Послание думающим инвесторам и начинающим стартаперам. Часть 1.
Нет плохих идей. И нет плохих стартапов.
Есть плохо поставленная задача и безмозглые исполнители.
И, конечно же, есть масса желающих профукать чужие деньги.P.S. В статье есть реальные примеры некоторых известных российских стартапов, которые успешно «пилят деньги инвесторов» и самое главное анализируется, почему именно так и происходит.
Содержание
О чем эта публикация
Инвестор
Руководитель проекта
Команда, без которой нам не жить
Маркетолог
Дизайнер
Программист
SEO-оптимизатор
Контент-менеджер
Верстальщик
Системный администратор
Юрист
Бухгалтер
Выводы и примеры
Опасности
Примеры
Что делать?
А кто мы?
О чем эта публикация
Несмотря на то, что стартапы среди IT-специалистов не обсуждает только ленивый, мы всё-таки решили поднять эту тему и рассмотреть её основательно в разрезе реальных проблем российского инвестора и российского начинающего стартапера. В этой и последующих статьях мы не будем заниматься графоманией и писать наукоподобные тексты (которые вы и сами без труда найдете в интернете или книгах по маркетингу), а попытаемся отразить российскую действительность в сфере интернет-стартапов и найти ответы на извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Как известно, в любом стартапе можно выделить три основные составляющие:
- идея стартапа;
- наличие инвестора;
- руководитель и команда, реализующая идею.
Проблемы и ошибки стартапов, относящиеся непосредственно к идее проекта (актуальность, перспективность, организация операционной деятельности, маркетинговый план и прочее), мы рассмотрим в наших последующих статьях. Кроме того, мы решили здесь не рассматривать саму структуру стартапов, направленность и другие технические моменты, которые известны всем участникам этого проекта.
Сейчас же мы хотим поднять тему некомпетентности, непрофессионализма и желания урвать чужой кусок пирога, характерную для подавляющей части российского бизнеса и, в том числе, сферы освоения венчурных инвестиций. Это, в свою очередь, серьёзно тормозит инвестиции в стартапы и, естественно, превращает активный формат в заболоченную лужу.
Итак, внимательно проанализируем действия инвестора или венчурных компаний, которые рассматривают поступающие заявки для привлечения финансовых средств. Наряду с моментами, которые мы не рассматриваем здесь и о которых мы сказали выше – ниши, темы и т.д., в обязательном порядке при возможном инвестировании есть одна неотъемлемая черта.
Куда бы кто и с чем ни обращался, в анкете необходимо заполнить одну основополагающую часть – наличие команды и срок её существования, который должен быть не менее года. В противном случае проект просто не рассматривается. Это некий рубикон, без которого шансы на успех сводятся к нулю.
Понятно, почему существует такая позиция. Ведь кадры решают всё… или лишают всего. В стартапе кадры должны быть сплочены и монолитны – они должны быть командой. Да, именно командой, способной решать стандартные и не очень вопросы, уметь концентрироваться и работать на результат. Вот именно в этом мы и постараемся разобраться с учётом психологического аспекта тех составляющих стартапа, которые были отражены выше, где особое место было уделено инвестору.
Инвестор
Самомнение.
Я инвестор. Таких как я часто называют бизнес-ангелами. Я — владелец денег, которые надо куда-то вложить. У меня есть деньги, а, значит, у меня есть все. Я – венчурный инвестор, готовый на риск, но риск разумный и обоснованный. Ведь я как Уоррен Баффет, просто нужна команда и тема. И у меня все «попрет». Я буду счастлив и богат.
По факту.
На ум приходят строчки из песни: «Я не ангел я не бес я … усталый странник". В нашей теме правильней интерпретировать следующим образом: «Он не ангел, он не бес, он обычный странник».
Безусловно, он обычный странник среди денежных потоков. И как любому человеку, который всегда родом из детства, невольно вспоминается еще одна детская песенка: «Ах как хочется ….». Да, действительно, хочется нажить денег, причем много и, точнее говоря, очень много. Нормальная мотивация и естественное желание. Против этого не попрешь.
Но, тем не менее, венчурный инвестор — это действительно некий бизнес-ангел. Он ищет сподвижников и соратников, которым при удачном решении задачи он без проблем отпишет долю и поможет в бытовых и житейских вопросах. Как правило, в созидательном процессе для него любые активные исполнители по сути дела являются соратниками, а не просто подчиненными. Для них возможно все – инвестиции, преференции, полное доверие. А в последующем он с ними готов идти и в огонь и в воду.
При этом нужно понимать, что он действительно рискует и потому действительно достоин пить дорогое шампанское и есть устриц на завтрак.
Если говорить о психологическом портрете и реальном положении дел, то у большинства тех, кто имеет свободные деньги, есть проблема в общении. И это связано с тем, что, как правило, к нему идут только за деньгами, причем топчутся в приемной с подобострастием и прогибом спины.
Реально лидеру в любом аспекте не хватает обычного человеческого, а при реализации IT-стартапа и творческого общения. Он хочет, чтобы его понимали, активно обсуждали проблематику и являлись, как мы говорили выше, соратниками и партнерами по бизнесу.
Поэтому инвестор заслуживает особого уважения. К нему не надо относиться как к «профану», и просто богатому индюку, из которого можно щипать золотые перья.
Если инвестор действительно заработает на реализации проекта, то всех активных участников проекта он наверняка озолотит и двинется с ними дальше в просторы больших, а может быть и очень больших денег.
Венчурные инвесторы это особые люди. Скорее всего, это некие магистры финансового рынка специализированных орденов, рыцарей и искателей острых ощущений. Их надо уважать и их не надо «кидать». Их нужно рассматривать как партнеров и, соответственно, выдерживать необходимые правила игры. А правила игры зависят от основополагающих моментов, которые инвестор должен выбрать, поскольку именно он является руководящей и направляющей силой всех и вся стоящих за ним по иерархии. А следующим в «пищевой цепочке» любого стартапа стоит, конечно же, его идеолог и непосредственный руководитель.
Руководитель проекта
Руководитель проекта – это капитан команды. Его можно охарактеризовать следующим образом:
«Капитан Каталкин — козырной валет,
Капитан Каталкин — чёрный пистолет,
Капитан Каталкин — зоркие глаза
Нам с тобой защита, мафии гроза.»
Да, таким он и должен быть. Фартовым, удачливым, готовым на любые перипетии и изменения экономической ситуации в целом и алгоритмов поисковых машин в частности. У руководителя действительно должны быть зоркие глаза, острый ум и змеиная хватка. Дополнительно можем сказать о том, что при таком подходе инвестору – бизнес ангелу повезет. Он сможет решить все задачи и все пожелания. Все фантазии в этом случае могут стать реальностью, а инвестиции будут зачищены как в швейцарском сейфе.
Это в идеальном варианте, когда припев знаменитой песни Александра Буйнова станет объективной реальностью.
А если нет?
И руководитель будет обычным пройдохой – менеджером, который втерся в доверие инвестора и рассказал ему сказку, под которую чаще всего и дают деньги. Да, деньги дают под сказку, и реальный руководитель практически всегда это знает.
Ну сказка, так сказка. При любом раскладе, удачном или неудачном, и он, и инвестор прекрасно проведут какое то время. Сколько оно будет длиться — одному Богу известно. Все зависит от бдительности инвестора и удачливости и профессионализма капитана команды. Сегодня же, чаще всего, руководители вынуждены плясать и вашим и нашим. Они должны подстраиваться под команду и ублажать инвестора.
Весьма непростая дилемма. Тем паче, что у них абсолютно разные задачи. У инвестора — минимизировать инвестпакет. В то время как у команды, с руководителем или без него — раздуть бюджет инвестора до небес. Ведь при этом можно будет спокойно выкачивать социал, пить кофе на работе, рассказывать басни о сложностях и о постоянном мозговом штурме, а также писать доклады о наличии массы препонов и каких то барьеров.
Вот в такой ситуации приходится жить руководителю, отвечая перед боссом и распинаясь перед командой.
Итак, переходим к кадровому вопросу, который в лице команды IT-стартапа должен обеспечить безусловный успех.
«Команда, без которой нам не жить»
Состав этой команды по штатному расписанию любого IT стартапа видится так.
Основной костяк:
- Маркетолог;
- Дизайнер;
- Программист;
- Верстальщик;
- Сео-оптимизатор;
- Системный администратор;
- Контент менеджеры – рерайтеры и копирайтеры.
Вспомогательные фигуры – по факту. И главные участники по их собственному мнению:
- Юрист;
- Бухгалтер;
- Прочие действующие лица (водители, повара и т.д.).
Маркетолог (он же рекламщик)
Самомнение.
Я могу продвинуть любой проект. Только я знаю психологию покупателей и все правильные рекламные ходы. Без меня ничего не получится, поскольку только реклама может привлечь покупателей и принести прибыль проекту. Все должны понимать, что маркетинг – это движущая сила любого бизнеса.
По факту.
Один из самых ярых «проедателей» бюджета любого стартапа. Если дать ему волю, то он, скорее всего, не продвинет, а задвинет проект на задворки истории. В этом случае не удивляйтесь, что в скором времени вы увидите рекламные баннеры своего проекта не только в метро, журнале «Нефть и газ России», но и будете наблюдать за маршрутками, раскрашенными в цвета и логотип вашего стартапа. Зачастую маркетолог-рекламщик не отдает себе отчета что он продает, кому он продает и как он продает. Используя многостраничные учебники великих маркетологов 60-х годов прошлого века, которые он почитывал на курсах переподготовки инженеров, он будет с умным видом доказывать вам силу рекламных проспектов на разворотах популярных изданий, говорить о целевой аудитории и фокус группах. В обязательном порядке информация за дурные деньги, скорее всего, будет опубликована на внутренних печатных изданиях Аэрофлота или РЖД с уверенностью в том, что именно в пути любой человек будет восхищаться гением маркетинга. И еще во многих «маркетинговых площадках», которые, может быть, и были эффективны несколько десятков лет назад.
Главный принцип командного маркетолога – выбить себе львиную долю всего бюджета проекта. Задумываться над эффективностью того или иного метода продвижения – не его задача. Тут действует принцип – чем дороже, тем лучше. Следует вспомнить анекдот про галстук, который можно за углом купить втридорога дороже. Он скорее будет заниматься не эффективными продажами продукта, а играть на амбициях инвестора и капитана, доказывая, что чем престижнее рекламное место, тем это выгоднее для статуса проекта.
А когда вы попросите его написать продающее, подчеркиваем, продающее, письмо и разослать его вашим потенциальным контрагентам, вы, скорее всего, увидите там только банальные фразы, восхваляющие ваш продукт и вашу компанию. Ни о каких продажах и привлеченных контрагентах речь не идет, конверсия от деятельности такого маркетолога стремится к нулю.
Дизайнер
Самомнение.
Я творческая независимая личность. Я творец. Только я способен придать незабываемый шарм и уникальность любому проекту. Да я думаю и творю сутки напролёт. Все должны восхищаться необыкновенностью моей мысли и художественного мастерства.
По факту.
Редкостный мерзавец с обострённым чувством прекрасного (в лучшем случае, а зачастую – человек, закончивший художественное училище и имеющий, если, конечно, неплохо учился, начальное базовое чувство вкуса), на которого, по его мнению, должна пахать вся команда, реализуя его фантазии в жизнь.
В противном случае обострённый
Наверняка вы увидите слёзы на глазах, заламывания рук, закатывания глаз. Если повезёт, то обиды исчезнут через день, если нет – то, наверное, процесс может затянуться до бесконечности. При этом будет создана попытка сформировать общественное мнение, то его талант недооценили, а его самого не поняли.
Особую обиду он затаит на того, кто сможет раскрыть истинную сущность, которая граничит с неким женским началом, характерным для оных действий. Вообще это некое женское начало для дизайнера весьма характерно. Здесь, как нам кажется, стоит задуматься о его реальной сути и понять, мужчина он или нет.
Также необходимо понимать, что довольно нередко «фантазии» он коммуниздит с других сайтов, меняя цвета и направления линий.
Но при этом всячески старается затянуть процесс для создания собственной значимости.
Программист
Самомнение.
Я всё смогу, я всё сумею. Я создам мегапродукт, а моё техническое задание достойно минимум вселенского гранта. Без меня все они букашки, а со мной – команда.
По факту.
Программист – исходный продукт двоичной системы. Это главный из шотландского рода Бинаров. Он постоянно стучит, иногда при этом думая. А иногда просто вбивая код программы, с помощью которого, и это его личное мнение, он может общаться со всеми окружающими людьми. Без контроля ни о каком юзабилити админки и удобстве пользования остальных участников кадрового ресурса не может быть и речи. Ведь он создаёт мегапродукт, не понимая, что в этом случае он создаёт его лишь только для себя. А удобен он для других или нет – ему по барабану, ведь он бессмертный рода Бинаров.
При этом он всегда стремится к совершенству и он настаивает на том, чтобы под любой проект писался собственный движок. Вообще, количество движков, которые должен написать программист, не поддаётся исчислению: на каждый вздох — модуль, на каждый звук – своя программа. А зачастую самописный движок – это лапша на уши заказчику, который чётко определён как «кенгуру».
Чтобы было понятно всем и каждому, лапшевидный код не адаптируется ни подо что. Он легко разрушается при попытке адаптации. Как правило, такие коды пишут те, кто боится, что в какой-то момент они станут не нужны. А так они смогут дёрнуть за ниточку и разрушить весь проект в одночасье.
Ещё нужно знать, что при таком подходе ни о каком UNI-тесте не может быть и речи. А речь может идти о том, что такой продукт может создать bottleneck – бутылочное горлышко, которое будет тормозить передачу информации и интернет-площадка станет похожа на черепаху Тортиллу.
И есть ещё нюансы такого кода, о которых программисты прекрасно знают и нередко ими пользуются. Иначе говоря, самописный код лапшевидных движков вообще неприемлем для более-менее серьёзных программ стартапов. Однако такой подход весьма част при реализации даже серьёзных продуктов. Про устоявшиеся коммерческие движки продукт генезиса двоичного кода – он же программист – часто говорит примерно так: «Да они никуда не годятся. Да их адаптация и доделка будет стоить как крыло от самолёта!». В этом случае нужно помнить, что программист может выйти не то что крыло, а как целый самолёт с электронной начинкой.
Есть ещё особенность данного субъекта. Весьма часто он напоминает атлета из общества культуристов, который нуждается в спортивном питании, анаболиках и готов подкачивать каждую мышцу – каждую ячейку, строку и файл – сутки напролёт. Платили бы деньги.
SEO-оптимизатор
Самомнение.
Я самый умный. Я самый сильный. Я самый храбрый. Я бьюсь и с Яшей, и с ГуглОм. Их алгоритмы мне не помеха. Я всё кручу-верчу и поисковик под себя работать заставить хочу.
По факту.
SEO-оптимизатор – тайный кардинал и палач в одном лице. Вообще, когда ведётся речь о сео-технологиях, необходимо быть очень внимательным и осторожным. Если ваш собеседник когда-то сталкивался с сео-мастером, то он может запросто огреть вас дубиной по башке, вцепиться в лицо, а при наличии столового прибора, начать отрезать от вас филейные части. Поэтому, прежде чем произносить слово «SEO», нужно узнать, каким образом контактировал ваш контрагент с этим проводником потустороннего мира, и чем закончилась его медитация. Надо понимать, что обычно это заканчивается пустой тратой денег, продажей личного имущества и разорением целого ряда групп финансистов. СЕО – это нечто. Это мошенники внутри мошенников, которые при этом мошенниками погоняют.
Исходя из этого, можно смело говорить о том, что если «сео» убрать из русского лексикона вовсе, то в значительной степени снизится количество инфарктов, наверняка уменьшится количество людей с повышенным давлением. И это практически сотрёт со статистики медицины такие заболевания как инсульт, инфаркт, стенокардия. Резко снизится число суицидов, депрессий и уныний. Наш Минздрав в этом случае сможет смело рапортовать о том, что его труды были не напрасны, как минимум, за последние 10 лет.
Контент-менеджер
Самомнение.
Я пишу, а им все мало. Я снова пишу, а им опять мало. Ну сколько нужно контента — ума не приложу. Если перестану писать, все встанет, и никто никуда не двинется ни на шаг. Потому, наверное, я один из самых главных.
По факту.
Доля правды в этом самомнении есть. Есть факт того, что контента нужно много, а для хорошего проекта — очень много. Это тот продукт, который можно легко сравнить со стратегическим материалом. Он как хлеб на рынке продуктов. Он как нефть на рынке энергоносителей. Он как воздух и вода обеспечивает жизнедеятельность всего проекта. Но и контент должен быть отменного качества.
Как говорит великий Яндекс, текст должен быть уникальным и читаемым, уникальным и читаемым… и еще раз, а точнее говоря, еще много раз уникальным и читаемым. Но есть еще один аспект. Он должен правильно отражать суть проблемы, иметь необходимое количество вхождений ключевых слов, он должен быть обрамлен инфинитивами, «отглаголкой», «вводняком» и массой других составляющих. Именно эти составляющие и определяют формат генерации клиентского трафика. Но мало кто знает, как пишется нормальный трафико-образующий контент. Практически нет школ, где этому учат, где об этом рассказывают и где формализуют требования к данной проблеме.
Зато есть дефицит рерайтеров, копирайтеров, контент-менеджеров. И это несмотря на огромное предложение бирж контента, где каждый кулик хвалит свое болото. Попытки обращения на эти биржи весьма рискованное занятие. Оплаченный текст нередко продается в другом аспекте. И если вы не первый разместили полученный текст, или же поисковая машина не вас проиндексировала первым, то правду потом не найти. Честно говоря, написать морфологически правильные тексты под Яндекс и Гугл — это целая наука. Эта наука, которая не менее сложна, чем программный код. И непонятно, кто важнее и более главный среди описываемых фигурантов. Очевидно одно: без качественного контента счастья не видать.
Верстальщик
Самомнение.
Я все вывожу, формирую, отражаю. Без меня никто не выдаст нужный формат. И если не я, то и сайту не быть. Он будет кривым, косым и бестолковым. А уж о формализации для поисковика и речи быть не может. Но при этом я постоянно крайний при любых неудачах. А если же все ловят кураж, то меня как будто бы и нет.
По факту.
Веб-верстка — один из конечных этапов создания продукта и открытие его для поисковой машины. Поэтому на этом этапе и проявляются все недочеты, косячки и недоделки. Поэтому верстальщик при неудачах всегда и виноват. Как говорится: «кто последний — тот и папа». Судьба такая. Никуда не деться.
Объективно можно смело говорить о том, что данный субъект реально является одной из движущих сил любого интернет проекта. Без него никуда. Без него ни шагу вперед. И если профи четко осознают термин «уникальность кода», то инвестору, а в ряде случаев и капитану всей команды, данная проблема невдомек. Ни один, даже очень качественный проект стал жертвой незнания данной ситуации. Код верстки должен быть также уникален и легко читаем для поисковой машины. В нем используется целый ряд инструментов и моментов. Не зря ведь говорят: «код чист и качественен». Сорить в коде нельзя. Каждая соринка — это минус для всего проекта. Он должен быть выверен. Практически всегда по качеству кода судят о качестве проекта. Поэтому качественный верстальщик, знающий вышеуказанные и иные нюансы, может резко поднять качество проекта. А при отсутствии знаний и криволапстве — резко сбросит его вниз.
Системный администратор
Самомнение.
Только я понимаю в оргтехнике и софте, и только я могу настроить работу офиса так, чтобы все работало как надо и без сбоев.
По факту.
Несчастный человек, постоянно сетующий на компанию Microsoft за создание надежного и отказоустойчивого Windows 7 (над которым не надо устраивать постоянные танцы с бубном по восстановлению и переустановке, и установить который может любой пользователь с начальными навыками владения мышкой и клавиатурой). Также он ненавидит компьютерные фирмы за продажу уже собранных компьютеров с предустановленным софтом. Радость в жизни сисадмина — облачные хранилища данных, настроить резервное копирование информации в которые может, конечно же, только он, великий Системный Администратор.
Вообще, если сисадмину дать волю и внушительный бюджет, он с пролетарской ненавистью будет опустошать кошелек инвестора на лицензионное программное обеспечение и современное компьютерное «железо». Ну это и понятно: как можно делать серьезные проекты на каком-то вскрытом софте, который используют нищие фирмы и дешевые стартапы. Под серьезную работу нужна установка лицензионного Windows, MS Office, Adobe Master Collection и т.д. Все результаты и ядро проекта должны храниться на мощнейшем офисном сервере, покупать и собирать который должен лично сисадмин (а то нет гарантии, что сервер вообще будет работать). Приобретаться все это будет конечно же в фирме, где у сисадмина есть максимальная скидка, но о которой никто не знает. Кроме того, должно обязательно осуществляться резервное копирование данных с использованием современных облачных технологий. Поэтому сисадмин в команде становится магистром софта и железа, вооруженным клавиатурой и мышкой всевластья.
После того, как куплено и собрано все железо, установлен лицензионный буржуйский софт, компьютеры объединены в сеть и настроено множественное резервное копирование информации, работа сисадмина только начинается. Он каждый день обходит компьютеры других членов Команды, запускает только ему одному известные утилиты и смотрит какие-то логи и протоколы. И не дай Бог какой-нибудь девочке контентологу пожаловаться, что с ее компьютером что-то не так. В ответ можно услышать что-то вроде: «Если у человека руки и ноги растут из одного и того же места, то это уже не человек, а существо из отряда членистоногих…». И, конечно же, о своей незаменимости и криворукости остальных членов команды сисадмин будет ежедневно доносить руководителю проекта, всячески подчеркивая свою исключительную и важнейшую роль в успехе всего предприятия.
Юрист
Самомнение.
Я нужный и главный. Без меня они никто и звать их никак. Их просто порвут как тузик грелку, если они не будут слушаться меня. Без меня никто не составит никакой бумажки, без меня никто не подпишет никакого документа. Я … Я… Я …!
По факту.
Я… Я… Я… — … «головка маковая». Ну прям само напрашивается. Это один из самых странных членов команды и у него одна из самых странных ролей в стартапе IT-проекта. Кратко охарактеризовать его можно как цербера, винодела и искусного мастера по домашнему солению в одном лице. Невольно возникнет вопрос «почему так»?
Во-первых, он как трехголовый пес кербер, который и дал имя церберу в иносказательном варианте, обязан хранить все тайны компании и не выпускать их наружу. В принципе, по внешним признакам он и творит именно в данном ракурсе, но как творит — это отдельная песня.
Если вы позвонили в компанию IT-стартапа, вы его контрагент и вдруг услышали фразу «документ (договор) у юриста» — то все пропало. Ведь любой документ, попавший к юристу на стол, ложится туда на неопределенное время. Он словно дорогущий виски или коньяк должен выдержаться желательно «не 1 год». Создается впечатление, что, если договор не выдержан, то юрист к нему не может приступить, и потому будьте любезны ждать.
Когда бумаги выдержатся и, по мнению этой самой трехголовой собаки с ядовитой пеной у рта, будут готовы к употреблению, то он словно мастер солений и квашнения приступит к их дегустации. Как минимум часа два он будет раскладывать их на столе, и потому стол у него должен быть большой, а, следовательно, и комната, где стоит этот стол с юристом, должна занимать не один десяток метров.
В принципе все договора идентичны, но не для него. Он то там, то сям будет добавлять щепотку соли, веточку тмина, а нередко и яда, и обязательно, на 100% найдет пару строчек, которые его не устроят. Как правило, эти строчки обыденны, но опять же не для него. Он обязательно их интерпретирует, придаст им завуалированную форму, чтобы позлить партнера, в которой даже не сведущий в юриспруденции человек найдет подвох, и отправит его вам. Все. Начался обмен продуктами домашней и зачастую отравленные засолки.
Вы, соответственно, разозлитесь, дадите свой вариант документа, и процесс может затянуться на неопределенный срок. Прикол заключается в том, что псина при деле, и она при этом озадачила вас. Озадачить кого угодно своим процессингом — первостепеннейшая задача юриста в штате.
По этому поводу он составит не один десяток докладных не только капитану, но и бизнес-ангелу. Он обязательно начнет формировать общественное мнение своей исключительности. Он постарается сложить сагу о том, как герой нашего времени в его же лице изобличил злобный умысел и предотвратил разрушение устоев структуры. Но это только сага. Причем сага собачья.
Поэтому юрист обязан быть на аутсорсинге. Юрист в штате — это обязательно интрига и пустопорожние разговоры ни о чем. Это попытка создать заговор. Также необходимо понимать, что два юриста – это уже восемь мнений, а если их больше, то мнений не сосчитать.
Бухгалтер
Самомнение.
Да без меня здесь все сопрут. Да без меня здесь все своруют. А гос. органы вообще порвут всех на британский флаг. Я, и только я смогу все сохранить, сберечь и приумножить. Я здесь самый главный. И никаких гвоздёв.
По факту.
Бухгалтер должен относиться к обслуживающему персоналу, без особого собственного мнения. Должен четко перекладывать бумаги, вовремя сдавать отчетность, следить за финансовыми потоками и не создавать при этом административные барьеры.
Если это будет не обслуживающий персонал, и бухгалтер завоюет пальму первенства, то тогда дело точно швах. Это будет напоминать известную поговорку «хорошо, когда я имею машину, а не когда машина имеет меня».
И если бухгалтер возглавит иерархию всего происходящего или займет в ней одну из ключевых позиций, то для всех, подчеркиваем, для всех наступят ужасные времена и, по сути дела, будет вечный мрак. Инвестору придется платить за все и вся. Ему и руководителю придется выслушивать плач пленного турка в армянском плену о бессонных ночах в отчетный период, о воспаленных глазах в это время и о многом другом.
Слушать им, бедолагам, и не переслушать. Все остальные члены команды будут выстроены как бравые солдаты швейки в единый фрунт. Во главе фрунта станет имя нарицательное «отчетность». Отчитываться будут за все и вся.
Нужно будет отчитываться за каждую, подчеркиваем, каждую копеечку, за ручку, листок бумажки, за рулон салфеток и билет в метро. И не важно, что при этом бумаги и картриджи будет истрачено на рубль. А время на отчетность никто и просчитать не сможет. Оно в принципе может занять все рабочее время и даже захватить выходные. Это будет касаться не только уже потраченных денег, но и предстоящих затрат.
Приведем пример.
Чтобы купить салфетки на стол или пару гвоздей нужно будет оформить заявку. Заявку должен будет подписать капитан команды, а лучше инвестор. Поскольку все расчеты будут проводиться по безналу, даже гуталин для обуви придется покупать по договору. Ну а здесь … В дело вмешается юрист… Дальше объяснять не надо. Но если надо, то скажем: покупка любой мыльницы затянется месяца на два.
В результате в компании ничего не будет. Не будет сахара и воды, не будет бумаги и ручек. Все встанет в режим ожидания. И избавиться при этом от бухгалтера будет непросто. Ведь он главный. Особенно ужасной ситуацией станет тогда, когда будет создан отдел бухгалтерии и все проблемы тогда минимум утроятся.
А вывод? Очень просто: бухгалтерия тоже должна быть на аутсорсинге.
Есть еще целый ряд фигур со своею собственной ролью и незабываемой судьбой (водители, повара и прочие). Но, честно говоря, описывать их нет никакого желания, да и целесообразности тоже.
Выводы и примеры
Опасности.
Следует обобщить все вышесказанное и привести примеры. Начнем с обобщения.
Кто на свете всех страшнее и опаснее для проекта?
На 100 % уверены, что это маркетолог, программист и сео-шник. Причем степень их коварства, лукавства и опасности весьма и весьма значимы. Любой из них может в легкую запороть проект — по умыслу или без оного.
Маркетолог может убить любую идею банальными просчетами в маркетинговой стратегии. Например, неправильное определение целевой аудитории ведет к неправильной подаче информации об услуге или продукте в дизайне сайта, рекламе и способах продвижения продукта. Как следствие, огромные рекламные бюджеты просто-напросто вылетают в трубу. Даже неправильный выбор рекламного слогана способен полностью уничтожить проект, перекрыв все продажи. Не будем много распинаться по этому поводу, поскольку про маркетинг и рекламу написано много толковых книг и статей. Пойдем далее.
Программист запросто может свести на нет усилия всех и вся. Особенно он опасен, если ему удалось убедить инвестора и капитана в том, что для сайта проекта необходим самописный движок. Движок то может и нужен, но капитан должен знать в каком формате он пишется. Есть ли там вариант, в случае чего, перехода на общепринятые движки типа битрикс, umi, да и массы других. Если же нет – то всё будет очень туго.
Все разговоры о том, какой движок лучше – это бесконечные рассуждения ни о чем. Лучше тот движок, который удобен для формализации. Лучше тот движок, который поддерживается системной организацией. Если это один, а не десятка два сайтов, и если стоимость проекта не три копейки, то проще адаптировать под себя то, что потом будет поддерживаться. В противном случае последствия могут превратиться в кошмар.
Опасности СЕО-оптимизатора четко прописаны в его сути. И его блудни, ужимки и прыжки смогут завести структуру в такую блудню, из которой ни вылезти, ни выйти. И если эта гадина сделает что-то не так, и поисковик вас пессимизирует или, что хуже, забанит, то проще будет начать всё сначала.
Вся переписка с Платоном Щукиным, его золотые слова об алгоритмах, которые приняли решение, и рекомендации о том, что необходимо дальше трудиться над сайтом, делая его для людей, запросто приведут в неистовство инвестора, капитана, да и всех остальных. Этот проект можно будет списать в утиль как мёртвую площадку.
Дизайнер особой опасности не представляет. Его легко можно заменить, и отряд при этом не заметит потери бойца.
Негативные последствия деятельности других фигурантов поправимы, но тоже могут создавать массу проблем, если верстальщики, контент-менеджеры и сисадмин «включат бычку» и начнут саботировать весь проект. Вообще, саботаж всего проекта может стать локальной катастрофой. Почему это может произойти? А потому, что по вине программиста или сео-оптимизатора проект начнет буксовать, и его конца не будет видно. Все начнут делать ставки. Ставки на то, сколько продержится инвестор, и какой золотой запас у атамана.
В это время всех членов команды могут посетить мысли о своей гражданской позиции. Революционное сознание пробудет пролетарский механизм все отобрать и поделить. Если в коллективном разуме всей структуры гражданская позиция примет уродливые формы, то соответственно, ей может показаться, что инвестор должен вкусить все прелести разорения и вселиться в шкуру обычных граждан.
В этом случае… да что там говорить, что будет в этом случае. В этом случае все разрушится как карточный домик. И это уже головная боль руководителя и инвестора.
Примеры.
Наверное, пришло время привести некоторые примеры. По версии журнала Forbes в 2013 году в конкурсе лучших стартапов первое место занял проект из реального сектора, второе – чисто интернет проект по поиску врачей DocDoc.ru. Ну DocDoc так DocDoc. Посмотрим на него повнимательнее.
Инвестором данного проекта оказался Алишер Усманов, русский миллиардер с азиатскими корнями. Инвестиционный фонд «Aurora Venture Capital» выдал рассматриваемому сервису 1 млн. зеленых. Как отметил (цитируем дословно) управляющий партнер «Aurora Venture Capital» Всеволод Тополянский: «Мы инвестируем в DocDoc не только, как в один из основных ресурсов, где пользователи Интернета смогут подобрать себе врача-специалиста, мы ценим, прежде всего, команду этого портала, которая имеет успешный и бесспорный опыт в IT-индустрии, связанный с продвижением медицины и фармы. Наша оценка проекта DocDoc была самой высокой среди подобных проектов, и мы связываем свои ожидания с людьми, которым многое удалось сделать в этом секторе». Инвестор напомнил, что фонд интересуют проекты, работающие на пересечении медицины и интернет-технологий.
При этом на том же портале 1prime аналитик J.P.Morgan Алексей Гоголев заявил, что портал DocDoc обладает значительным потенциалом роста. «IT–проекты в медицине — одно из наиболее перспективных направлений. Например, американский портал ZocDoc не так давно привлек порядка 50 млн. долларов от фонда DST Global Алишера Усманова и Юрия Милнера. Я считаю, что у таких проектов большое будущее, особенно в России», — отметил Алексей Гоголев.
Итак, по факту. Есть два стартапа-близнеца. В американский стартап инвестируется 50 миллионов зеленых, в российский — 1. Ну как-то не патриотично. Это что ж такое получается: мы вторим Обаме об исключительности американского народа. Или, возможно, мы чего-то не понимаем в бизнес-ангельских мыслях. Ну да ладно, на то он и бизнес-ангел, чтобы иметь свое собственное мнение, непонятное простым смертным.
Но продолжим разбираться с DocDoc. Обратим внимание на дизайн. Видимо, здесь работал тот же дизайнер, что и на ZocDoc. Или же он внимательно, просто до дырки в мониторе, изучал американский проект и решил, что решение американцев оптимально и в коррективах не нуждается.
Теперь про СЕО. Поскольку данный проект ориентирован чисто на интернет публику, сео оптимизации и привлечению целевого поискового трафика здесь должно было быть придано первостепенное значение. Что мы видим после 2-х лет существования проекта и освоенных миллионов долларов бюджета? Всего 10-15 тыс. посетителей в день. И это на сайте общемедицинской тематики!!! Господа, да только по стоматологии аналогичные проекты типа 24stoma.ru собирают больше людей. А кроме стоматологии в медицине еще 50 крупных и около 180 узконаправленных направлений. Считайте сами, какую посещаемость должен был иметь сайт с такими инвестициями и двумя(!) годами на раскрутку.
В плане СЕО можно отметить еще один удивительный проект – autospot.ru. Это вообще «кладезь отвратной комбинаторики дизайнера и сеошника» (по мнению некоторых аналитиков). И полный провал капитана команды. Инвестиций туда направлено в несколько раз больше. При этом СEO на абсолютном нуле, а точнее говоря, в глубоком ж… жирном минусе. Дизайн, опять-таки, весьма напоминает, до боли просто, его американского предка truecar.com. И ещё… ещё… ещё… Ну почему же контент сайта не уникален? Наверное, сео-оптимизатор прекрасно знает анекдот: «Почему у гориллы ноздри широкие? Да потому что у нее пальцы толстые». Сколько поискового трафика на autospot.ru? Нисколько. А потому что даже через 1,5 года существование проекта, по данным на январь 2015 года страниц в индексе 209, и все тут. А реальный трафик на данный проект нагоняется от рефералов и с контекстной рекламы. Видимо, маркетологи проекта, совместно с сео-магами, решили, что рекламные баннеры в Скайпе намного эффективнее, чем поисковая выдача Яндекса и Гугла. Убедили в этом инвесторов и руководителей и спокойно продолжают "пить виски в дорогих барах, осваивая все новые денежные вливания". Проблема привлечения клиента просто убивается деньгами. Но, судя по значимости Fastlane Ventures Дмитрия Разоренова и Сергея Гобестро, проекту точно не дадут умереть. В него инвестируют столько, сколько потребуется. Раз потратили 6,5 миллионов долларов, то потратят еще столько же. Ведь идея взята от американцев. И потому бизнес модель железобетонно непотопляемая.
Хотелось бы особо подчеркнуть и одновременно с грустью констатировать то, что все проекты почему-то ориентируются на запад. В обязательном порядке при любом стартапе глаза инвесторов глядят за рубеж. Как будто они пчёлы, а этот самый за рубеж – кладезь мёда и цветущая поляна. Ну почему так? Непонятно.
Ну ладно, если уж решили копировать, то нужно чётко и ясно знать, и это истина в искусстве, копия всегда должна быть лучше оригинала. Иначе копию на аукционе не продать. А надо ведь.
Уверяем вас, помимо сео-оптимизаторов и маркетологов, результаты деятельности которых на виду, в данных проектах есть и бухгалтера и юристы, а может и еще какие то адвентисты. Нам об этом неведомо. Но они есть. Точнее говоря, они не могут не есть. И их роль в успешной реализации мечты бизнес-ангела иногда напоминает теневое правительство.
Приведём банальный пример. Вы решили заключить договор с Автоспотом или ДокДоком. Угадайте, сколько времени займёт согласование? Ни в жисть не угадаете. А если не дай Боже отправите свой вариант, то в течение нескольких дней стопроцентно услышите то, о чём мы писали ранее – сакраментальное «договор у юриста»… И далее, как водится, конец телефонного разговора.
Что делать?
Что же делать инвестору и начинающем стартаперу в ситуации повальной некомпетентности и желания получать деньги за ничегонеделание?
Начинающим капитанам можем посоветовать начать самостоятельно разбираться в прикладных аспектах маркетинга, получить базовые навыки программирования и сео-оптимизации. Или, если Вы сильны в одном из аспектов, привлечь полноправного партнера, сильного в другом аспекте. Именно капитан должен полностью формализовать проект и расписать каждому члену команды четкие роли и жесткий алгоритм действий. Он должен дирижировать оркестром, а не плясать под дудку команды. Конечно, в процессе реализации проекта могут быть гениальные находки у каждого члена команды, выходящие за границы алгоритма. Но капитан должен быть способен оценить их качество и полезность для проекта, чтобы на первый взгляд хорошая идея не оказалась бомбой замедленного действия и не перечеркнула месяцы работы и миллионы вложенных средств.
А что делать инвестору? А инвестор поступает очень просто: инвестирует в стартапы, капитаны которых имеют за спиной уже не один успешный проект. Но как тогда начинающим бизнесменам попасть в этот закрытый клуб венчурных инвестиций? Будь у тебя трижды супер идея, никто не будет инвестировать в проект, если у тебя в активе нет пары хотя бы DocDoc-ов или Автоспотов. На возражения, что есть специальные структуры для помощи начинающим стартаперам и привлечению инвестиций под новые проекты, мы ответим в одной из наших следующих статей. И покажем, какая реальная «помощь» оказывается данными организациями.
А кто мы?
Ну и немного пиара, куда ж без этого ;)
Сейчас вы можете сказать себе: «Да, я вижу, что любая, даже самая хорошая идея стартапа может быть уничтожена исполнителями проекта. Но где гарантии, что люди, которые все это написали, не представляют собой тех же Церберов, Бинаров, СЕО-ВУДУ шаманов и пр. И, обратившись к ним, я не потрачу впустую свои деньги и нервы, а заработаю приличную прибыль на вложенный капитал?».
Как говорится в любом уважаемом обществе, благодарим Вас за очень хороший вопрос. Но поразмышляйте вот о чем. Если мы смогли описать подноготную всех фигурантов проекта (многие приведенные факты наверняка подтверждаются и вашим личным опытом общения с ними), то логично, что мы прошли все этапы работы с программистами, сеошниками, маркетологами и т.д. лично. Мы провели огромную работу и накопили действительно массу жизненно необходимых знаний. Все вышесказанное мы проверили на разных примерах.
И сейчас можем сказать, что с большой долей правоты мы представляем собой именно таких капитанов, которые способны подобрать команду (или заменить целую часть этой команды) и реализовать любой, даже самый амбициозный проект.
С нами можно начать новый стартап, и что ещё очень важно, с нами можно реанимировать неудавшийся стартап. Зачастую необходимы всего лишь некоторые коррективы в маркетинге, а также «формализация и стандартизация контента сайта с точки зрения поисковой оптимизации». И поверьте, неудачи и проблемы останутся в прошлом. Ведь с поисковиком нельзя бодаться, с ним нужно дружить, его нужно слушать, под него надо подстраиваться. В этом случае поисковая машина ответит столь необходимой для любой формы и состояния стартапа благодарностью.
Кроме того, мы уверены, что существует огромное количество блестящих, но не реализованных идей вследствие отсутствия инвестиций или недостатка знаний у их генераторов. Давайте изменим сложившуюся ситуацию вместе. Пусть у каждой хорошей идеи появится свой бизнес-ангел, а у каждого инвестора – настоящий капитан Каталкин, способный претворить в жизнь свою идею, а сказку инвестора сделать былью.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Команда Startup Assistance Group
P.S. Время не ждет! Сейчас в нашей стране все мы наблюдаем экономический спад и определенную ломку экономику. Но КРИЗИС – это лучшее время для стартапов. Не упустите возможность запустить интересный проект, пока существующие игроки рынка поглощены решением текущих финансовых проблем. Кризис закончится рано и поздно, но вот вопрос: «кто будет на коне после его завершения?».
P.P.S. Читайте в наших следующих статьях:
- IT стартапы: куда «сливаются» венчурные инвестиции (Послание думающим инвесторам и начинающим стартаперам. Часть 2).
- Как достучаться до закрытой ложи венчурных инвесторов или как пробить головой стену.
- Выбираем идею для стартапа. Верны ли рекомендации американских аналитиков в условиях России?
Автор: MarkoNapoli