Наверное, все уже в курсе предложений нового министра образования РФ по реформированию системы высшего образования (интервью было около 15 дней назад).
Если кратко, то в планах министра в максимально короткие сроки сократить количество бюджетных мест в ВУЗах и увеличить количество платных.
Так же акцент делается на привлечение зарубежных специалистов к преподаванию в российских ВУЗах и заключение с ними долгосрочных контрактов, не менее чем на семестр.
Правда, в качестве примера очередного «иностранного специалиста», приводили бывшего российского.
Данная мера, по мнению министра, будет способствовать поднятию рейтинга российских ВУЗов за рубежом и привлекать зарубежных студентов.
Беда российских ВУЗов в том, что у них малый рейтин за рубежом, и все из-за того, что российские ученые очень мало печатаются в иностранных изданиях, предпочитая российские. А иностранные рейтинговые агенства следят за публикациями в своих изданиях и за количеством и продолжительностью работы в ВУЗе своих профессоров. Чем выше международный рейтинг, тем больше иностранных платных студентов. Из текущей практики, стоимость обучения для иностранного студента выше, чем для российского.
В перспективе министр планирует «полностью уйти от бесплатного высшего образования», что должно открыть новые механизмы по привлечению квалифицированных кадров на предприятия…
«Если хорошее образование будет стоить дорого и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его» (С)
Из «позитивных планов» — это увеличение стоимости содержания одного студента, увеличение стипендии до 10т.р.
А буквально на днях…
в продолжении стартовавших в российских школах экзаменов ЕГЭ, стало известно, что подобные изменения запланированы и для школ.
Бесплатное образование предлагают оставить только до 5-го класса. Далее бесплатными остануться только по 2 часа математики и русского языка, остальное платно. При этом планируется полностью отменить «обязательное» среднее образование — если нет средств платить после пятого класса, то и незачем ходить на два бесплатных часа математики и русского, лучше идти работать. А куда? На завод (если таковой удастся найти), на рынок или дворником.
Как после такой работы, заработав необходимую сумму на дальнейшее обучение, можно будет вернуться в школу — представляется с трудом. Чем то напоминает вечернюю школу для строителей БАМа, только еще и платную.
Далее предлагается перевести всех учителей на фиксированный небольшой оклад, а мотивационную часть сделать незначительной.
Вероятно, чтобы отвадить от школы недобросовестных учителей, пришедших туда чтобы быстро сколотить миллионы, а не детей обучать.
При этом как и всегда Россия делится у нас на Москву и Россию, т.к. мэр столицы пообещал не отнимать у московских учителей надбавки.
А учителя в регионах, ну, как то так...
Перед тем, как сделать некоторые выводы из происходящего, хочу напомнить, что и в Германии, и в Австралии, и еще во многих странах высшее образование бесплатное, если преподается на родном языке. Абитуриенты платят за учебные материалы и делают некоторые взносы, но это до 1000 Евро в год.
Теперь представим, как будут развиваться события далее.
Думаю все согласятся, что как и во времена Ломоносова, наиболее перспективные специалисты выходили у нас именно из глубинки (никого не хочу обидеть).
Теперь методичными усилиями нами же избранных государственных мужей этот «канал связи» с селами и весями оперативно прикрывается.
Представим себе целеустремленного, молодого жителя села (или поселка городского типа), пришедшего в банк за кредитом на обучение. Вероятно, чтобы получить кредит ему будет необходимо заложить свою квартиру иди дом (если они у него, у молодого с ясным взором и пламенным сердцем), есть в собственности).
И как сейчас принято, банк будет иметь возможность потребовать досрочного погашения кредита в случае форс-можора, тройки в семестре, например (троечников же не возьмут же на нано-предприятие).
Кто-то попробует возразить, что гарантом по кредиту должно выступать предприятие, на котором через 6 лет будет работать это молодой и квалифицированный специалист. Наверно должно, но какое предприятие возьмет на себя ответственность за никому не известного самородка из села «Кукуево»?
Нет никакого смысла продолжать дальше фантазировать на тему, «что будет, ели мы»…
Утопия, принудительная деградация малоимущего слоя населения, составляющего, уже, наверно, 80% от всего населения нашей страны.
Преференции для иностранных преподавателей в ВУЗах, они ведь рейтинг поднимают, а наши собственные только преподают. И нашим тогда логичнее всего уезжать туда, где они будут преподавать, поднимая свой собственный рейтинг.
Поколения молодых лиц, не обремененных интеллектом, с неоконченным среднем и необязательным образованием. И как противоположность им, возрастающий поток экспатов, получающих здесь же образование и занимающих все вакантные места на предприятиях на предварительной контрактной основе.
Бессмысленность для молодых школьных учителей влачить из патриотических побуждений нищенское существование в школе, и вечно быть оплеванными за то, что учитель у нас сейчас априори считается взяточником и непрофессионалом, тогда как в мясной лавке можно за день наторговать месячный школьный оклад учителя 13 разряда.
Утопия:
— считать, что деньги правят миром, что на них можно купить все;
— считать, что по щелчку пальцев миллионы людей мгновенно перестанут быть нравственными, честными, сострадающими, великодушными, интеллигентными и по мгновению волшебной палочки начнут правильно прикидывать финансовые планы на 30 лет вперед, какой кредит на ребенка взять и с каким предприятием договариваться о дальнейшей работе;
— принуждать людей перестать быть творческими, импульсивными, непредсказуемыми, т.е. принуждать по чьему-то неудачному образу и подобию перестать быть теми, кто они есть по крови своей, теми, кого так боятся во всем мире и на кого приезжают посмотреть как на небожителей со всех концов света, посмотреть на тех, кого не берут ни войны, ни голод, ни репрессии… ни реформы…
Дай Бог нам пережить и эту «реформу».
Надежду на это все таки вселяют слова ректора одного из московских ВУЗов. Когда к нему пришел запрос от некого компетентного органа предоставить информацию о национальностях обучающихся в ВУЗе студентов, ректор не растерявшись ответил «У нас одна национальность — математика».
Автор: Sterpa