом звонков и нам пришлось нанять менеджера, которая бы отвечала на звонки, записывала всю информацию и передавала уже нам. Кстати, почему мы взяли девушку? Ну, во-первых, на девушек всегда приятно смотреть, когда они работают, девушки быстрее обучаются (да, да, это факт), ну и, наконец, женский голос намного приятнее, чем голос парня, который устает уже через 10 звонков. (впрочем, это субъективное мнение, несомненно есть парни, которые умеют заинтересовать клиента, вне зависимости от его голоса, внешности и размера груди, хотя грудь у парня, была бы, наверное, лишь минусом в работе :)
Все как-то очень быстро развилось, скажите вы — да, вы будете правы, лично я сам по сей день не понимаю, почему все складывалось более-менее удачно, возможно, нам просто везло, возможно, сказывалось то, что мы работали 25 часов в сутки и ни на минуту ни сомневались в своем успехе (после фриланса), но давайте все-таки считать это удачей, так как в бизнесе без удачи действительно ни куда.

Настоящая работа

Все что было до этого — фигня, по сравнению с тем, что нам пришлось пережить в дальнейшем — настоящую работу. Под этим я подразумеваю то, что нам во-первых, пришлось менять офис, так как уже было сложно работать удаленно, было страшно, что в один прекрасный день отвалиться один разработчик, а значит и отвалиться проект, что, конечно, врятли кого-то обрадовало. Мы взяли офис в 150 квадратов, наняли 5-6 разработчиков, перетащили главного разработчика в Самару (ох сколько мы потратили денег и сил, не описать), переманили хороших дизайнеров (да, именно переманили, так как было совсем не просто найти хороших дизайнеров, которые сидят без работы) ну и взяли других ребят, бухгалтера, юриста, верстальщика, ну и пару сеошников. Кстати, может быть мы поторопились, так как раньше справлялись со всем сами, но что сделано, то сделано, мы не много потеряли от этого рискового хода.
Был четкий план, он состоял из одного пункта — автоматизировать работу. Ну, наверное, все к этому стремятся, у нас, получилось, не очень. Все равно до сих пор приходиться очень много работать, что бы на выходе получить действительно качественный продукт и порадовать клиента. (Почему все программисты и дизайнеры такие ленивые? Ужас. Кстати, денежная мотивация, видимо, вышла из моды, в офис надо ставить х-бокс. Шутка.)
Можно было бы, конечно, описать как все работало, но, честно говоря я не особо помню, да и обычная работа обычной веб-студии, думаю, это не особо кому-то интересно. Если что, пишите, напрягусь и распишу все.

Проблемы и их решения.

Когда я начинал писать статью, главной целью было помочь новичкам, но, как-то не очень получилось. Хочу загладить вину и расписать с главными проблемами, с которыми сталкивались мы, да и ни только мы.
1) Сроки, качество.
Когда мы начинали — мое кредо было очень простым, делать все качественно и в срок, это, конечно, сразу сделать не получалось. Я поставил эту проблему первой, так как это действительно самая важная проблема всех начинающих веб-студий, так как нет нужного числа людей, очень сложно сделать все так, как хочется самому (клиент хочет меньше, чем хочет ген.дир, по-крайней мере у нас было так), разработчики говорили: «Тебе это надо? Зачем придумывать то, что нет в тз? Это гемор!», меня это бесило! Ну как можно стать лучшими, когда ты делаешь все по тз и с позицией «лишь бы сделать», в последующем я придумал как с этим бороться — рублем. Все очень просто, называешь разработчику цену меньше, чем готов ему отдать, а потом доплачиваешь за доделки, что-то типо: «Я договорился с заказчиком, нужно сделать еще это, вот тебе деньга, он доплатил», эта тактика себя оправдала. Сейчас все проще, в разы, сказал — сделали.
Всем начинающим барыгам могу посоветовать: обманывайте своих разработчиков, как это не странно, но обман — лучшее решение проблемы со сроками и доработками. Назвав более сжатые сроки вы будете иметь «подушку» в худшем случае, а в лучшем вы сдадите проект раньше, а это будет большим плюсом, если проект «горит». Это бизнес, тут приходиться врать даже партнерам.
2) Клиенты
Как ни странно, все считают, что главная проблема в этом бизнесе — это поиск клиентов, но, это ложь! Клиенты прут, если показать им, что они могут зарабатывать больше, если обротяться именно к вам. Как это сделать? Это уже нужно придумать вам, мы в свое время придумали и эта тактика работает по сей день, может быть вы придумаете более лучший вариант, кто знает. Как я говорил выше, начинайте с бирж фриланса, только не засиживайтесь там, а то вы ни чем ни будете отличаться от обычного фрилансера, а потом и вовсе загнетесь.
3) Надежные люди
Да, это проблема. Мне повезло, как и моим партнерам. Сейчас мы делим компании на двоих, все максимально честно. Знаете, мне наш бизнес и наши отношения с партнерами очень напоминает фильм «социальная сеть», где товарищ Цукерберга просто отошел от дел, так как не жил проектом, то же самое стало с нашим 3-им партнером, человек думал, что все будет и так хорошо и особо не вдавался, а потом как-то очень случайно вылетел. Живите своим делом, будьте надежным человеком для других, тогда и такие же надежные люди будут приходить к вам, не пытайтесь обманывать людей, которые вам помогали или могут помочь, это очень чревато. Я не думаю, что в дизайнере вам будет важна надежность, а вот в человеке, с которым вы делаете бизнес — главное надежность, вы можете заболеть, вас может сбить машина, у вас могут быть проблемы, но партнер должен справиться со всем один и помочь вам справиться со всем, на то он и партнер. Вы должны делить не только прибыль, но и риски, дай Бог вам найти такого человека, если же у вас есть такой человек, мне остается вас только поздравить.
4) Деньги
Это можно отнести к надежности. Когда у вас начинают появляться деньги, вы думаете, что вы сами их заработали и вам не очень хочется делиться этими деньгами, но, поверьте, лучше поделиться, в дальнейшем вы будете относиться к этому как к должному и не думать о том, что на эти деньги вы могли бы купить себе новый ноутбук, отношения с людьми дороже вещей, не будьте жадным.
Думаю, это самые важные проблемы, с которыми мне пришлось в свое время справиться, остальное — мелочи и рабочие моменты.

До и после

Начиная все это дело было страшно, страшно потому, что ты не знаешь, что будет завтра, не знаешь, что будет с тобой через месяц или год, словом, пугает неизвестность. Но когда у тебя все начинает получаться, все страхи сами куда-то пропадают. За 2 года нам удалось построить большую компанию, со штатом более 30 человек, эти люди действительно любят свою работу, любят свой коллектив, хотя по-началу все было иначе. За эти года я набрался опыта в 3 раза больше, если бы я работал на дядю, я заработал ни так много денег, как хотелось бы, но компания заработала огромные деньги, которые по сей день вкладываются в её развитие, если вы делаете бизнес ради денег — у вас ни чего ни получиться, кроме желания обогатиться должны быть принципы и идеи, иначе ни как. Из 17-метрового офиса мы переехали в 150-метровый офис с 2-мя этажами, и лично я этим очень горжусь, я горжусь своей компанией, я горжусь собой! Когда-то, если бы я послушал маму и пошел бы в институт, я врятли бы добился того, что сейчас имею, впрочем, все равно лучше маму слушать, на то она и мама. Но, я заплатил за свой успех и заплатил очень дорого.

Цена успеха

Я не знаю, можно ли назвать это успехом, я не миллионер, у меня однокомнатная квартира, которую я купил на свои деньги и машина 2006 года, возможно, в 20 лет это не плохо, но… кому как. Это все стоило мне дружбы, отношений с девушками и прочими радостями молодости. Сейчас мой друг — это мой партнер, с девушками есть одна проблема — нехватка времени, но, чаще всего мне это прощают. Если вы готовы отказаться от семьи, от друзей, от всего ради одного — вашего бизнеса может быть вам повезет даже больше моего, кто знает. В любом случае тут нужно ставить все на кон, нельзя работать на основной работе и заниматься бизнесом как хобби, бизнес — это жизнь.

Заключение

Я не претендую на литературные премии, по-русскому у меня была 3-ка, поэтому если есть какие-то ошибки в тексте — пишите в лс, я буду вам очень благодарен. Статья получилась большая и скомканная, но… как могу, надеюсь вы можете мне дополнить статью, задавайте вопросы, с радостью отвечу на них. А так же жду ваших статей на эту же тему, очень интересно было бы почитать.
P.S В связи с тем, что у меня не достаточно кармы добавил топик в хабы, которые хотя бы косвенно относятся к данной статье, после того, как наберу нужное количество кармы — обязательно перенесу топик.

Автор: acious

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js