«На ошибках учатся» — мы это слышали уже много раз. И, конечно, всегда приятнее учиться на чужих ошибках. Особенно если это касается бизнеса, когда на кону стоят деньги, репутация, карьера… В заумных учебниках пишут правильные вещи, прописные истины. Но ведь в жизни всё по-другому, правда? Тогда что нам мешает учиться на реальных историях людей, которые прошли свой собственный путь, создали бизнес с нуля, которые были во многом первопроходцами?
Альманах Первопроходца — это сборник историй более чем 20 бизнесменов-новаторов. Среди них такие разные люди, как дизайнер Джессика Хиш и Том Кэй — основатель компании Finisterre, которая предлагает революционную технологию для серфинга в холодной воде. Альманах был создан кинорежиссером Марком Андерсоном и его женой — графическим дизайнером Эмили Андерсон.
В каждом рассказе уделяется большое внимание не только фактам из жизни бизнесменов, их опыту, их взлетам и падениям, но и их образу
В книге от первого лица рассказываются истории появления самых невероятных идей и инновационных стартапов. Всё это вместе дает представление о том, что происходит с бизнесом сейчас и что с ним будет завтра. А как же появился сам Альманах? Прямо сейчас ещё одна история успешного бизнеса развернется перед вашими глазами.
Урок от авторов книги
Вы заранее знали, чьи истории вы хотели включить в книгу? Или всё решалось в процессе?
Марк Андерсон: Мы точно знали, кого мы точно хотели включить. Но и по мере того, как мы компоновали книгу, продолжался поиск интересных героев. В итоге многие добавились в процессе.
Некоторые имена героев книги хорошо всем известны, другие — не очень. Можете рассказать о процессе отбора людей в ваш проект?
M. A.: Мы буквально забрасывали людей предложениями о сотрудничестве! Но наша самая большая трудность заключалось в том, что мы делали это не совсем обычным способом. Мы отсылали каждому потенциальному участнику персональное приглашение, которое включало уникальный URL. Когда человек переходил по этому URL, на web-странице находилось персональное видео-сообщение от меня и Эмили. Там объяснялось, что это за проект и что мы ходим сделать. В подавляющем большинстве случаев были положительные отклики. Мы были просто поражены открытостью и энтузиазмом всех участников!
Одна из наиболее интересных особенностей книги — это стиль изложения. Всё излагается живым языком, откровенно и со своим собственным отношением к делу, что не похоже на стиль изложения обычных книг о бизнесе. Может, какие-нибудь истории произвели на Вас особенное впечатление?
М. А.: Такого эффекта мы как раз и добивались. Лично мне ближе всего статья «The Anyone Paradigm» Джейсона Блюмера. Он развивает мысль о том, что большинство бизнес-проектов созданы, чтобы служить любому, кто встретится на пути. Джейсон также развенчивает распространенный миф: чем больше клиентов, тем больше прибыли. Далее он рассуждает о способах, которые позволяют убедиться, что вы привлекаете именно тех клиентов, которые вам нужны. И это урок нам пришлось усвоить на нашем собственном опыте в бизнесе.
Вы сотрудничали с людьми со всего мира. Как Вам это опыт?
М. А.: Мы работали в команде, встречались и брали интервью у наших героев. Каждый из наших героев был рад поговорить о своих испытаниях и невзгодах так же, как и о своих успехах. Мы поражались тому, насколько они были честными и открытыми, когда речь заходила об их личных историях.
Ещё в самом начале книги вы упоминаете, что участие в беседе с Адамом Морганом (eatbigfish.com) было для вас как «удар молнии», после которого вспыхнул ваш интерес к «первопроходцам». Как скоро после этого появилась идея для книги?
М. А.: The EatBigFish была отправной точкой для всего процесса (и всем тоже рекомендую прочитать их книги), но, тем не менее, запуск Альманаха занял у нас 3 года. Мы начинали, наивно полагая, что процесс будет простым. В действительности, происходил какой-то бесконечный процесс запуска нового бизнеса.
Самый тяжелый момент был, когда мы не смогли запустить нашу первую кампанию на Kickstarter. Так как мы придали большой огласке наше появление там, нам потом было довольно трудно уходить оттуда. Мы вынесли большой опыт из истории с Kickstarter, в конечном счете, книга от этого только выиграла. Но, определенно, возникали ситуации, когда мы были готовы сдаться.
Когда дело дошло до обработки историй, редактирования разделов, разработки макетов, компоновки, как долго это продолжалось? Легко ли было собрать всё это воедино?
М. А. Обработка историй заняла около 3 месяцев. Дизайн и макет заняли месяц. Правда, там ситуация немного осложнилась из-за появления нашей дочери на финальной стадии дизайна! В общем, проект никогда бы не случился без поддержки удивительных людей. Корректура текста осуществлялась нашими друзьями из агентства Stranger Collective. У нас было два очень талантливых фотографа: Alastair Sopp and Rasmus Keger, а в США Josh Vyvyan делал иллюстрации к статьям, в которых не было фотографий. И ещё было много-много людей, которые оказывали нам поддержку и протягивали руку помощи на нашем пути.
Как вы думаете, для кого, в первую очередь, был создан Альманах?
М. А.: В первую очередь, он был создан для нас. У нас было желание сделать книгу, которую мы хотели бы иметь, когда начинали свой собственный бизнес. Потому что на мероприятиях бизнес-сообществ всё описывается уж очень «гладко». У всех всегда всё здорово, и они заставляют смотреть на мир бизнеса через розовые очки.
Там люди в действительности не делятся своим опытом преодоления трудных ситуаций и уроками, которые они из этого извлекли. А книги о бизнесе нам кажутся слишком наукообразными и теоретическими. Наша первоначальная идея была просто собрать подлинные истории и реальный опыт бизнесменов, которые вдохновили нас.
Реакция на книгу была такой, какую вы ожидали?
М. А.: Реакция превзошла ожидания и показала, что результат стоил того. Мы приятно удивлены огромным количеством заказов за пределами Великобритании. Мы распространяем книгу по всему миру. Существует всемирное сообщество выдающихся людей, которые пытаются заниматься бизнесом по-другому. Мы очень гордимся тем, что многие люди, которые в первый раз поддержали проект на Kickstarter, продолжают заказывать копии книг для друзей и семьи. Также мы получили бесчисленное количество писем от людей, которые рассказывают о тех моментах, которые их больше всего вдохновили.
Что изменилось лично для вас с тех пор, как была опубликована книга? Что вы поняли про себя и про бизнес, которым вы хотели бы заниматься?
М. А.: Всё постоянно меняется — вот, что мы любим в нашем деле. Мы постоянно находимся в процессе обучения. Мы развиваем четкое понимание того, что мы хотим сделать и с кем мы хотим сделать это. Это может показаться слишком простым, но для нас это работает. Это был тот процесс, который привел нас к нужному результату.
Мы придерживаемся наших убеждений и это помогает нам быстро и эффективно принимать верные решения и ориентироваться на наш личный успех. Заниматься бизнесом тяжело. Иногда очень тяжело. Бывают моменты, когда нам приходится проходить проверку на прочность. И в таких ситуациях помогает сильная вера в то, что ты делаешь и зачем.
Какое будущее у Альманаха первопроходцев? Будут ли следующие выпуски?
М. А.: Будущее — довольно захватывающая штука. Проект Альманаха уже запущен, теперь мы работаем над серией специальных руководств, где каждый Альманах посвящен какой-то одной теме. Также у нас новая команда, которая работает над проектом и книгой (которая выходит в Сентябре) о женщинах в бизнесе.
Наша ближайшая цель — окончательно запустить наш новый вебсайт. Это заняло больше времени, чем ожидалось, из-за работы над другими проектами.
Автор: semen_grinshtein