Предлагаю читателям «Мегамозгаа» расширенный материал, подготовленный автором на основе доклада, прочитанного на конференции REQ Labs 2014.
На протяжении последних лет наблюдается устойчивый рост популярности профессии бизнес-аналитика. В подтверждение данного высказывания можно привести несколько фактов. Так по данным TEKsystems, крупнейшего игрока на рынке подбора кадров, с 2008 по 2013 спрос на специалистов в области бизнес-анализа на рынке США вырос на 236%. Данная тенденция характерна и для отечественного рынка. Если говорить о постсоветском пространстве, дополнительно можно отметить появление тематических конференций по бизнес-анализу (ReqLabs и AnalystDays), организацию Киевского и Российского отделений Международного института бизнес-анализа (International Institute of Business Analysis (IIBA). Рост интереса можно объяснить общим увеличением емкости рынка, бурным ростом продуктовых компаний, стремлением аутсорсинговых компаний выйти на новый качественный уровень за счет выполнения всех проектных активностей на своей стороне. В рамках данной статьи хотелось бы рассмотреть тренды последних лет и дать ряд рекомендаций по профессиональному развитию бизнес-аналитиков.
Перед тем как перейти к обсуждению трендов предлагаю определиться с базовыми терминами «бизнес-анализ» (business analysis) и «бизнес-аналитик» (business analyst, BA).
В своде знаний по бизнес-анализу (A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge® (BABOK® Guide) версии 2.0, созданном специалистами IIBA сформулировано следующее определение:
Бизнес-анализ – это совокупность задач и техник, используемых для обеспечения взаимодействия между заинтересованными сторонами с целью понимания структуры, политик и операций организации, а также для рекомендации решений, позволяющих организации достигать своих целей (тут и далее перевод автора).
Из этого определения можно сделать вывод, что основная задача бизнес-анализа – помочь организации, в интересах которой мы проводим наши активности – нашего заказчика, достичь поставленных целей. Хотелось бы обратить внимание, что часть потребностей/ожиданий заинтересованных лиц может остаться неудовлетворенной. Но если при этом цели организации достигнуты, то решение можно считать успешным.
Сразу отмечу, что IIBA рассматривает бизнес-анализ не только в контексте IT-решений, а значительно шире. Так как решение может представлять собой не только IT-систему, но и реинжиниринг бизнес-процессов, изменение штатного расписания, передача части активностей на аутсорсинг и т.д. Мы же сконцетрируемся именно на бизнес-анализе в IT.
Определение для термина «бизнес-аналитик» в BABOK® Guide v 2.0 лично меня немного смущает:
Бизнес-аналитик – это любое лицо, выполняющее бизнес-аналитические активности, вне зависимости от названия должности и роли в организации.
Я бы добавил уточнение, что бизнес-аналитик большую часть времени занят бизнес-аналитическими активностями, так как в противном случае под исходное определение подходит и руководитель проекта (PM), и специалист по тестирования, и разработчик.
Говоря о трендах последних лет будем опираться на исследования крупнейшей тренинговой компании ESI International (Top 10 Trends in Business Analysis in 2013/2014), работу Aaron Whittenberger «Where is the business analysis profession going», изданную в 2014г. ( С переводом данных работ также можно ознакомится тут), а также материалы IIBA®.
Первым трендом, на который хотелось бы обратить внимание, это продолжение расширения области применения гибких методологий разработки (Agile-методология). Несмотря на понимание, что Agile не является «серебряной» пулей, большое число неудачных по разным причинам внедрений и явные признаки агрессивного маркетинга его адептов, популярность Agile остается высокой. Не вдаваясь в детали хотел отметить два, пожалуй, наиболее важных аспекта с точки зрения заказчика. Первое, заказчик начинает получать определенную бизнес-пользу начиная с первых релизов (держим в уме принцип Парето и принцип расчета present value из теории финансов). Второе, методология адаптирована на работу с большим количеством изменений, а мир вокруг нас более чем изменчив. Отталкиваясь от личного опыта, могу сказать, что даже такие консервативные структуры как финансовые институты, как минимум, часть своих проектов переводят на гибкие методологии. Процитирую одну из работу указанных выше: «Быть «Agile» становится компетенцией, а не методологией». В данном контексте от бизнес-аналитиков требуется знаний заточенных под Agile техник, сильных и слабых сторон данной методологией, сферы ее применимости.
Если говорить о техниках спецификации требований, то большую популярность в последние годы набрали подход пользовательских историй (User Story) и наблюдается возврат интереса к технике вариантов использования (Use Case). Приведу один из стандартных шаблонов User Story: As WHO, I want WHAT so that WHY. На мой взгляд очень важную роль играет последняя часть – WHY. Понимание со стороны команды, какую цель хочет достигнуть заказчик, позволяет предложить ему лучшее решение. Для аналитика это хороший инструмент для перехода от «как заказчик хочет решить проблему» к «какую проблему заказчик хочет решить». Это позволяет совместно с командой выработать несколько потенциальных решений, из которых совместно с заказчиком можно выбрать лучшее с учетом существующих ограничений. Таким образом, User Story, с одной стороны, дает нам понимание того, кому какая возможность нужна и для чего она нужна, с другой стороны, дает команде относительную свободу действий по выработке подхода для удовлетворения потребностей заинтересованного лица. В то же время, стоит отметить, что User Story не соответствуют в полном объеме таким критериям «хороших требований» как полнота, однозначность и проверяемость. Один из подходов, позволяющих с этим бороться, является, например, практика определения критериев приемки (Acceptance criteria). Возврат интереса к Use Case можно объяснить тем, что это достаточно удобный механизм описания сценариев взаимодействия пользователя с системой, а значительная часть разрабатываемых систем является именно автоматизированными системами, т.е. предполагают работу человека с системой. Use case служит для документирования функциональных требований, но в то же время он позволяет связать их с не функциональными требованиями. С помощью User Story Use Case мы можем определить границы системы (что мы делаем, а что не относится к нашему проекту) и приоритеты для разработки.
Еще несколько лет назад большинство аналитиков, работающих на постсоветском пространстве, работали как системные аналитики или инженеры по требованиям. «Честным» полноценным бизнес-анализом в понимании IIBA или British Computer Society (BCS) раньше мы не занимались. Теперь такие задачи на аналитиков, в том числе в аутсорсинговых компаниях, возлагаются. Техники SWOT-анализа, матрицы Boston Consulting Group, PESTLE, бенчмаркинг – все эти техники входят в арсенал наших инструментов. Таким образом, бизнес-аналитики все чаще включаются в активности стратегического бизнес-анализа, а потенциальная дорожная карта развития может быть следующей:
Много споров вызывает вопрос о разграничении полномочий бизнес-аналитика и руководителя проекта (например). Однозначно можно сказать, что сферы их ответственности пересекаются, как минимум, в области идентификации и анализа заинтересованных лиц проекта, а также в части приоритизации и определения дорожной карты проекта. Если вернуться к Agile, то ключевую роль в проекте играет Product Owner, де-факто бизнес-аналитик. В продуктовых компаниях практикуется введение должности менеджера продукта, значительная часть активностей которого относится к сфере бизнес-анализа. Для крупных проектов зачастую организуются аналитические группы, во главе которых находится ведущий аналитик. Следовательно, возникает необходимость приобретения аналитиками управленческих навыков.
Одной из ключевых обязанностей бизнес-аналитика остается управление требованиями. Существует много точек зрения, что включает в себя данная задача. Я понимаю под управлением требованиями следующие активности: управление границами решения/проекта, управление изменениями, трассирование требований и приоритизация требований. По мере усложнения проектов/продуктов, данные активности приобретают большую важность и трудоемкость. Работа в условиях распределенной команды также предъявляет более строгие требования к управлению требованиями. В результате все большую популярность набирают специализированные инструменты работы с требованиями, такие как JAMA Contour, Requisite Pro, HP ALM и др. Соответственно, понимание принципов и навыки работы с подобными инструментами становятся обязательным требованием к бизнес-аналитикам.
Позиция бизнес-аналитика по своей природе дуалистична: при работе с заказчиком он представляет команду разработки, при работы с командой – представляет заказчика. Это накладывает дополнительные требование не только к soft skills, но также требует значительных навыков как в техническом, та и бизнес-домене. По мере движения от инженера по требованиям к бизнес-аналитику, задействованному в разработке стратегии развития компании, фокус коммуникаций смещается с конечных исполнителей-рядовых сотрудников компании заказчика на менеджмент среднего уровня и топ-менеджмент. Еще несколько лет назад практически единственной возможностью карьерного роста бизнес-аналитикам виделся переход на позицию руководителя проекта, то сегодня картина более радужная. Приведу дорожную карту карьеры, разработанную IIBA. Как видим перспективы более чем интересные, как в рамках продуктовых и аутсорсинговых компаний, так и вне IT сектора. Как говорится, выбор есть на любой вкус. Также все чаще случаются переходы сотрудников между этим компаниями, сопровождающиеся дополнительными возможностями.
Рассмотрим основные тенденции, касающиеся обучения и профессионального развития аналитиков. Во многих компаниях, особенно крупных, за последние годы наметилась тенденция самоорганизации специалистов, в частности, бизнес-аналитиков. Это могут быть формальные центры компетенции на уровне компании, профессиональные сообщества, клубы и т.д. Новички формируют запрос на знания, эксперты заинтересованы в профессиональном признании, компании – в формировании кадрового резерва. Можно выделить два направления данных сообществ: развитие навыков бизнес-аналитика (техники и инструменты, методологии и стандарты) и знания предметной области. Последнее особенно характерно для финансового домена. Также наблюдается рост инвестиций в обучение сотрудников со стороны компаний. С одной строны это способствует повышению профессионального уровня сотрудников компании, с другой – может выступать в роли поощрения сотрудников. Основной фокус сконцентирован на изучении методологий и «best practices». По мере взросления отрасли, повышается спрос на сертификации со стороны аналитиков. Существующие сертификации для бизнес-аналитиков можно условно разделить на 4 группы:
- предметная область (финансы, бухгалтерский учет и т.д.);
- инструменты/нотации (IBM Rational Rose, OMG Certified UML Professional™, ARIS Certificate / BPM Certification Program);
- soft skills;
- комплексные сертификации в области непосредственно бизнес-анализа/инженерии требований от ведущих международных институтов (IIBA, IREB, BCS).
Резюмируя вышесказанное, приведу довольно оптимистическое высказывание из Top 10 Trends in Business Analysis in 2014 от ESI: «There’s never been a better time to be a BA!».
Автор: le_So